Дорогая улыбка
Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть, а теперь пробует управлять ресурсами человеческого здоровья.
Неподалеку от грузинской столицы, на высоте 1150 м над уровнем моря, в марте 2019 года петербургский врач-стоматолог и предприниматель Тамаз Мчедлидзе открыл оздоровительный велнес-курорт Bioli. Пятнадцать лет назад, как он рассказывает, «в один из прекрасных дней посмотрел на себя в зеркало, увидел человека, весящего 164 килограмма, и понял, что он вроде и не больной, а и здоровым не назовешь». За год он похудел на 74 кг и написал об этом книгу. Bioli — реализация идей и мыслей, пришедших после той истории. «Кроме медицины болезней, должна быть еще одна — выявление ресурсов здоровья и управление ими», — рассказывает Мчедлидзе. К марту 2020-го, по его ожиданиям, выручка Bioli достигнет $1,2 млн. Созданная им сеть «Меди» из 25 клиник и 11 центров рентгенодиагностики занимается по большей части «медициной болезней». В рейтинге крупнейших частных медицинских компаний Forbes «Меди» — единственная специализированная сеть стоматологии и косметологической медицины, с выручкой 2,13 млрд рублей она заняла 17-е место.
Кавказские врачеватели
Несколько поколений женщин в семье Мчедлидзе были народными целительницами. В детстве он помогал бабушке и «подносил баночки, скляночки» и с шести лет уверенно хотел быть врачом, ведь все «врачей любят». К 18 годам решил, как старший брат Георгий, учиться в Военно-медицинской академии, но еще на предэкзаменационных сборах понял, что шесть лет армейской дисциплины не выдержит. И в 1978 году он поступил в Первый ленинградский мединститут. Отработав после выпуска в Архангельской области, в 1989 году молодой врач вернулся в Грузию, где открыл частный стоматологический кабинет прямо в родительском доме, а через два года переехал в Ленинград.
Местные депутаты позволили ему арендовать небольшое помещение, принадлежащее комитету самоуправления. За это он должен был бесплатно лечить 50 народных избранников. «Слава богу, что комитет скоро развалился и мои обязательства исчезли, иначе бы я обанкротился», — смеется Мчедлидзе.
На заработанные в Грузии $15 000 он отремонтировал кабинет, купил чешские стоматологические установки Chirodent, нанял врачей. Качественным лечением зубов тогда мало кто занимался, рассказывает он. И вскоре на прием к нему стали записываться на год вперед, тогда предприниматель перевел работу кабинета на круглосуточный режим (днем по записи, а ночью живая очередь) и стал поднимать цену, пока очередь не сократилась до месяца. «Если у других пломба стоила $5, то у нас — $50», — вспоминает он.
Поначалу зарплата девяти врачей составляла $90, потом Мчедлидзе перевел их на процент от выручки, и месячная зарплата увеличилась до $500. Если сначала врачи выражали недовольство его тратами на новые технологии и оборудование, то с ростом зарплаты все вопросы отпали. «Мы стали самой дорогой клиникой в России», — не без гордости вспоминает Тамаз Мчедлидзе. Через знакомство с директором разработчика подводных лодок ЦКБ «Рубин» он узнал, что предприятие закупило немецкое стоматологическое оборудование, но так и не смогло открыть свой кабинет. И Мчедлидзе предложил директору бесплатное лечение зубов сотрудников в обмен на немецкое оборудование. Так у Мчедлидзе появился второй кабинет.