Почему крупнейшая в России сеть обувных дискаунтеров оказалась на грани банкротства.

Forbes

Ритейл

По всем швам

Почему крупнейшая в России сеть обувных дискаунтеров оказалась на грани банкротства.

Текст Елена Ганжур

Еще три года назад «Центробувь» планировала IPO. В предпоследнем рейтинге крупнейших частных компаний России она занимала 148-е место. Теперь на компании висят многомиллиардные долги и иски от кредиторов и бывших партнеров. Ее акционеры давно не действуют сообща. Одни пытаются закрыть обязательства перед банками и разобраться с уголовным делом по факту мошенничества, возбужденным по инициативе Газпромбанка. Другие собирают обломки бизнеса по регионам и ходят на допросы.

«Для меня и остальных акционеров эта история еще не окончена», — считает Артем Хачатрян, владелец 16,4% акций «Центробуви». История началась в 1996 году, когда оптовики Анатолий Гуревич и Дмитрий Светлов решили строить розничную сеть. К 2008 году под вывеской «Центробувь» работало около 300 магазинов, и динамично растущим бизнесом заинтересовались основатели сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. Продав «Копейку», они присматривали, куда бы вложить деньги. Ломакин был знаком с основателями «Центробуви», и те сами попросили его «помочь финансами». За треть акций компании партнеры выложили $35 млн. По словам Хачатряна, им казалось, что сеть обувных дискаунтеров можно расширить до 1000 магазинов. Вместе с дочерней сетью Centro удалось открыть почти 1500. Сейчас осталось менее 300. Акционеры и менеджмент «Центробуви» слишком по-разному представляли, что такое успешный бизнес.

Последние десять лет холдинг «Центробувь» эксплуатировал формат fast fashion

Монстр или пирамида

Сеть, торгующая дешевой обувью для всей семьи, хорошо разогналась на волне предыдущего кризиса. Ее выручка выросла с 14,2 млрд рублей в 2009 году до 45,4 млрд рублей в 2013-м. «Иногда в день могло открыться до 20 магазинов в разных городах», — вспоминает один из ее бывших менеджеров. Компания вышла в лидеры среди продавцов одежды и обуви с долей рынка 6% в денежном выражении (оценка Euromonitor по итогам 2015 года).

«Владельцы «Центробуви» стремились накачать капитализацию как можно больше, иногда не замечая, что делали неверные шаги, в том числе открывали лишние торговые точки»

Приход опытных, амбициозных и харизматичных инвесторов — Сергея Ломакина и Артема Хачатряна — был необходим «Центробуви», единогласно заявляют участники рынка и те, кто был знаком с ситуацией внутри компании. «Манера ведения бизнеса Гуревичем со Светловым больше походила на поиски черной кошки в темной комнате. Им нужен был лидер, который бы задавал вектор развития, и они его нашли в Ломакине. Он буквально очаровал обоих», — утверждает давний знакомый Гуревича. Артем Хачатрян говорит, что пришел с Ломакиным в «Центробувь», чтобы заработать за счет благоприятной конъюнктуры на обувном рынке. В операционном управлении, по его словам, партнеры почти не участвовали: «Ни я, ни Сергей в штате компании никогда не числились, но он иногда что-то советовал для развития. Ему, например, принадлежала идея запуска молодежной сети Centro». Собственной прибыли «Центробуви» не хватало для агрессивного развития. «Ее модель с приходом Сергея Ломакина стала напоминать пирамиду, которую нужно было быстро возвести с постоянным привлечением заемных средств, а после продать иностранным инвесторам», — утверждает Дмитрий Вернимонт, называющий себя другом Гуревича (о себе он не рассказывает). В 2009 году Вернимонт под личные гарантии одолжил $10 млн своему давнему знакомому, полагаясь на его порядочность (Гуревич владел 40,4% акций компании). Позднее долг оформили как кредит на одну из структур обувного холдинга. Впервые о выходе на IPO «Центробувь» заявила зимой 2011 года, наняв Morgan Stanley и «Ренессанс Капитал» в качестве консультантов. На тот момент компанию оценивали более чем в $1,5 млрд. Потом план размещения на Лондонской и Гонконгской биржах был передвинут на полгода из-за нестабильности фондового рынка. К маю 2012 года собственники оценивали свою компанию уже в $2 млрд. «Владельцы постоянно стремились накачать капитализацию как можно больше, иногда не замечая, что делали неверные шаги, в том числе открывали лишние торговые точки, которые зачастую были убыточными», — комментирует основатель и президент обувной сети Zenden Андрей Павлов. В 2011 году при росте выручки на 51% чистая прибыль «Центробуви» уменьшилась на треть, а сумма долговых обязательств увеличилась более чем вдвое и составила 40% от выручки. В отчете компании эти изменения объяснялись затратами на открытие магазинов и строительство складского комплекса: «В дальнейшем развитие сети принесет прибыль».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении