Мнение | Вино
Вино с высоты 2016
Forbes кинул взгляд на уходящий год, попытавшись понять, что важного он принес российскому виноделию.
В 2016 году стало окончательно ясно, что в российское виноделие пришел крупный капитал. Вопреки кризису и санкциям передовики винного производства в уходящем году плодились и размножались.
Уже утвердившиеся на рынке винодельческие предприятия находили инвестиционные ресурсы для покупки новой земли под виноградники, для оснащения своих «шато» новейшим оборудованием и для «дружелюбного поглощения» аппетитных соседей.
Краснодарский край, откуда лайнеры отрасли первыми вышли в открытое винное море, стал местом сосредоточения крупнейших игроков. «Шато Тамань», «Фанагория», «Абрау-Дюрсо», «Лефкадия» и некоторые другие компании сегодня представляют собой мощные многопрофильные холдинги, за каждым из которых стоят серьезные инвесторы и сотни-тысячи гектаров земельных угодий.
Так, едва ли отдавая себе в этом отчет, российское виноделие пошло по новосветскому пути развития, который означает освоение обширных земельных участков, использование преимуществ масштабной экономики, а также почти полную свободу винодела в выборе средств и подручных материалов.
Именно этот путь привел виноделие Австралии, Чили и Аргентины к экономического росту и прекрасным победам на конкурентном мировом рынке.
Интересно, что новосветская модель развития, как правило, позволяет сосуществовать большим и маленьким производителям. Пример «больших» в виноделии может быть так заразителен, что даже недавние «гаражисты», следуя ему, вырастают — каждый из своей детской песочницы.
ВЗГУ, ВЗНП и другие иероглифы
Если кто-то не знает, то ВЗГУ — это «вина защищенного географического указания», а ВЗНП — «вина защищенного наименования по месту происхождения». Новые категории начали появляться на этикетках российских вин, произведенных из российского винограда в 2016 году, и должны были соответствовать французским АОС, итальянским DOC и прочим среднеевропейским DOP. В теории такая система контролируемых наименований по происхождению должна защищать потребителя от подделок и служить ему системой ориентиров в океане новых продуктов.