Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

ForbesБизнес

Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon. Как это воспримут инвесторы?

Текст Биз Карсон

Основатели Airbnb Брайан Чески (слева), Джо Геббиа (в центре) и Натан Блечаржик

Целых 32 секунды непоседливый Брайан Чески сидит спокойно. Удобно устроившись под искусственным деревом в сделанной по индивидуальному проекту переговорной Airbnb в штаб-квартире в Сан-Франциско, 37-летний глава компании углубился в свой iPhone — он смотрит рекламный ролик, в котором гости общаются с козами в приюте для животных в Северной Каролине в ходе «Опыта от Airbnb». Это часть запущенного компанией два года назад проекта Experiences («Опыты») в области экскурсионных туров. Рядом лежит шелти по кличке Оссо (полное имя — Оссобуко) и облизывает черные кроссовки миллиардера. Замолкает последнее блеянье — Чески, кажется, тронут. «Вау, — говорит он сотрудникам, пристально наблюдающим за его реакцией.— Я что-то чувствую».

Возможно, это прогресс, возвращение волшебного чувства, чего Чески желает всем пользователям Airbnb. Компания поднялась на том, что предлагала уникальное и доступное жилье в мире стандарта. Первые 10 лет Airbnb росла на поколенческом сдвиге во взглядах, когда, освоившись в сети, люди неожиданно легко начали соглашаться на совместные поездки на машине с незнакомцами, выбирать себе партнеров на ночь при помощи свайпа вправо и ночевать в гостевых комнатах в чужих домах и квартирах. Сегодня компанию оценивают в $31 млрд, и она уже собрала $3 млрд внешних инвестиций. По ходу дела Брайан Чески и два других сооснователя — Джо Геббиа и Натан Блечаржик — заработали на акциях Airbnb по $3,7 млрд каждый, а основанный ими стартап вошел в узкий круг компаний, таких как Google, Xerox и Uber, чьи названия стали глаголами.

Но все эти деньги создают уникальную проблему (ее можно назвать проклятьем единорога): как Airbnb может сегодня оправдать свою рыночную оценку, которая выше, чем у Expedia, Hilton или American Airlines? Хотя у Airbnb накоплен капитал в $3 млрд, за прошлый год компания заработала всего $100 млн при выручке $2,6 млрд, или около 4%, притом что ее более крупные конкуренты, торгующиеся на бирже, имеют маржинальность порядка 27%. Как в условиях конкуренции и внимания со стороны регуляторов Airbnb может продолжать рост и давать возврат на капитал в 10-кратном размере, как того требуют венчурные инвесторы? Ситуацию усугубляет слабая команда управленцев, в которой недостает главного финансиста и директора по маркетингу, и это притом что до IPO остается меньше года.

Положение Airbnb сложное, поскольку в отличие от той же Google, которая произвела революцию во всем, от поиска до телефонов и машин, Airbnb до сих пор оставалась специалистом узкого профиля. Компания соединяет людей, у которых есть пустующие дома и квартиры, с людьми, которые хотят их арендовать — и это все. Отсюда новоприобретенный интерес Airbnb к продаже туров через Experiences или к резервации столиков в партнерстве с ресторанным сервисом Resy.

Штаб-квартира Airbnb в Сан-Франциско находится недалеко от съемной квартиры Чески и Геббиа, в которой зародилась компания

«Шкала оценки компаний изменилась, — говорит Чески. — Раньше дело действительно было в финансовых показателях, но, мне кажется, сейчас компании начали осознавать, что мы несем большую ответственность перед обществом: надо делать жизнь людей лучше». У Чески есть план: вдохновляясь опытом Amazon, Airbnb должна тоже стать «магазином всего», но для путешественников. Чески надеется, что к 2028 году миллиард человек в год будут пользоваться Airbnb. Это огромный скачок по сравнению с 400 млн, которые воспользовались сервисом за первые 10 лет (из них примерно 100 млн выбрали жилье через Airbnb в этом году). Следуя сценарию Безоса, Чески перенастраивает технологию Airbnb так, чтобы можно было быстрее, чем раньше, присоединять к компании сотни подразделений и категорий. «В какой-то момент по закону больших чисел тебе просто нужно разбрасывать больше семян», — говорит Чески.

Но Чески опасается, что неконтролируемый рост поставит под удар уникальность Airbnb. В результате он пытается позиционировать Airbnb как «компанию XXI века», которая должна приносить не только финансовые результаты, но и благо другим заинтересованным сторонам, например постояльцам, хозяевам, сотрудникам и городам. Для Чески это вопрос не эфемерной корпоративной культуры, но выживания — принятие решений должно мотивироваться благом большинства в сообществе Airbnb. Только тогда инвесторы получат сполна. «В следующие 50 лет общественность не будет доверять компаниям, которые близоруко, узко концентрируются только на краткосрочных целях или всего на нескольких аспектах», — говорит Чески.

Результат — нестыковка между потребностью Airbnb в быстром росте и желанием Чески не торопиться и создать что-то ответственное и долгоиграющее. «Реальность такова, что долго не протянуть, если ты не способен расти и генерировать экономическую привлекательность, — говорит Кеннет Шено, бывший глава American Express и член совета директоров Airbnb. — И ты долго не протянешь, если твой бренд не значим для людей».

Постучи дважды по книжному шкафу, и появится голограмма Джо Геббиа. Этот фокус показывает настоящий Геббиа, 37-летний сооснователь Airbnb, заходя в переговорную, стилизованную под его старую квартиру в полумиле от штаб-квартиры компании. Позади него призрачная версия Геббиа продолжает бубнить: «Вы стоите на том самом месте, где мы поставили первые три надувные кровати...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Как получить $34 млрд, раздавая товар бесплатно. Опыт Red Hat Как получить $34 млрд, раздавая товар бесплатно. Опыт Red Hat

IBM купила компанию Red Hat за $34 млрд

Forbes
Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
Топ-5 программных монстров: только для сильных духом Топ-5 программных монстров: только для сильных духом

Программы, которые предлагают по-настоящему много возможностей

CHIP
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Как перестать бояться, что нас отвергнут Как перестать бояться, что нас отвергнут

Откуда берется страх быть отвергнутым и как с ним справиться?

Psychologies
Ловушка Facebook Ловушка Facebook

Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга

Forbes
Давид Самойлов Давид Самойлов

Дмитрий Быков — о Давиде Самойлове

Дилетант
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
5 способов скорректировать поведение подростка 5 способов скорректировать поведение подростка

Подростковый период пугает практически всех родителей

Psychologies
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Неуязвимый? Безопасен ли Telegram Неуязвимый? Безопасен ли Telegram

Все ищут уязвимости в Telegram, но эксперты советуют не торопиться с выводами

Forbes
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Время синих. Спрос на специалистов-универсалов дошел до рабочих профессий Время синих. Спрос на специалистов-универсалов дошел до рабочих профессий

В будущем триумфальное шествие универсалов начнется на рынке «синих воротничков»

Forbes
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Президент за рулем. Как прошел ралли-рейд в одной из самых закрытых стран мира Президент за рулем. Как прошел ралли-рейд в одной из самых закрытых стран мира

В Туркменистане прошел международный ралли-рейд

Forbes
Новая игрушка Новая игрушка

Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

Forbes
Все возрасты покорны Все возрасты покорны

73-летняя мать увела мужа у дочери

StarHit
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок

Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок

Cosmopolitan
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
От «Симпсонов» до «Южного парка»: 14 самых крутых мультсериалов 18+ От «Симпсонов» до «Южного парка»: 14 самых крутых мультсериалов 18+

У взрослых есть свои нарисованные герои

Playboy
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Готов ли папа? Готов ли папа?

Обследование мужчины перед зачатием

9 месяцев
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Порочный круг Порочный круг

Писатель Денис Драгунский — о дворянах с крестьянами в современной России

GQ
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Плата за кофе-брейк. Как бизнес борется со стрессом на работе Плата за кофе-брейк. Как бизнес борется со стрессом на работе

Работодатели понимают, что стресс снижает производительность сотрудников

Forbes
Серьезные игры Серьезные игры

Лидерами рейтинга франшиз стали обучающие и развивающие проекты

Forbes
Не факт Не факт

Мы разобрались во множестве крайне устойчивых мифов о нашем здоровье

Добрые советы
Открыть в приложении