Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

ForbesБизнес

Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon. Как это воспримут инвесторы?

Текст Биз Карсон

Основатели Airbnb Брайан Чески (слева), Джо Геббиа (в центре) и Натан Блечаржик

Целых 32 секунды непоседливый Брайан Чески сидит спокойно. Удобно устроившись под искусственным деревом в сделанной по индивидуальному проекту переговорной Airbnb в штаб-квартире в Сан-Франциско, 37-летний глава компании углубился в свой iPhone — он смотрит рекламный ролик, в котором гости общаются с козами в приюте для животных в Северной Каролине в ходе «Опыта от Airbnb». Это часть запущенного компанией два года назад проекта Experiences («Опыты») в области экскурсионных туров. Рядом лежит шелти по кличке Оссо (полное имя — Оссобуко) и облизывает черные кроссовки миллиардера. Замолкает последнее блеянье — Чески, кажется, тронут. «Вау, — говорит он сотрудникам, пристально наблюдающим за его реакцией.— Я что-то чувствую».

Возможно, это прогресс, возвращение волшебного чувства, чего Чески желает всем пользователям Airbnb. Компания поднялась на том, что предлагала уникальное и доступное жилье в мире стандарта. Первые 10 лет Airbnb росла на поколенческом сдвиге во взглядах, когда, освоившись в сети, люди неожиданно легко начали соглашаться на совместные поездки на машине с незнакомцами, выбирать себе партнеров на ночь при помощи свайпа вправо и ночевать в гостевых комнатах в чужих домах и квартирах. Сегодня компанию оценивают в $31 млрд, и она уже собрала $3 млрд внешних инвестиций. По ходу дела Брайан Чески и два других сооснователя — Джо Геббиа и Натан Блечаржик — заработали на акциях Airbnb по $3,7 млрд каждый, а основанный ими стартап вошел в узкий круг компаний, таких как Google, Xerox и Uber, чьи названия стали глаголами.

Но все эти деньги создают уникальную проблему (ее можно назвать проклятьем единорога): как Airbnb может сегодня оправдать свою рыночную оценку, которая выше, чем у Expedia, Hilton или American Airlines? Хотя у Airbnb накоплен капитал в $3 млрд, за прошлый год компания заработала всего $100 млн при выручке $2,6 млрд, или около 4%, притом что ее более крупные конкуренты, торгующиеся на бирже, имеют маржинальность порядка 27%. Как в условиях конкуренции и внимания со стороны регуляторов Airbnb может продолжать рост и давать возврат на капитал в 10-кратном размере, как того требуют венчурные инвесторы? Ситуацию усугубляет слабая команда управленцев, в которой недостает главного финансиста и директора по маркетингу, и это притом что до IPO остается меньше года.

Положение Airbnb сложное, поскольку в отличие от той же Google, которая произвела революцию во всем, от поиска до телефонов и машин, Airbnb до сих пор оставалась специалистом узкого профиля. Компания соединяет людей, у которых есть пустующие дома и квартиры, с людьми, которые хотят их арендовать — и это все. Отсюда новоприобретенный интерес Airbnb к продаже туров через Experiences или к резервации столиков в партнерстве с ресторанным сервисом Resy.

Штаб-квартира Airbnb в Сан-Франциско находится недалеко от съемной квартиры Чески и Геббиа, в которой зародилась компания

«Шкала оценки компаний изменилась, — говорит Чески. — Раньше дело действительно было в финансовых показателях, но, мне кажется, сейчас компании начали осознавать, что мы несем большую ответственность перед обществом: надо делать жизнь людей лучше». У Чески есть план: вдохновляясь опытом Amazon, Airbnb должна тоже стать «магазином всего», но для путешественников. Чески надеется, что к 2028 году миллиард человек в год будут пользоваться Airbnb. Это огромный скачок по сравнению с 400 млн, которые воспользовались сервисом за первые 10 лет (из них примерно 100 млн выбрали жилье через Airbnb в этом году). Следуя сценарию Безоса, Чески перенастраивает технологию Airbnb так, чтобы можно было быстрее, чем раньше, присоединять к компании сотни подразделений и категорий. «В какой-то момент по закону больших чисел тебе просто нужно разбрасывать больше семян», — говорит Чески.

Но Чески опасается, что неконтролируемый рост поставит под удар уникальность Airbnb. В результате он пытается позиционировать Airbnb как «компанию XXI века», которая должна приносить не только финансовые результаты, но и благо другим заинтересованным сторонам, например постояльцам, хозяевам, сотрудникам и городам. Для Чески это вопрос не эфемерной корпоративной культуры, но выживания — принятие решений должно мотивироваться благом большинства в сообществе Airbnb. Только тогда инвесторы получат сполна. «В следующие 50 лет общественность не будет доверять компаниям, которые близоруко, узко концентрируются только на краткосрочных целях или всего на нескольких аспектах», — говорит Чески.

Результат — нестыковка между потребностью Airbnb в быстром росте и желанием Чески не торопиться и создать что-то ответственное и долгоиграющее. «Реальность такова, что долго не протянуть, если ты не способен расти и генерировать экономическую привлекательность, — говорит Кеннет Шено, бывший глава American Express и член совета директоров Airbnb. — И ты долго не протянешь, если твой бренд не значим для людей».

Постучи дважды по книжному шкафу, и появится голограмма Джо Геббиа. Этот фокус показывает настоящий Геббиа, 37-летний сооснователь Airbnb, заходя в переговорную, стилизованную под его старую квартиру в полумиле от штаб-квартиры компании. Позади него призрачная версия Геббиа продолжает бубнить: «Вы стоите на том самом месте, где мы поставили первые три надувные кровати...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Шалом, оберштурм­баннфюрер! История нацистского агента, работавшего на Моссад Шалом, оберштурм­баннфюрер! История нацистского агента, работавшего на Моссад

В такую иронию судьбы невозможно поверить, но придется

Maxim
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
«Злые» офисные болезни: как защититься будущей маме? «Злые» офисные болезни: как защититься будущей маме?

Чем чаще всего болеют офисные сотрудники и как защитить себя

9 месяцев
Газовое сияние Газовое сияние

Проект «Ямал СПГ» переходил из рук в руки, в итоге его построил Леонид Михельсон

Forbes
Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

CHIP
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Их университеты. Как заставить учиться тех, кому за 30 Их университеты. Как заставить учиться тех, кому за 30

Образование длиною в жизнь в Европе становится нормой

Forbes
Крутое пике Крутое пике

Что может вывести компанию Bombardier из штопора?

Forbes
Как предотвратить нервный срыв Как предотвратить нервный срыв

Как предотвратить нервный срыв

Psychologies
Доходный кабинет Доходный кабинет

Инвесторы все чаще присматриваются к недвижимости, связанной со здравоохранением

Forbes
“Девушка, которая застряла в паутине” и еще три фильма из Канн, которые нужно смотреть на выходных “Девушка, которая застряла в паутине” и еще три фильма из Канн, которые нужно смотреть на выходных

Рассказываем обо всех премьерах недели

Esquire
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
Ветер перемен Ветер перемен

Что произошло за 20 лет, прошедших с премьерного показа «Дикого ангела»

StarHit
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош

AMD Ryzen Threadripper 2990WX

CHIP
Тайны семьи Мюлье Тайны семьи Мюлье

Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

Forbes
Приемная родня напоследок Приемная родня напоследок

Зачем меленковской женщине полный дом стариков

Русский репортер
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
«Давайте разделимся!» 19 типичных (и дурацких) моментов в хоррорах «Давайте разделимся!» 19 типичных (и дурацких) моментов в хоррорах

Персонажи из хорроров во все времена славились своей «железной логикой»

Playboy
Новая игрушка Новая игрушка

Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

Forbes
Как походные одеяла швейцарской армии стали куртками, которые идеально подходят для русской зимы Как походные одеяла швейцарской армии стали куртками, которые идеально подходят для русской зимы

Щвейцарская марка отмечает юбилей культовой коллекции Swiss Cross

Esquire
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Джулия Робертс “У моей одержимости есть границы” Джулия Робертс “У моей одержимости есть границы”

Для Джулии не существует прошлого. А только вчерашнее настоящее

Psychologies
Технологии движения Технологии движения

Как будет проводиться реабилитация больных в будущем?

Forbes
Вера Брежнева: «Если бы 10 лет назад мне сказали, что со мной все это случится, я бы не поверила» Вера Брежнева: «Если бы 10 лет назад мне сказали, что со мной все это случится, я бы не поверила»

В этом году певица и актриса Вера Брежнева отмечает 10-летие сольной карьеры

Grazia
50 быстрорастущих компаний России. Часть 2 50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

РБК
Мальчишки и девчонки... а также их родители Мальчишки и девчонки... а также их родители

Родители нередко уверены, что детский психолог может «починить» ребенка

Psychologies
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе» Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе»

Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе»

Cosmopolitan
Открыть в приложении