Ежедневный квест: как женщина с коляской может изменить транспортную систему
Транспортные цепочки в городах создают чиновники, и зачастую это мужчины, а пользуются ими в основном женщины, в том числе матери с детьми. О том, почему женщины должны быть вовлечены в планирование транспортной инфраструктуры и как это организовать, рассказывает Алина Бисембаева, управляющий партнер компании «STEP. Транспортные решения».
Длинные цепочки
Основные пользователи транспортной инфраструктуры — женщины. Согласно статистике, свыше 65% поездок в Москве осуществляется на общественном транспорте, где женщины составляют больше половины всех пассажиров. Схожая ситуация в Северной Америке и в Европе. Например, в американских Филадельфии и Чикаго доля женщин в общем количестве пассажиров составляет 64% и 62% соответственно, а во Франции на них в среднем приходится около 66%.
Женщины совершают больше поездок, причем в более сложных цепочках, чем мужчины, потому что их перемещения связаны не только с работой. Они регулярно используют сложную схему маршрутов, отвозя детей к доктору или в школу, навещая родителей, делая покупки. Например, в Лондоне женщины отвозят детей в школу в три раза чаще, чем мужчины. Они на 25% чаще передвигаются по составным маршрутам, а в семьях, где есть хотя бы один ребенок старше девяти лет, — на 39 % чаще.
Различия между мужской и женской цепочками передвижений наблюдаются во всех европейских странах (и Россия не исключение). Но как в них учитываются потребности женщин — на дорогах и в пешеходных зонах?
6-й район Вены
Борьба за гендерное равенство в транспортном планировании началась не так давно, в 1990-е. Во Франции была создана Femmes en mouvement — профессиональная ассоциация выборных должностных лиц, отвечающих за общественный транспорт. Ее участницы ставили своей задачей учитывать потребности женщин, которые уже тогда составляли ⅔ пассажиров общественного транспорта, и участвовать в процессе принятия решений.
В это же время власти Вены начали анализировать пешие передвижения горожан, и гендерный подход стал одним из ключевых. В 1991 году два венских градостроителя продемонстрировали его на выставке «Кому принадлежит общественное пространство — повседневная жизнь женщин в городе». Показанные на ней фото, видео и графики фиксировали повседневную жизнь девочек, девушек и женщин, в том числе их перемещения за пределами дома.
Выводы урбанистов оказались настолько убедительными, что вскоре Венский городской совет учредил Женское управление. В 1998 году в городе было создано Координационное бюро по планированию и строительству, ориентированное на требования повседневной жизни и потребности женщин. Его пилотным проектом стал Мариахильф, 6-й район Вены, где впервые применили гендерный анализ при городском планировании. Работа велась под руководством Евы Кайл, которая поставила перед проектировщиками задачу сделать эту часть города удобной прежде всего для женщин. В результате сначала здесь, а потом и по всему городу обновили пешеходные переходы и построили 40 дополнительных, сделали разметку, отремонтировали лестницы и оснастили их пандусами, улучшили уличное освещение. Эти усилия не остались не замеченными: в 2009-м и 2010 году Вена оказалась в числе городов с самым высоким качеством жизни в мире. С тех пор наиболее прогрессивные города активно используют элементы гендерного городского планирования. Причем они касаются не только создания безопасной инфраструктуры, но и работы транспорта.