Объединенные решения
Как корпоративный мир переживает бум продуктов для внутренних коммуникаций
Различные компании инвестируют в развитие внутренних коммуникаций. Разбираемся, как изменилась эта сфера за последние годы в России и мире.
Зачем нужны инструменты внутренней коммуникации
Корпоративные коммуникации, помимо средств взаимодействия с внешней аудиторией, включают в себя набор инструментов и каналов для обмена информацией внутри компании. Чем лучше сотрудники понимают, к кому им обращаться с вопросами, тем быстрее может идти работа и тем меньше вероятность попасть в кризисную ситуацию. Да и лояльность работника к таким компаниям выше.
Сегодня общение коллег между собой и с руководством чаще всего происходит в виртуальном формате — все меньше офисных работников получают бумаги на подпись или распечатывают отчеты для шефа. По оценкам компании «Тензор», одного из операторов кадрового электронного документооборота (ЭДО), уже более 4 тыс. российских компаний перешли на него или начали процесс внедрения. К 2025 году 80% фирм, где в штате больше 50 человек, будут использовать ЭДО.
Внутренние коммуникации включают в себя и телефонную связь, и почту, и переговорные комнаты, и даже совместное редактирование документов. За полтора года многие вендоры перестали работать в России: Microsoft, SAP, Atlassian, Oracle, AWS, ESET, EPAM, Autodesk, Cisco, IBM, Nvidia — это далеко не полный перечень. Компании, которые пользовались их продуктами, столкнулись с необходимостью заново искать технические решения для работы. Например, сервисами SAP пользовались такие корпоративные гиганты, как «Сбер», РЖД, «Росатом» и ЛУКОЙЛ.
Рынок инструментов для внутренних коммуникаций значительно изменился за последние несколько лет. Можно выделить семь значимых тенденций, которые влияют на развитие корпоративной коммуникации.
1Коммуникация в компаниях стала дистанционной
После пандемии не все бизнесы вернулись в офисы: по оценке Forbes, 16% компаний в мире работают полностью удаленно. А согласно недавнему опросу Superjob, 40% россиян скорее уволятся, чем вый дут с удаленки обратно в офис. В любом случае для коммуникации чаще требуются новые инструменты, а не просто свободная переговорка.
Электронную почту компании комбинируют с менее формальными способами коммуникаций — видео-конференц-связью и мессенджерами. Но не всегда этот процесс проходит гладко — в государственных организациях появляются регламенты, ограничивающие использование личных мессенджеров, иностранных файлообменников или сервисов онлайн-документов. При этом корпоративные аналоги еще не установили или они работают нестабильно. Получается, что сотрудник вынужден либо нарушать внутренние правила, решая рабочие вопросы, например в Telegram, либо ограничиваться одним-двумя каналами общения, что создает дискомфорт и повышает текучку кадров.
2Рабочая коммуникация стала более защищенной
Истории с утечками данных заставляют компании выбирать наиболее защищенные инструменты для рабочих вопросов. Всего пять-семь лет назад такого количества хакерских атак не было — сегодня же с ними сталкиваются десятки крупных компаний, а соответствующие новости появляются почти каждую неделю.