Эмоциональная компетентность: как понять и принять чувства окружающих
«Я понимаю твои чувства». Такая простая фраза стала в последнее время эталоном поддержки. Но можно ли на самом деле поставить себя на место другого человека и понять его чувства и эмоции?
Что такое эмоциональная компетентность и почему она важна
Умение распознавать эмоции — свои и других людей, — а также управлять ими получило название эмоциональной компетентности или эмоционального интеллекта (EQ). Впервые этот термин появился в 1920 году в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка.
А в конце ХХ века его популяризовал американский психолог Дэниел Гоулман, выпустивший книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». В своем труде Гоулман утверждает, что умение распознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать и влиять на эмоции окружающих важнее, чем владение твердыми профессиональными навыками.
Позже Константинос Петридес, профессор психологии и директор-основатель Лондонской психометрической лаборатории, продолжил исследовать эмоциональный интеллект руководителей. Он обнаружил, что лучшими управленцами становятся те люди, которые имеют большую эмоциональную гибкость, корректно выражают собственные чувства и считывают эмоции других людей, а также способны создавать настроение в коллективе.
Такие люди осознанно считывают социальный контекст, в котором они находятся, понимают, какой подход будет наиболее уместен в данный момент, и используют это для достижения своих целей
Эмоциональная компетентность важна не только для руководителей. Человек с развитым EQ умеет отслеживать, в каких ситуациях ему нужна поддержка и помощь, не боится ее просить, разрешает себе быть живым и ранимым.
Такие люди могут выражать эмоции, а не подавлять их, причем делают это экологичным для себя и окружающих способом. А в ситуациях, где они не согласны с мнением другого, умеют принимать чужую позицию и сопереживать эмоциям человека, занявшего ее.