В систему диагностики железнодорожных путей внедряют передовые решения

ЭкспертHi-Tech

Железная дорога попалась в нейросеть

Российская компания три десятилетия совершенствует систему диагностики железнодорожных путей, внедряя в эту сферу передовые решения и завоевывая внешние рынки

Анастасия Филиппова

Диагностику железнодорожных путей можно осуществлять как при помощи отдельных вагонов-лабораторий, так и посредством компактных систем, установленных на обычных поездах

В 1990 году группа научных работников из самарских НИИ и специалисты, пришедшие из аэрокосмической промышленности, объединились, чтобы разрабатывать системы и средства диагностики рельсовой инфраструктуры. Так появилась компания «Инфотранс». «Помимо создания новых систем у основателей фирмы была благородная миссия — сохранение интеллектуального потенциала. Иначе мы могли бы просто все растерять», — рассказывает Юрий Седёлкин, заместитель генерального директора компании по инновационным проектам. С тех пор предприятие прошло путь от механических средств диагностики к электронным системам, роботизации и цифровому интеллекту при контроле за состоянием железных дорог.

Железнодорожные пути — сложная и подвижная конструкция. В условиях, когда по рельсам круглые сутки проносятся поезда, нужно регулярно проверять исправность всех элементов. «Можно сравнить это с уборкой в квартире, — поясняют в компании. — На полках постоянно образуется пыль, которую надо смахивать, чтобы поддерживать чистоту. Так и у нас речь идет о выявлении и оперативной корректировке небольших отклонений».

Впрочем, здесь даже маленькие проблемы, если их вовремя не устранить, могут привести к серьезным последствиям. По данным РЖД, с 2013 года на железных дорогах в России произошло более 40 ЧП из-за внезапных деформаций и разрушения объектов земляного полотна и нарушения целостности искусственных сооружений.

В 2021 году благодаря работе автоматизированных систем видеонаблюдения было выявлено 330 случаев излома стыковых накладок, что позволило избежать сходов подвижного состава с рельсов.

Раньше для диагностики использовали вагоны-лаборатории. Под ними размещались механические счетнорешающие устройства, связанные, в свою очередь, с самописцами, фиксировавшими измерения на бумаге. Затем специалисты анализировали полученные графики при помощи линеек-шаблонов. Помимо этого пути осматривали обходчики, проверяя их надежность посредством различного контрольно-измерительного оборудования.

Появление компьютеров привело к значительным изменениям в сфере диагностики железнодорожных путей. У специалистов появились компактные системы с датчиками и электронными блоками. «Инфотранс» стал одной из первых компаний в России, освоивших новые технологии. «К тому моменту системы диагностики в стране сильно устарели: они были механическими, без автоматизации. Требовались новых технологии, — отмечает Юрий Седёлкин. — К тому же целый ряд предприятий, которые делали системы диагностики для железной дороги, оказался за пределами России. Поэтому вопрос о развитии собственного производства, причем на более высоком уровне, стоял очень остро».

Для начала компания совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) начала практически с нуля выстраивать отраслевую метрологию. В случае с железной дорогой это непросто, так как сама измеряемая система нестабильна: рельсы гнутся, резиновые прокладки амортизируются, в зависимости от поездных нагрузок и изменяющихся температур по-разному работает балласт, который заполняет пространство между нижней частью шпал и основной площадкой земляного полотна. Такая подвижность нужна, чтобы путь не «зажимался» и колесные пары свободно катились по нему. Однако из-за этого данные измерений даже в практически одинаковых условиях оказывались разными. «Инфотранс» вместе с ВНИИЖТ разработал методологию, основанную на понятиях повторяемости, воспроизводимости и сопоставимости измерений.

Помимо этого в компании с нуля создали программное обеспечение и оборудование с собственными электронными платами, доработанными под свои нужды датчиками и гиросистемами собственной конструкции. Таким образом удалось автоматизировать многие процессы, которые ранее выполнялись вручную.

Роботы и нейросети

Сейчас «Инфотранс» — компания полного цикла. Она создает измерительные методики, пишет ПО, выпускает аппаратуру и системы контроля, занимается обучением персонала, ремонтом своих комплексов. В компании трудится порядка 350 человек, из них почти сотня занимается разработками: это программисты, методисты, конструкторы, электронщики, испытатели.

В 2014 году «Инфотранс» совместно с РЖД и Siemens разработал систему диагностики путей для установки на скоростных поездах. Она была полностью автономной и действовала в фоновом режиме во время обычных железнодорожных перевозок, ведя мониторинг сразу по 76 параметрам. В этом случае для диагностики не требуется отдельный локомотив и экипаж — достаточно лишь обеспечить электропитание. Систему установили на поезд «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, причем оборудование удалось разместить без вмешательства в штатные установки и планировку вагонов, сохранив все пассажирские места. Позже устройство появилось и на скоростном электропоезде «Ласточка».

Модификация роботизированной системы работает на маневровом локомотиве и отслеживает состояние путей, а также стрелочных переводов. Это позволяет уйти от сложной проверки с помощью вагонов-путеизмерителей и обойтись без обследования стрелок вручную. В итоге практически полностью исключается человеческий фактор и снижается число ошибок. Автономные системы диагностики действуют в тандеме с информационно-аналитическими платформами. Такие платформы аккумулируют данные со всех датчиков, обрабатывают их, синхронизируют и на основании этого выдают анализ состояния инфраструктуры, оценивая особенности ее содержания и потребность в ремонте.

С появлением искусственного интеллекта компания начала использовать нейросети. Предприятие вывело на рынок ПО, которое с помощью ИИ анализирует показания диагностических устройств и изображения с камер наблюдения, сопоставляет видео с картинкой в «норме» и отмечает отклонения: проблемы с рельсами, дефекты шпал, поврежденные рельсовые скрепления, плохое состояние грузокомпенсаторов контактной сети. Поскольку комплексы оборудованы не только датчиками, но и видеокамерами, можно отследить состояние опор контактной сети, распознать светофоры и другие объекты. Как и более ранние роботизированные установки, комплексы с ИИ используются на поездах, которые регулярно курсируют по маршрутам. Это позволяет вести непрерывный мониторинг путей и создавать архив данных, чтобы оценивать изменения в динамике.

Вскоре оказалось, что лазерные датчики восприимчивы к внешним условиям: снег, туман, пыль, трава на путях могут исказить их показания. Чтобы решить проблему, в «Инфотрансе» сначала придумали токовихревые всепогодные датчики, которые лишены этих недостатков, но менее точны. А затем для повышения точности приборов задействовали нейросеть. ИИ, получая показания сразу и с лазерных, и с токовихревых устройств, сравнивает их, анализирует и при необходимости вносит корректировки.

В компании отмечают, что нейросети лишь дополняют их предыдущие разработки, но не заменяют весь накопленный опыт. «Нейросетевые технологии просто один из инструментов, который используется в наших системах и облегчает людям работу», — уточняет Юрий Седёлкин.

«Инфотранс» в разные годы поставлял продукцию и за границу — в страны Центральной Европы, СНГ и Закавказья. Предприятие также сотрудничает со странами Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Доля компании на российском рынке составляет 50%.

В 2013 году «Инфотранс» победил в объявленном Немецкой железной дорогой тендере на поставку системы контроля геометрии рельсовой колеи и рельсов для измерительных поездов RaiLab. В рамках этого тендера предприятие поставило в Германию свою инновационную бесконтактную систему MIBIS, отличительная особенность которой — контроль геометрии рельсовой колеи и рельсов во всем диапазоне скоростей, включая малые, практически с нуля.

Спустя два года компания выиграла тендер Швейцарских федеральных железных дорог на создание многофункционального диагностического комплекса (gDFZ). Такой комплекс нужен для контроля параметров путевой инфраструктуры, состояния контактной сети, взаимодействия пути и подвижного состава, видеоконтроля верхнего строения пути. Разработка включала в себя системы видеонаблюдения и позиционирования, в том числе спутниковую навигацию и привязку к реперным объектам инфраструктуры, что позволило синхронизировать все результаты в единой системе координат. Одной из целей проекта стала инспекция 57-километрового Готардского базисного тоннеля — второго по длине железнодорожного тоннеля в мире.

С 2019 года «Инфотранс» принимает участие в проекте Минэкономразвития «Национальные чемпионы», куда отбираются компании, которые показывают высокие темпы развития, обладают значительным инновационным потенциалом и имеют собственные конкурентоспособные продукты и услуги. «В рамках проекта “Национальные чемпионы” мы можем сотрудничать с другими интересными фирмами, обмениваться идеями», — говорит Юрий Седёлкин.

«Инфотранс» не вдается в подробности своих планов. Но на предприятии говорят, что собираются применять новые разработки не только в сфере диагностики рельсов, но и в других отраслях.

Фото: предоставлено компанией «Инфотранс»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Застройщик взмывает в небо Застройщик взмывает в небо

Девелоперская группа «Самолет» планирует стать крупнейшим застройщиком Европы

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Американские снеки и каши достанутся русскому газировщику Американские снеки и каши достанутся русскому газировщику

Уходящие из России Kellogg и Kraft Heinz продают свои активы «Черноголовке»

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Добрососедская война. Что происходит, когда соседние государства переходят все границы Добрососедская война. Что происходит, когда соседние государства переходят все границы

Что происходило в советско-финской войне

Maxim
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты

Неочевидно, но диабет может привести к серьёзным проблемам и с глазами

ТехИнсайдер
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек

Светлячки среди динозавров, история цивилизации муравьев и очень умные бабочки

СНОБ
Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома

Почему видеоролики, в которых блогеры одеваются, становятся вирусными?

Psychologies
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
Открыть в приложении