В Манеже — крупнейшая выставка работ одного из самых ярких художников XX века

ЭкспертКультура

Жажда Дали

В московском Манеже — крупнейшая выставка работ одного из самых ярких художников XX века

Вячеслав Суриков

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Сальвадор Дали — первый художник, который поставил самого себя в центр собственного творчества. Каким-то непостижимым образом он понял: для того чтобы покорить мир своей живописью, недостаточно в совершенстве владеть кистью и красками. Для этого нужно создать мир, в котором он был бы режиссером и исполнителем главной роли. Желательно, чтобы этот мир был непохож ни на какой другой. Чтобы все остальные, кто попытался бы его воссоздать, навсегда оставались бы вторичными. До сих пор никто не смог его превзойти. Возможно, он просто был самим собой, и тот нарциссизм, который он с такой страстью культивировал в самом себе, был всего лишь частью его индивидуальности. Дали удалось оказаться в нужном месте в нужное время. Едва ли не на протяжении всей жизни ему сопутствовала удача. Подобно своему соотечественнику Пикассо, он стал родоначальником направления в живописи. И как Пикассо не позволил никому превзойти себя в кубизме, так и Дали воплотил концепцию сюрреализма в живописи самым совершенным образом.

Выставка, организованная фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже, включает в себя сто восемьдесят работ Сальвадора Дали и позволяет наблюдать творчество художника на протяжении всей его жизни. Мы видим его ранние работы — еще импрессионистические, видим работы, написанные в период обучения в Академии изящных искусств в Мадриде, где он пробует себя в жанре кубизма. Мы видим одну из самых известных его сюрреалистических работ, икону жанра — «Мягкий автопортрет с жареным беконом». В какой-то момент Дали обращается к творчеству предшественников и примеряет на себя их стиль. Отдельный зал посвящен серии акварельных иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, написанных в уже поздний период творчества, когда Дали мог позволить себе создавать работы несколькими взмахами кисти. Мы видим сразу нескольких Дали, и каждый из них может быть бесконечно далек от остальных. Одно из развлечений, доступных зрителю на выставке, — наблюдение за тем, как один Дали превращается в другого.

Но прежде всего мы погружаемся в его странный мир, в котором все приобретает невиданные очертания. Мы видим мир, каким мы никогда его не видели. Мир, который невозможно объяснить. Он бесконечно разнообразен. Дали каким-то образом удалось вытащить его из себя и показать его всем остальным. Своими картинами он каждый раз демонстрирует запредельное мышление и дает бесконечный простор для интерпретации. Он сочетает несочетаемое, оставаясь при этом максимально убедительным. Одно из самых впечатляющих его открытий — визуальное воплощение метафоры текучести времени: узнаваемые «расплавленные» часы, самый расхожий его образ, почти иконический. Снова и снова Дали удивляет своей филигранной техникой. Это один из главных секретов его убедительности. Дали — гениальный рисовальщик, и это оправдывает любую его фантазию. Какой бы образ он ни хотел воплотить, он делает это с фантастическим совершенством.

Одна из героинь этой выставки — жена Дали Гала. Незримо она присутствует почти на всех картинах выставки. Это самая знаменитая женщина в истории искусств. Никто больше не удостаивался такого культа, такого возвышения. На одной из картин мы наблюдаем Дали, пишущего ее потрет: Гала при этом смотрит на свое отражение в зеркале. Перед нами два уже немолодых человека. Все безумия, сколько бы их ни было в их жизни, уже позади. Их ценность друг для друга прежде всего в том, что наедине они могут оставаться самими собой. Все остальное — для публики. Но есть между ними и еще что-то, о чем Дали постоянно говорил. Гала — одна из русских жен мировых знаменитостей, наряду с Ольгой Хохловой, женой Пикассо, которые сыграли ключевую роль в их творчестве. И Дали на протяжении всей жизни твердит о том, что природа его творчества пробуждена ею. Она его сокровище: Пабло Пикассо — тоже гений, как и Дали, но у него нет Галы, и о ней ему остается только мечтать.

Творчество Дали — это еще и спрессованная история мира. В ней все настолько смешано и сжато, что Дали трудно отделить одно от другого. И он даже не пытается это сделать. Он легко позволяет образам расплываться, преувеличиваться, бесконечно отдаляться, распадаться на части, наслаиваться друг на друга. Что-то проступает более явственно, что-то мы можем различить с большим трудом. Образ Галы удерживает этот распадающийся мир. Она его структурирует, делает понятным, доступным для восприятия. Она одновременно и прародительница этого мира, и призма, сквозь которую можно увидеть его целостность. Дали превращает свою жизнь в идиллический сон, в котором он реализует свои желания — бесконечное путешествие сквозь время и пространство и бесконечная игра.

Возможно, что до встречи с Галой Сальвадор Дали еще осознавал себя в какой-то степени обычным человеком и позволял себе совершать поступки, присущие самым обычным людям, но она словно открыла ему глаза, изменив судьбы обоих. Их жизнь можно интерпретировать как жизнь обычных людей, но ближе к истине, скорее всего, будут те, кто смотрит на них как на величайших артистов, положивших свою жизнь на алтарь искусств. Они оба были приспособлены существовать, не покидая сценического пространства. Всё — игра. Каждое мгновение рождает новый образ. Дали заполняет собой все доступное ему пространство. Он врывается во все доступные ему виды искусств, в каждом из них оставляя свой след.

Отдельный зал посвящен двум кинематографическим опытам Дали — картине Луиса Бунюэля «Андалузский пес», о котором тоже можно сказать, что это один из самых узнаваемых фильмов мирового кинематографа, фрагменты из которого демонстрировались бесконечно. На другой стене — куда более редкое зрелище: анимационный фильм Destino, над которым Дали начал работу на студии Уолта Диснея, но не закончил ее из-за финансовых проблем. Проект был воссоздан только в начале XXI века. И мы видим, насколько органичен Дали именно в этом жанре. Картины Дали дают простор нашему воображению, но далеко не каждая готова впустить зрителя внутрь себя. Анимация погружает в этот мир целиком. И мы еще раз видим, насколько Дали неисчерпаем. Его воображение, как вечный двигатель, порождает образы один за другим. Они могут быть смоделированы по какомуто общему принципу, и этот принцип вдруг начинает угадываться, но сами картины от этого не перестают быть менее эмоциональными.

Выставка в Манеже — из разряда выставочных блокбастеров. Это еще один триумф Дали, который случился с ним спустя почти тридцать лет после его смерти. Казалось бы, мы видели все, что только можно было увидеть. Но публика, загипнотизированная именем художника, выстраивается в очередь и заполняет залы Манежа столь плотно, что к картинам трудно подойти и разглядеть их. Едва ли не каждый из посетителей стремится зафиксировать свой момент встречи с живописью художника и при этом не ограничивается какой-то одной картиной, а пытается поместить в свой телефон изображения всех ста восьмидесяти работ. Можно себе только представить, до какой степени Дали упивался бы этим успехом в стране, в которую когда-то собирался приехать, — в стране, куда путь ему был закрыт почти до самой смерти. И все же он смог прожить так долго, что успел застать тот момент, когда его работы были показаны в Советском Союзе широкой публике. Эта выставка прошла в Музее имении Пушкина в 1988 году. Но это было лишь робкое прикосновение к его творчеству. Оно только распалило «жажду Дали» — жажду, которая не утихает и по сей день.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
10 мифов о Ларсе фон Триере 10 мифов о Ларсе фон Триере

Какие из многочисленных мифов о Ларсе фон Триере правдивы

Esquire
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Наступление электронных базаров Наступление электронных базаров

Маркетплейсы — наиболее динамично развивающийся формат торговли в России

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
Будет как новая: 5 способов очистить пластиковую разделочную доску Будет как новая: 5 способов очистить пластиковую разделочную доску

Несколько способов, чтобы почистить разделочную доску

VOICE
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Эти популярные лекарства из вашей аптечки опасны уже в конце срока годности! Эти популярные лекарства из вашей аптечки опасны уже в конце срока годности!

Какие лекарства особенно опасны после истечения их срока годности?

ТехИнсайдер
Первое собеседование в жизни: правила успеха Первое собеседование в жизни: правила успеха

Как подготовиться к собеседованию, особенно к первому в жизни

Psychologies
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
В гости к нам В гости к нам

10 зарубежных звезд, которые сыграли в советских фильмах

Лиза
Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях

Почему мы автоматически улыбаемся перед камерой, как зародился этот феномен?

ТехИнсайдер
Упереться в «бумажный потолок»: как отсутствие диплома мешает людям строить карьеру Упереться в «бумажный потолок»: как отсутствие диплома мешает людям строить карьеру

Как «бумажный потолок» ограничивает таланты и амбиции людей

Forbes
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA

Некоторые из тех, кто доказывает, что возраст — не помеха достижениям

Forbes
Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ! Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ!

Шесть планет встанут в ровный ряд на небе, — и вот как их можно увидеть!

ТехИнсайдер
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
Открыть в приложении