В Манеже — крупнейшая выставка работ одного из самых ярких художников XX века

ЭкспертКультура

Жажда Дали

В московском Манеже — крупнейшая выставка работ одного из самых ярких художников XX века

Вячеслав Суриков

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Сальвадор Дали — первый художник, который поставил самого себя в центр собственного творчества. Каким-то непостижимым образом он понял: для того чтобы покорить мир своей живописью, недостаточно в совершенстве владеть кистью и красками. Для этого нужно создать мир, в котором он был бы режиссером и исполнителем главной роли. Желательно, чтобы этот мир был непохож ни на какой другой. Чтобы все остальные, кто попытался бы его воссоздать, навсегда оставались бы вторичными. До сих пор никто не смог его превзойти. Возможно, он просто был самим собой, и тот нарциссизм, который он с такой страстью культивировал в самом себе, был всего лишь частью его индивидуальности. Дали удалось оказаться в нужном месте в нужное время. Едва ли не на протяжении всей жизни ему сопутствовала удача. Подобно своему соотечественнику Пикассо, он стал родоначальником направления в живописи. И как Пикассо не позволил никому превзойти себя в кубизме, так и Дали воплотил концепцию сюрреализма в живописи самым совершенным образом.

Выставка, организованная фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже, включает в себя сто восемьдесят работ Сальвадора Дали и позволяет наблюдать творчество художника на протяжении всей его жизни. Мы видим его ранние работы — еще импрессионистические, видим работы, написанные в период обучения в Академии изящных искусств в Мадриде, где он пробует себя в жанре кубизма. Мы видим одну из самых известных его сюрреалистических работ, икону жанра — «Мягкий автопортрет с жареным беконом». В какой-то момент Дали обращается к творчеству предшественников и примеряет на себя их стиль. Отдельный зал посвящен серии акварельных иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, написанных в уже поздний период творчества, когда Дали мог позволить себе создавать работы несколькими взмахами кисти. Мы видим сразу нескольких Дали, и каждый из них может быть бесконечно далек от остальных. Одно из развлечений, доступных зрителю на выставке, — наблюдение за тем, как один Дали превращается в другого.

Но прежде всего мы погружаемся в его странный мир, в котором все приобретает невиданные очертания. Мы видим мир, каким мы никогда его не видели. Мир, который невозможно объяснить. Он бесконечно разнообразен. Дали каким-то образом удалось вытащить его из себя и показать его всем остальным. Своими картинами он каждый раз демонстрирует запредельное мышление и дает бесконечный простор для интерпретации. Он сочетает несочетаемое, оставаясь при этом максимально убедительным. Одно из самых впечатляющих его открытий — визуальное воплощение метафоры текучести времени: узнаваемые «расплавленные» часы, самый расхожий его образ, почти иконический. Снова и снова Дали удивляет своей филигранной техникой. Это один из главных секретов его убедительности. Дали — гениальный рисовальщик, и это оправдывает любую его фантазию. Какой бы образ он ни хотел воплотить, он делает это с фантастическим совершенством.

Одна из героинь этой выставки — жена Дали Гала. Незримо она присутствует почти на всех картинах выставки. Это самая знаменитая женщина в истории искусств. Никто больше не удостаивался такого культа, такого возвышения. На одной из картин мы наблюдаем Дали, пишущего ее потрет: Гала при этом смотрит на свое отражение в зеркале. Перед нами два уже немолодых человека. Все безумия, сколько бы их ни было в их жизни, уже позади. Их ценность друг для друга прежде всего в том, что наедине они могут оставаться самими собой. Все остальное — для публики. Но есть между ними и еще что-то, о чем Дали постоянно говорил. Гала — одна из русских жен мировых знаменитостей, наряду с Ольгой Хохловой, женой Пикассо, которые сыграли ключевую роль в их творчестве. И Дали на протяжении всей жизни твердит о том, что природа его творчества пробуждена ею. Она его сокровище: Пабло Пикассо — тоже гений, как и Дали, но у него нет Галы, и о ней ему остается только мечтать.

Творчество Дали — это еще и спрессованная история мира. В ней все настолько смешано и сжато, что Дали трудно отделить одно от другого. И он даже не пытается это сделать. Он легко позволяет образам расплываться, преувеличиваться, бесконечно отдаляться, распадаться на части, наслаиваться друг на друга. Что-то проступает более явственно, что-то мы можем различить с большим трудом. Образ Галы удерживает этот распадающийся мир. Она его структурирует, делает понятным, доступным для восприятия. Она одновременно и прародительница этого мира, и призма, сквозь которую можно увидеть его целостность. Дали превращает свою жизнь в идиллический сон, в котором он реализует свои желания — бесконечное путешествие сквозь время и пространство и бесконечная игра.

Возможно, что до встречи с Галой Сальвадор Дали еще осознавал себя в какой-то степени обычным человеком и позволял себе совершать поступки, присущие самым обычным людям, но она словно открыла ему глаза, изменив судьбы обоих. Их жизнь можно интерпретировать как жизнь обычных людей, но ближе к истине, скорее всего, будут те, кто смотрит на них как на величайших артистов, положивших свою жизнь на алтарь искусств. Они оба были приспособлены существовать, не покидая сценического пространства. Всё — игра. Каждое мгновение рождает новый образ. Дали заполняет собой все доступное ему пространство. Он врывается во все доступные ему виды искусств, в каждом из них оставляя свой след.

Отдельный зал посвящен двум кинематографическим опытам Дали — картине Луиса Бунюэля «Андалузский пес», о котором тоже можно сказать, что это один из самых узнаваемых фильмов мирового кинематографа, фрагменты из которого демонстрировались бесконечно. На другой стене — куда более редкое зрелище: анимационный фильм Destino, над которым Дали начал работу на студии Уолта Диснея, но не закончил ее из-за финансовых проблем. Проект был воссоздан только в начале XXI века. И мы видим, насколько органичен Дали именно в этом жанре. Картины Дали дают простор нашему воображению, но далеко не каждая готова впустить зрителя внутрь себя. Анимация погружает в этот мир целиком. И мы еще раз видим, насколько Дали неисчерпаем. Его воображение, как вечный двигатель, порождает образы один за другим. Они могут быть смоделированы по какомуто общему принципу, и этот принцип вдруг начинает угадываться, но сами картины от этого не перестают быть менее эмоциональными.

Выставка в Манеже — из разряда выставочных блокбастеров. Это еще один триумф Дали, который случился с ним спустя почти тридцать лет после его смерти. Казалось бы, мы видели все, что только можно было увидеть. Но публика, загипнотизированная именем художника, выстраивается в очередь и заполняет залы Манежа столь плотно, что к картинам трудно подойти и разглядеть их. Едва ли не каждый из посетителей стремится зафиксировать свой момент встречи с живописью художника и при этом не ограничивается какой-то одной картиной, а пытается поместить в свой телефон изображения всех ста восьмидесяти работ. Можно себе только представить, до какой степени Дали упивался бы этим успехом в стране, в которую когда-то собирался приехать, — в стране, куда путь ему был закрыт почти до самой смерти. И все же он смог прожить так долго, что успел застать тот момент, когда его работы были показаны в Советском Союзе широкой публике. Эта выставка прошла в Музее имении Пушкина в 1988 году. Но это было лишь робкое прикосновение к его творчеству. Оно только распалило «жажду Дали» — жажду, которая не утихает и по сей день.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Две войны генерала Раевского Две войны генерала Раевского

Глава из книги литературных путешествий Глеба Шульпякова «Запад на Восток»

Огонёк
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Чек-ап в возрасте от 20 до 50 Чек-ап в возрасте от 20 до 50

Как продлить активный возраст – сохранить удаль молодецкую?

Playboy
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Открыть в приложении