Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру

ЭкспертБизнес

Всегда начеку: как крупному бизнесу выстроить устойчивую сервисную ИТ-модель

Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру на базе экосистемы ТМК++

Александр Лесных

Киберучения для отработки навыков ИТ-подразделений ТМК

Большинство российских компаний намерены изменить подход к вопросу поддержки ИТ-решений, инфра структуры и сервисов и собираются заключить партнерские соглашения со специализированными компаниями. Но крупный бизнес в силу своей специфики вынужден искать альтернативные решения. О том, как эту проблему решают в ТМК, — в материале «Эксперта».

Собственный сервис

Согласно данным совместного исследования TAdviser и компании КРОК, в этом году 78% российских компаний собираются обратиться к партнерам за сервисным обслуживанием своей технологической инфраструктуры. Причем почти треть призналась в критических трудностях с техническим и программным сервисом, а еще четверть — в серьезных проблемах с дальнейшим развитием своего цифрового ландшафта.

Это иллюстрирует два взаимосвязанных тезиса: цифровые инструменты поддержки бизнес-процессов стали незаменимы для сохранения конкурентоспособности компаний, а их непрерывную и отказоустойчивую работу можно обеспечить только с помощью надежного сервиса и поддержки корпоративной ИТ-системы.

Но если сектор МСП может закрыть эту потребность благодаря аутсорсингу всех ИТ-функций, то у крупного холдинга такой механизм вызовет существенные проблемы. Во-первых, колоссальный объем задач по всем отдельным компаниям группы потребует привлечения не просто одного сервисного партнера, а целого пула подрядчиков. Это естественным образом скажется на безопасности и отказоустойчивости решений. Во-вторых, использование аутсорс-модели в рамках холдинга не позволит ему обрести собственные компетенции и поставит его в прямую зависимость от конъюнктуры рынка, собственных рисков внешних сервисных ИТ-компаний и прочих неподконтрольных ему ситуаций.

Как рассказал «Эксперту» директор по информационным технологиям ТМК Дмитрий Якоб, в его компании формирование собственных служб поддержки цифровых решений началось давно — в середине 2000-х. В 2021 году было принято стратегическое решение выделить сервисную функцию в отдельную компанию и консолидировать в ней всю работу по обслуживанию ПО и аппаратной составляющей. Как стало ясно позднее, с этой идеей ТМК «попала в десятку».

«Рано или поздно любая крупная компания, которой необходимо постоянно обслуживать внутренние цифровые процессы, оказывается перед выбором: внедрять ей сервисную модель или нет. К тому же по мере роста становится понятна необходимость стандартизации данных, унификации подходов к схожим задачам, а также быстрого реагирования на нештатные ситуации. В распределенных структурах добиться всего этого сложнее, — говорит Дмитрий Якоб. — Мы разрабатывали разные варианты: сделать центр ИТ-сервиса частью общего центра обслуживания или выделить в отдельную компанию. В итоге пришли ко второму. Центр бизнес-услуг консолидировал кадровые, бухгалтерские, финансовые, юридические и прочие бизнес-услуги для предприятий компании, а компания ДИАЙПИ — функции ИТ-сервиса».

Ключевым событием в процессе консолидации ИТ-функций в единый организм стало объединение ИТподразделений всех предприятий и управляющей компании под брендом ТМК++, которое произошло весной 2022 года. Экосистема ТМК++ объединила все направления информационного обеспечения, существующие в ТМК: «Инфраструктура», «Разработка», «Цифра», «Кибербезопасность», «Архитектура», «Клиентский сервис» и «Региональная сервисная поддержка». Консолидация позволила перейти к оказанию услуг по принципу сервисной модели во всем периметре компании, обеспечивая при этом постоянный обмен опытом и компетенциями и одинаково высокий уровень сервиса. Это было особенно актуальным в свете корпоративных изменений: за последние года у ТМК появился ряд новых активов с разным состоянием ИТландшафта, отмечает Дмитрий Якоб. «Подтягиванием» до единых стандартов, налаживанием централизованного управления и трансформацией механизмов обеспечения кибербезопасности занимается объединенная команда ТМК++

Как это работает

Унификация и стандартизация ИТ-функций обеспечила отказоустойчивость всей системы ТМК. Для разрешения ситуаций, требующих немедленной реакции (прекращение обслуживания программ и сервисов, возникновение киберугроз) в рамках сервисной компании были созданы объединенные функциональные, а иногда и кроссфункциональные команды. Примером такого подхода стала рабочая группа, созданная в ответ на февральские вызовы, которая проанализировала около 400 ИТ-систем и сервисов и сформировала программу по обеспечению непрерывности их функционирования. Помимо постоянного мониторинга в тех областях, где ситуация стабильна, моделируются ситуации возникновения угроз и их нивелирования.

«Консолидация ИТ-функций позволила сделать более прозрачными затраты на их выполнение, — говорит Дмитрий Якоб. — Соответственно, мы можем оптимально удовлетворять потребности бизнеса. Зачастую перед нами стоит задача повысить эффективность без повышения издержек, и мы ее успешно решаем. Например, при доработке решения по запросу пользователя следим за сокращением времени, необходимого для прохождения всех этапов от начала разработки идеи до конечного запуска решения».

Значимый аспект — взаимодействие между сервисной компанией и компаниями группы. Для этого в последних выделены ключевые бизнес-партнеры, которые помогают унифицировать процессы, что позволяет использовать единые решения и максимально автоматизировать рутинные задачи, объясняет Дмитрий Якоб.

Если же решения для выполнения отдельных функций разных бизнес-подразделений невозможно «подружить» с унифицированным ПО (и такие попытки нанесут процессам непоправимый вред), применяются персонализированные программные продукты. Такой подход в ТМК объясняют разумным балансом между стандартизацией и индивидуальным подходом.

Всегда есть куда расти

Один из главных механизмов обеспечения отказоустойчивости внутренней сервисной компании ТМК — максимально возможная универсальность компетенций ее сотрудников. Это дает возможность быстро настраивать цифровые процессы во вновь приобретенных активах и решать оперативные задачи. Таким образом, создается практически конвейерный механизм обслуживания систем и внесения в них технических изменений.

«Конечно, сказать, что любой может работать на любом участке, мы не можем. Мы поддерживаем большое разнообразие программных продуктов и широкую ИТ-инфраструктуру, поэтому наши сотрудники специализируются на разных уникальных направлениях. Но в то же время там, где есть такая необходимость, мы стараемся обеспечивать универсальность исполнительского персонала внутри сервисных команд», — говорит Дмитрий Якоб.

ИТ-сервисная компания ТМК считает особенно важным развитие собственных компетенций. Но это не означает, что она будет стремиться полностью выстроить работу цифровой инфраструктуры на основе собственных разработок. Как отмечает в беседе с «Экспертом» Дмитрий Якоб, наиболее эффективным для компании будет достижение правильного баланса. Причем не только и не столько между собственными и рыночными продуктами, но и между выполнением задач силами штатных сотрудников и аутсорс-команд.

«Этап выстраивания централизованной консолидированной системы и формирования набора инструментов для выполнения насущных задач уже пройден, запущены инструменты поддержки. В частности, единый service desk, которым пользуются все компании группы: эта система и единая первая линия ежемесячно в круглосуточном режиме обрабатывает порядка 40 тысяч обращений. Мы продолжим повышать эффективность сервисной компании, оптимизировать существующие процессы и закрывать организационные потребности, которые могут возникнуть в будущем», — подытожил Дмитрий Якоб.

Фото: предоставлено пресс службой ТМК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смогут ли Россия и Китай понять друг друга Смогут ли Россия и Китай понять друг друга

Как повернуть систему подготовки кадров на Восток?

Эксперт
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку

Как люди научились манипулировать самыми тончайшими материальными объектами

Эксперт
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и Техника
УГМК: оцифровать порядок УГМК: оцифровать порядок

Экономический эффект может быть достигнут за счет цифровизации и организации

Эксперт
«Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин «Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин

Почему некоторые мужчины начинают знакомство с грубости?

VOICE
Автомобильные данные, вы чьи будете? Автомобильные данные, вы чьи будете?

Кому будут принадлежать данные личного автомобиля?

Эксперт
8 вдохновляющих книг с сильными героинями 8 вдохновляющих книг с сильными героинями

Книги, которые утешат вас в нелегкий период жизни и помогут поверить в свои силы

Psychologies
У всех своих причуды: 7 необычных традиций и примет российских космонавтов У всех своих причуды: 7 необычных традиций и примет российских космонавтов

В космосе свои традиции и суеверии — не менее странные, чем на Земле

ТехИнсайдер
Цеолит помог превратить полиэтилен в бензин Цеолит помог превратить полиэтилен в бензин

Химики научились получать бензин из пористого цеолита

N+1
Мои инопланетяне! Мои инопланетяне!

Если они прилетели, природа сделала уверенный поворот к приходу весны

Наука и жизнь
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство

История художницы Тамары де Лемпицки

Forbes
Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться» Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Монокль
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
(Не)правильный выбор (Не)правильный выбор

Ошибки, которые обернулись успехом

Grazia
Высокая материя Высокая материя

Chanel переосмысливает культовый твид — в платине и драгоценных камнях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Geneva Geneva

Дизайнер Матвей Ларионенко сумел поженить стритвир и устойчивую моду

Собака.ru
История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960 История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960

Как Владимир Трошин написал свою культовую песню про космос?

Maxim
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
Конечно, Баста Конечно, Баста

Василий Вакуленко — о легкости, которой учится у новичков «Газгольдера»

СНОБ
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
«Радуюсь жизни, когда у других — горе»: почему это нормально «Радуюсь жизни, когда у других — горе»: почему это нормально

Почему позитивным эмоциям все-таки есть место в любые времена?

Psychologies
Царь Ирод Царь Ирод

Царь Ирод: злой гений или величайший строитель?

Знание – сила
Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару

Что смотреть в Краснодаре?

СНОБ
Выпили — оставили: 7 способов повторно использовать стеклянные бутылки из-под вина Выпили — оставили: 7 способов повторно использовать стеклянные бутылки из-под вина

Как можно оригинально использовать бутылки из-под вина в быту

ТехИнсайдер
Как второй сезон сериала «Обоюдное согласие» рассказывает про домашнее насилие Как второй сезон сериала «Обоюдное согласие» рассказывает про домашнее насилие

Насколько реалистично российские сериалы показывают домашнее насилие?

Forbes
Открыть в приложении