Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру

ЭкспертБизнес

Всегда начеку: как крупному бизнесу выстроить устойчивую сервисную ИТ-модель

Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру на базе экосистемы ТМК++

Александр Лесных

Киберучения для отработки навыков ИТ-подразделений ТМК

Большинство российских компаний намерены изменить подход к вопросу поддержки ИТ-решений, инфра структуры и сервисов и собираются заключить партнерские соглашения со специализированными компаниями. Но крупный бизнес в силу своей специфики вынужден искать альтернативные решения. О том, как эту проблему решают в ТМК, — в материале «Эксперта».

Собственный сервис

Согласно данным совместного исследования TAdviser и компании КРОК, в этом году 78% российских компаний собираются обратиться к партнерам за сервисным обслуживанием своей технологической инфраструктуры. Причем почти треть призналась в критических трудностях с техническим и программным сервисом, а еще четверть — в серьезных проблемах с дальнейшим развитием своего цифрового ландшафта.

Это иллюстрирует два взаимосвязанных тезиса: цифровые инструменты поддержки бизнес-процессов стали незаменимы для сохранения конкурентоспособности компаний, а их непрерывную и отказоустойчивую работу можно обеспечить только с помощью надежного сервиса и поддержки корпоративной ИТ-системы.

Но если сектор МСП может закрыть эту потребность благодаря аутсорсингу всех ИТ-функций, то у крупного холдинга такой механизм вызовет существенные проблемы. Во-первых, колоссальный объем задач по всем отдельным компаниям группы потребует привлечения не просто одного сервисного партнера, а целого пула подрядчиков. Это естественным образом скажется на безопасности и отказоустойчивости решений. Во-вторых, использование аутсорс-модели в рамках холдинга не позволит ему обрести собственные компетенции и поставит его в прямую зависимость от конъюнктуры рынка, собственных рисков внешних сервисных ИТ-компаний и прочих неподконтрольных ему ситуаций.

Как рассказал «Эксперту» директор по информационным технологиям ТМК Дмитрий Якоб, в его компании формирование собственных служб поддержки цифровых решений началось давно — в середине 2000-х. В 2021 году было принято стратегическое решение выделить сервисную функцию в отдельную компанию и консолидировать в ней всю работу по обслуживанию ПО и аппаратной составляющей. Как стало ясно позднее, с этой идеей ТМК «попала в десятку».

«Рано или поздно любая крупная компания, которой необходимо постоянно обслуживать внутренние цифровые процессы, оказывается перед выбором: внедрять ей сервисную модель или нет. К тому же по мере роста становится понятна необходимость стандартизации данных, унификации подходов к схожим задачам, а также быстрого реагирования на нештатные ситуации. В распределенных структурах добиться всего этого сложнее, — говорит Дмитрий Якоб. — Мы разрабатывали разные варианты: сделать центр ИТ-сервиса частью общего центра обслуживания или выделить в отдельную компанию. В итоге пришли ко второму. Центр бизнес-услуг консолидировал кадровые, бухгалтерские, финансовые, юридические и прочие бизнес-услуги для предприятий компании, а компания ДИАЙПИ — функции ИТ-сервиса».

Ключевым событием в процессе консолидации ИТ-функций в единый организм стало объединение ИТподразделений всех предприятий и управляющей компании под брендом ТМК++, которое произошло весной 2022 года. Экосистема ТМК++ объединила все направления информационного обеспечения, существующие в ТМК: «Инфраструктура», «Разработка», «Цифра», «Кибербезопасность», «Архитектура», «Клиентский сервис» и «Региональная сервисная поддержка». Консолидация позволила перейти к оказанию услуг по принципу сервисной модели во всем периметре компании, обеспечивая при этом постоянный обмен опытом и компетенциями и одинаково высокий уровень сервиса. Это было особенно актуальным в свете корпоративных изменений: за последние года у ТМК появился ряд новых активов с разным состоянием ИТландшафта, отмечает Дмитрий Якоб. «Подтягиванием» до единых стандартов, налаживанием централизованного управления и трансформацией механизмов обеспечения кибербезопасности занимается объединенная команда ТМК++

Как это работает

Унификация и стандартизация ИТ-функций обеспечила отказоустойчивость всей системы ТМК. Для разрешения ситуаций, требующих немедленной реакции (прекращение обслуживания программ и сервисов, возникновение киберугроз) в рамках сервисной компании были созданы объединенные функциональные, а иногда и кроссфункциональные команды. Примером такого подхода стала рабочая группа, созданная в ответ на февральские вызовы, которая проанализировала около 400 ИТ-систем и сервисов и сформировала программу по обеспечению непрерывности их функционирования. Помимо постоянного мониторинга в тех областях, где ситуация стабильна, моделируются ситуации возникновения угроз и их нивелирования.

«Консолидация ИТ-функций позволила сделать более прозрачными затраты на их выполнение, — говорит Дмитрий Якоб. — Соответственно, мы можем оптимально удовлетворять потребности бизнеса. Зачастую перед нами стоит задача повысить эффективность без повышения издержек, и мы ее успешно решаем. Например, при доработке решения по запросу пользователя следим за сокращением времени, необходимого для прохождения всех этапов от начала разработки идеи до конечного запуска решения».

Значимый аспект — взаимодействие между сервисной компанией и компаниями группы. Для этого в последних выделены ключевые бизнес-партнеры, которые помогают унифицировать процессы, что позволяет использовать единые решения и максимально автоматизировать рутинные задачи, объясняет Дмитрий Якоб.

Если же решения для выполнения отдельных функций разных бизнес-подразделений невозможно «подружить» с унифицированным ПО (и такие попытки нанесут процессам непоправимый вред), применяются персонализированные программные продукты. Такой подход в ТМК объясняют разумным балансом между стандартизацией и индивидуальным подходом.

Всегда есть куда расти

Один из главных механизмов обеспечения отказоустойчивости внутренней сервисной компании ТМК — максимально возможная универсальность компетенций ее сотрудников. Это дает возможность быстро настраивать цифровые процессы во вновь приобретенных активах и решать оперативные задачи. Таким образом, создается практически конвейерный механизм обслуживания систем и внесения в них технических изменений.

«Конечно, сказать, что любой может работать на любом участке, мы не можем. Мы поддерживаем большое разнообразие программных продуктов и широкую ИТ-инфраструктуру, поэтому наши сотрудники специализируются на разных уникальных направлениях. Но в то же время там, где есть такая необходимость, мы стараемся обеспечивать универсальность исполнительского персонала внутри сервисных команд», — говорит Дмитрий Якоб.

ИТ-сервисная компания ТМК считает особенно важным развитие собственных компетенций. Но это не означает, что она будет стремиться полностью выстроить работу цифровой инфраструктуры на основе собственных разработок. Как отмечает в беседе с «Экспертом» Дмитрий Якоб, наиболее эффективным для компании будет достижение правильного баланса. Причем не только и не столько между собственными и рыночными продуктами, но и между выполнением задач силами штатных сотрудников и аутсорс-команд.

«Этап выстраивания централизованной консолидированной системы и формирования набора инструментов для выполнения насущных задач уже пройден, запущены инструменты поддержки. В частности, единый service desk, которым пользуются все компании группы: эта система и единая первая линия ежемесячно в круглосуточном режиме обрабатывает порядка 40 тысяч обращений. Мы продолжим повышать эффективность сервисной компании, оптимизировать существующие процессы и закрывать организационные потребности, которые могут возникнуть в будущем», — подытожил Дмитрий Якоб.

Фото: предоставлено пресс службой ТМК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трон под долларом зашатался Трон под долларом зашатался

Руководство США собственноручно разрушает гегемонию доллара

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии «Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии

Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей

Эксперт
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Второе дыхание крипты Второе дыхание крипты

Почему криптоиндустрия возлагает надежды на Дональда Трампа

Ведомости
Как понять, что у человека высокий интеллект Как понять, что у человека высокий интеллект

Высокий интеллект: что скрывается за этим термином?

Inc.
«История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие» «История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие»

Кто разрешил спор о природе лавы

N+1
Легонький пояс Легонький пояс

Где искать шедевры текстильной промышленной архитектуры царской России

Weekend
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Почему собаки тоже страдают от январской хандры Почему собаки тоже страдают от январской хандры

Собаки тоже могут чувствовать себя подавленными, ощущая январскую хандру

ТехИнсайдер
«Я человек чувства» «Я человек чувства»

Всё, за что берется Анна Тихомирова, она старается доводить до идеала

OK!
11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда 11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда

Фильмы о том, как прервали самую страшную осаду в истории войн

Maxim
«Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни «Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни

На чем держится семья, если в ней проявляется чистый треугольник Карпмана?

Psychologies
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер

Подводный электрический робобульдозер и макет лунного беспилотного экскаватора

N+1
Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате

Почему экранизация комикса с саундтреком-колыбельной провалился в прокате

Forbes
Гудбай, Чимерика! Гудбай, Чимерика!

Как технологическая блокада Китая со стороны США отразится на мировой экономике

Монокль
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Открыть в приложении