Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру

ЭкспертБизнес

Всегда начеку: как крупному бизнесу выстроить устойчивую сервисную ИТ-модель

Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру на базе экосистемы ТМК++

Александр Лесных

Киберучения для отработки навыков ИТ-подразделений ТМК

Большинство российских компаний намерены изменить подход к вопросу поддержки ИТ-решений, инфра структуры и сервисов и собираются заключить партнерские соглашения со специализированными компаниями. Но крупный бизнес в силу своей специфики вынужден искать альтернативные решения. О том, как эту проблему решают в ТМК, — в материале «Эксперта».

Собственный сервис

Согласно данным совместного исследования TAdviser и компании КРОК, в этом году 78% российских компаний собираются обратиться к партнерам за сервисным обслуживанием своей технологической инфраструктуры. Причем почти треть призналась в критических трудностях с техническим и программным сервисом, а еще четверть — в серьезных проблемах с дальнейшим развитием своего цифрового ландшафта.

Это иллюстрирует два взаимосвязанных тезиса: цифровые инструменты поддержки бизнес-процессов стали незаменимы для сохранения конкурентоспособности компаний, а их непрерывную и отказоустойчивую работу можно обеспечить только с помощью надежного сервиса и поддержки корпоративной ИТ-системы.

Но если сектор МСП может закрыть эту потребность благодаря аутсорсингу всех ИТ-функций, то у крупного холдинга такой механизм вызовет существенные проблемы. Во-первых, колоссальный объем задач по всем отдельным компаниям группы потребует привлечения не просто одного сервисного партнера, а целого пула подрядчиков. Это естественным образом скажется на безопасности и отказоустойчивости решений. Во-вторых, использование аутсорс-модели в рамках холдинга не позволит ему обрести собственные компетенции и поставит его в прямую зависимость от конъюнктуры рынка, собственных рисков внешних сервисных ИТ-компаний и прочих неподконтрольных ему ситуаций.

Как рассказал «Эксперту» директор по информационным технологиям ТМК Дмитрий Якоб, в его компании формирование собственных служб поддержки цифровых решений началось давно — в середине 2000-х. В 2021 году было принято стратегическое решение выделить сервисную функцию в отдельную компанию и консолидировать в ней всю работу по обслуживанию ПО и аппаратной составляющей. Как стало ясно позднее, с этой идеей ТМК «попала в десятку».

«Рано или поздно любая крупная компания, которой необходимо постоянно обслуживать внутренние цифровые процессы, оказывается перед выбором: внедрять ей сервисную модель или нет. К тому же по мере роста становится понятна необходимость стандартизации данных, унификации подходов к схожим задачам, а также быстрого реагирования на нештатные ситуации. В распределенных структурах добиться всего этого сложнее, — говорит Дмитрий Якоб. — Мы разрабатывали разные варианты: сделать центр ИТ-сервиса частью общего центра обслуживания или выделить в отдельную компанию. В итоге пришли ко второму. Центр бизнес-услуг консолидировал кадровые, бухгалтерские, финансовые, юридические и прочие бизнес-услуги для предприятий компании, а компания ДИАЙПИ — функции ИТ-сервиса».

Ключевым событием в процессе консолидации ИТ-функций в единый организм стало объединение ИТподразделений всех предприятий и управляющей компании под брендом ТМК++, которое произошло весной 2022 года. Экосистема ТМК++ объединила все направления информационного обеспечения, существующие в ТМК: «Инфраструктура», «Разработка», «Цифра», «Кибербезопасность», «Архитектура», «Клиентский сервис» и «Региональная сервисная поддержка». Консолидация позволила перейти к оказанию услуг по принципу сервисной модели во всем периметре компании, обеспечивая при этом постоянный обмен опытом и компетенциями и одинаково высокий уровень сервиса. Это было особенно актуальным в свете корпоративных изменений: за последние года у ТМК появился ряд новых активов с разным состоянием ИТландшафта, отмечает Дмитрий Якоб. «Подтягиванием» до единых стандартов, налаживанием централизованного управления и трансформацией механизмов обеспечения кибербезопасности занимается объединенная команда ТМК++

Как это работает

Унификация и стандартизация ИТ-функций обеспечила отказоустойчивость всей системы ТМК. Для разрешения ситуаций, требующих немедленной реакции (прекращение обслуживания программ и сервисов, возникновение киберугроз) в рамках сервисной компании были созданы объединенные функциональные, а иногда и кроссфункциональные команды. Примером такого подхода стала рабочая группа, созданная в ответ на февральские вызовы, которая проанализировала около 400 ИТ-систем и сервисов и сформировала программу по обеспечению непрерывности их функционирования. Помимо постоянного мониторинга в тех областях, где ситуация стабильна, моделируются ситуации возникновения угроз и их нивелирования.

«Консолидация ИТ-функций позволила сделать более прозрачными затраты на их выполнение, — говорит Дмитрий Якоб. — Соответственно, мы можем оптимально удовлетворять потребности бизнеса. Зачастую перед нами стоит задача повысить эффективность без повышения издержек, и мы ее успешно решаем. Например, при доработке решения по запросу пользователя следим за сокращением времени, необходимого для прохождения всех этапов от начала разработки идеи до конечного запуска решения».

Значимый аспект — взаимодействие между сервисной компанией и компаниями группы. Для этого в последних выделены ключевые бизнес-партнеры, которые помогают унифицировать процессы, что позволяет использовать единые решения и максимально автоматизировать рутинные задачи, объясняет Дмитрий Якоб.

Если же решения для выполнения отдельных функций разных бизнес-подразделений невозможно «подружить» с унифицированным ПО (и такие попытки нанесут процессам непоправимый вред), применяются персонализированные программные продукты. Такой подход в ТМК объясняют разумным балансом между стандартизацией и индивидуальным подходом.

Всегда есть куда расти

Один из главных механизмов обеспечения отказоустойчивости внутренней сервисной компании ТМК — максимально возможная универсальность компетенций ее сотрудников. Это дает возможность быстро настраивать цифровые процессы во вновь приобретенных активах и решать оперативные задачи. Таким образом, создается практически конвейерный механизм обслуживания систем и внесения в них технических изменений.

«Конечно, сказать, что любой может работать на любом участке, мы не можем. Мы поддерживаем большое разнообразие программных продуктов и широкую ИТ-инфраструктуру, поэтому наши сотрудники специализируются на разных уникальных направлениях. Но в то же время там, где есть такая необходимость, мы стараемся обеспечивать универсальность исполнительского персонала внутри сервисных команд», — говорит Дмитрий Якоб.

ИТ-сервисная компания ТМК считает особенно важным развитие собственных компетенций. Но это не означает, что она будет стремиться полностью выстроить работу цифровой инфраструктуры на основе собственных разработок. Как отмечает в беседе с «Экспертом» Дмитрий Якоб, наиболее эффективным для компании будет достижение правильного баланса. Причем не только и не столько между собственными и рыночными продуктами, но и между выполнением задач силами штатных сотрудников и аутсорс-команд.

«Этап выстраивания централизованной консолидированной системы и формирования набора инструментов для выполнения насущных задач уже пройден, запущены инструменты поддержки. В частности, единый service desk, которым пользуются все компании группы: эта система и единая первая линия ежемесячно в круглосуточном режиме обрабатывает порядка 40 тысяч обращений. Мы продолжим повышать эффективность сервисной компании, оптимизировать существующие процессы и закрывать организационные потребности, которые могут возникнуть в будущем», — подытожил Дмитрий Якоб.

Фото: предоставлено пресс службой ТМК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский фастфуд быстро не накормит Русский фастфуд быстро не накормит

Фастфуд уверенно теснит рестораны на рынке общественного питания

Эксперт
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Компьютер без привязи Компьютер без привязи

Что такое Wi-Fi и как им пользоваться

Цифровой океан
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
В поисках Рюрика В поисках Рюрика

А был ли Рюрик?

Дилетант
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
АвтоВАЗ снова русский АвтоВАЗ снова русский

Специалисты из России вновь будут править АвтоВАЗом

Эксперт
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей

Как даже хорошо скрываемая уязвимость мешает принимать верные решения

Psychologies
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
«Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки «Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки

Отношения в Китае: стихийные брачные рынки под открытым небом и феминизм

Forbes
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Как образ жизни влияет на качество секса: 3 ключевых фактора Как образ жизни влияет на качество секса: 3 ключевых фактора

Как изменения в образе жизни могут повлиять на сексуальную жизнь?

Psychologies
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле

Как на самом деле развивались знаковые события Великой Отечественной войны?

ТехИнсайдер
Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться

Как не попасть в нездоровые любовные отношения и что делать, если в них угодили?

Psychologies
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
Как не стать жертвой чистоты? Как не стать жертвой чистоты?

Мало кто догадывается, что средства чистоты могут стать причиной воспаления

Здоровье
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
Бесит коллега Бесит коллега

Как вернуть мир на рабочем месте, рассказывает психолог

Лиза
Открыть в приложении