Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей

ЭкспертСобытия

«Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии

Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей для всех, кто принимал участие в его создании

Вячеслав Суриков

Главную роль в сериале Александра Велединского «Обитель» сыграл Евгений Ткачук

Погибельная страсть, внезапно возникающая между представителями двух враждующих лагерей, — расхожий сюжет, получивший свое первое воплощение в «Ромео и Джульетте» Шекспира и с тех пор неустанно пересказываемый и литераторами, и кинематографистами. В XX веке он обогатился новыми красками: сначала в «Сорок первом» Бориса Лавренева и Григория Чухрая, а затем в «Ночном портье» Лилианы Кавани. В этих случаях мужчина и женщина испытывали взаимное притяжение, уже не находясь на равных позициях, разделяемых всего лишь враждой их родственников, причина которой скрывается в далеком прошлом, а будучи расставлены на новых позициях: одна — заведомо сильнейшая, вторая — заведомо зависимая. Один — жертва, другой — палач. Но, как и в пьесе Шекспира, в «Сорок первом» и в «Ночном портье» двое, оказавшись в плену собственных чувств, переходят невидимую черту, что неизбежно влечет за собой смерть. Любовь уравнивает их только на время: барьер между жертвой и тем, кто на нее охотится, оказывается непреодолимым.

В «Обители» Захар Прилепин усложняет архетип жертвы, заставляя ее не только испытывать к палачу страсть, замешанную на желании выжить, но и метаться между сообществами, сложившимися внутри Соловецкого лагеря. Артем Горяинов, как и еще один его литературный прообраз — Григорий Мелехов, мечется между белыми и красными: Гражданская война внутри Соловецкого лагеря продолжается. Но в отличие от главного героя шолоховского «Тихого Дона», последовательно переходившего от белых к красным и обратно, Артем Горяинов существует одновременно в нескольких конфликтующих друг с другом лагерях и при этом не принадлежит ни к одному из них. Он для всех чужой, что неоднократно подчеркивают другие персонажи «Обители»: не отягощен идеологическим противостоянием, и эта инаковость привлекает и одновременно раздражает и тех и других. Они словно не находят достаточных оснований его устранить и вместо этого пытаются перетянуть на свою сторону и так лишить его внутренней свободы.

Шекспировские мотивы

Александр Велединский усилил в сценарии шекспировские мотивы: жертва и палач оба идут на расстрел, причем жертва — Артем Горяинов — делает это, пренебрегая шансом спастись, в очередной раз выданным ему судьбой. В отличие от читателей романа зрители сериала скорее предполагают, что героев все же настигает смерть от пули, выпущенной из красноармейской винтовки в момент, когда любовники стоят у кирпичной стены. Шаг к ней, который делает главный герой «Обители», мотивационно сложнее самоубийства юных шекспировских героев: те лишь следуют примеру друг друга — причем Ромео совершает самоубийство дважды, одно из них мнимое. Горяиновскому восшествию на расстрел, учреждаемый лишь для того, чтобы исполнить угрозу в адрес другого заключенного, который по неизвестным причинам не вернулся вовремя в лагерь, предшествует состояние экзистенциального кризиса: связь времен в очередной раз распадется, происходящее вокруг невозможно осознать, пользуясь обыденной логикой.

В словах сомневающегося в справедливости мироустройства Горяинова снова слышны отзвуки шекспировских монологов, вложенных им в уста еще одного героя — Гамлета. Как и Гамлету, смерть позволяет Горяинову не только воссоединиться со своей возлюбленной (пусть страсть его и была в прямом смысле подневольной), но и избавиться от невыносимого интеллектуального напряжения, создаваемого ситуацией двойственности. Похожее состояние заставляет пережить своего героя и Шолохов, из-за чего тот получил репутацию «казацкого Гамлета». Возникающая из ткани сериала ассоциация с шолоховским героем, а через него и с шекспировским в фильме существует еще и благодаря исполнителю главной роли Евгению Ткачуку, сыгравшему Григория Мелехова в конгениальной шолоховскому роману экранизации Сергея Урсуляка. Тогда режиссер угадал в этом актере способность точно передавать состояние человека, оказавшегося в неразрешимой ситуации и пытающегося вывернуться из нее, а оттого запутывающегося еще сильнее.

Прилепин и Яхина

Роман Захара Прилепина вышел в 2014 году и был сразу оценен всеми как большой успех. Он обратил на себя внимание не только в силу литературных достоинств, но и потому, что автор вслед за Солженицыным и Шаламовым осмыслял историческое пространство советских лагерей и показывал, что на раннем этапе становления системы ГУЛАГа внутри нее была не только смерть, но и жизнь. В следующем году вышел роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», отправивший читателей в самое начало тридцатых годов — это всего несколько лет спустя после времени действия «Обители» — и тоже заставивший следить за развитием взаимных чувств, захватывающих жертву и палача, которые, как и герои «Обители», живут в двух шагах от смерти, и это меняет их восприятие и жизни, и человеческих отношений. Роман Гузель Яхиной можно интерпретировать и как женскую версию «Обители». Неудивительно, что он в той же мере был признан и литературоведами, и читательской публикой. Характерно, что сериалы по этим романам вышли с разницей в год.

Здесь Гузель Яхиной удалось опередить Захара Прилепина. Но если телеверсия «Зулейхи» — это скорее кинематографический пересказ романа, то сериал «Обитель» — произведение, обладающие самостоятельной ценностью. В первую очередь благодаря профессионализму режиссера Александра Велединского, который стоял у истоков романа. В интервью по случаю выхода сериала Захар Прилепин рассказывал, что сначала он задумывался как сценарий для сериала (его должен был снимать как раз Велединский) и только потом оформился как роман. Аналогичную трансформацию пережил и роман Гузель Яхиной: сначала она написала его как сценарий, а уже потом превратила в литературное произведение. И в том и в другом случае кинематографическая подоплека литературного замысла пошла только на пользу его перевоплощению в текст. Когда романы преобразовывали обратно в сценарий, этим занимались профессионалы. В случае «Зулейхи», судя по конечному результату, не обошлось без художественных потерь: замысел Яхиной потерял трехмерность и стал плоским; в случае же «Обители» все ровно наоборот: Велединский как соавтор придал объем замыслу Прилепина, подарив ему еще одно измерение.

Режиссер и продюсер

Для Александра Велединского сериал «Обитель» — безусловный magnum opus. В начале 2000-х он был одним из создателей «Бригады» — самого значительного сериала той поры. Потом сделал несколько кинопроектов; из них можно выделить главный фильм 2013 года — «Географ глобус пропил», одним из продюсеров которого был Валерий Тодоровский. Именно в «Обители» можно по-настоящему разглядеть все грани таланта этого режиссера, которые проявлялись и в его предыдущих работах, но до конца мы их, скорее всего, оценить не могли. Теперь видим: это и в самом деле мастер, способный на художественное высказывание невероятной силы, и для этого ему нужен был всего лишь подходящий литературный материал, каким когда-то стал роман Алексея Иванова. В случае «Обители» произошло еще одно совпадение, которое позволило режиссеру явить всю мощь присущей ему творческой силы.

При создании сериала «Обитель», как и на съемках фильма «Географ глобус пропил», мы снова увидели в действии тандем режиссера и продюсера Велединский—Тодоровский и еще раз убедились: этот тандем — один из сильнейших в российском кинематографе. «Когда у тебя на столе лежит роман и ты хочешь сделать по нему фильм, понадобится несколько лет, чтобы найти режиссера, который сможет это экранизировать, — признавался Валерий Тодоровский в интервью “Эксперту”. — Почему именно Саша Велединский? Это один из лучших режиссеров в нашей стране. Он мой большой друг. Он один из первых, кто этот роман прочитал, пришел с ним. И все совпало. Фильм — это всегда какое-то количество совпадений: сложилось так, что этот сценарий прочитал этот режиссер, а его увидел тот продюсер, а этот артист захотел в нем сниматься, потом явились люди, которые захотели это финансировать. А если в этих совпадениях окажутся слабые звенья, например слабый режиссер, то будет беда. Иногда уходит много времени на то, чтобы это все сложилось».

Актеры и персонажи

В многонаселенном сериале нет ни одной слабой актерской работы. Все, от исполнителей главных ролей Евгения Ткачука, Александры Ребенок и Сергея Безрукова, до почти неузнаваемого Владимира Стеклова, исполняющего роль отца Зиновия, играют на пределе возможностей. Каждый образ свидетельствует о потенциале, который есть у актера, но до сих пор не был проявлен в полной мере, пока тот не попал в художественное пространство сериала «Обитель». Практически о каждом исполнителя можно сказать, что он сыграл едва ли не лучшую в своей актерской карьере роль: это и Яков Шамшин (поэт Афанасьев), и Виктор Раков (Василий Вершинин), и Виктор Добронравов (Мезерницкий), и Михаил Евланов (Мстислав Бурцев), и Федор Лавров (Александр Ногтев). «Обитель» — нечастый пример безупречного кастинга.

Каждый из актеров выдерживает изначально взятую тональность. Безруков играет красного аристократа, наделенного в равной мере и жестокостью, и вкусом к богемной жизни, при этом идущего к неизбежной смерти. Александра Ребенок — женщина, вместившая в себя насилие, но не лишенная сострадания, она сама себя загоняет в любовную ловушку, начиная пренебрегать грозящими ей опасностями. Евгений Ткачук демонстрирует целую гамму состояний: от одержимости желанием выжить до священного безумия. Белогвардейцы «Обители» всеми силами пытаются вернуть прежнюю жизнь; они, казалось бы, возвращают ее и так будет всегда, но один неверный шаг, и ситуация переворачивается. Но они не невинные дети. Велединский фокусирует наше внимание на персонаже Виктора Ракова — Вершилине, показывая его перевоплощения из одной ипостаси в другую, искусно манипулируя чувствами зрителя. Сначала это добрейший человек, который помогает Горяинову освоиться в лагере, он вводит его в круг актеров — бывших белогвардейцев, которые в голодном лагере вволю пьют и едят. Зритель идентифицирует его как персонажа — проводника в лагерном аду, который спасет, защитит и, когда нужно, укажет верное направление. Но именно он впоследствии выдает Горяинова, подвешивая его жизнь на волоске. Он бывший сотрудник колчаковской контрразведки, и авторы устраивают ему встречу с его бывшей жертвой — чекистом, которого он лично подвергал пыткам.

Александра Ребенок в роли Галины Кучеренко
Сергей Безруков в роли начальника лагеря Эйхманиса

Прилепин раз за разом переворачивает ситуацию, чтобы еще и еще раз внушить читателю мысль: сегодня ты палач, завтра вы меняетесь местами, и, даже если ты уничтожишь свою жертву, на тебя всегда найдется другой палач, который всего лишь на какой-то момент окажется удачливее тебя. В финале Вершилин не выдерживает испытаний. Он превращается в зверя, который до последнего момента пытается выжить. Но тщетно. Так же как тщетны попытки выжить чекиста, еще совсем недавно с наслаждением отправлявшего на казнь заключенных: в последний момент он пытается выдать себя за другого человека. В этом поединке белогвардеец Вершилин одерживает победу над чекистом. Он не брезгует сорвать одежду с трупа, чтобы согреться, но смерть приходит не с криками ужаса, а с песней.

Реальность Соловков обманчива: это ад, который на какое-то мгновение может показаться раем. В нем есть спасительные тайные выходы, и даже кажется, что из него можно сбежать. В нем есть театр, спортивная рота, оркестр, лисий остров — место, где можно переждать смерть. Однако отстраниться от нее нельзя. Но причина, по которой все герои оказываются в этом лагере, не внешняя — она внутренняя. Здесь все заключенные: и те, кто сидит в бараках, и те, кто выводит их на построение или на расстрел. Блатные — еще один источник угрозы жизни главного героя, которую, он, впрочем, легко преодолевает. Для этого ему оказывается достаточно одной решительности — той самой, которой ему хватило для убийства собственного отца. Горяинов и сам источник опасности.

Внешний и внутренний образ каждого персонажа в сериале тщательно проработаны

Чекисты, представлявшиеся поначалу такими человечными и заинтересованными в перевоспитании заключенных, однажды впадают в ярость, выпускают наружу звериную натуру, и выясняется, что все это время они только выжидали момент, когда она проявится. Они так раскручивают кровавую мясорубку, что та уже не может остановиться, и тогда сами становятся ее жертвами. Странная, не поддающаяся объяснению справедливость торжествует. Главный герой «Обители» — убийца. Пусть случайный. Но он тоже должен умереть. Смерть героя необъяснимым образом усиливает вероятность того, что произведение, в котором он главное действующее лицо, станет шедевром. Оставить его в живых — компромисс автора с читателями, которые его сначала за это возблагодарят, а затем могут и осыпать упреками. Смерть всегда правда. Читатель должен закрывать последнюю страницу со слезами на глазах. В этот момент он плачет не столько о прочитанном, сколько о самом себе.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Межнациональный расчет Межнациональный расчет

Стоит ли безоглядно открывать страну для чужаков?

Эксперт
Геномы бактериальных вирусов с альтернативными нуклеотидами оказались не такими редкими Геномы бактериальных вирусов с альтернативными нуклеотидами оказались не такими редкими

Биологи изучили механизм биосинтеза альтернативных нуклеотидов

N+1
«Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин «Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин

Одна из самых богатых и влиятельных женщин мира пишет о том, что ее волнует

Эксперт
Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли

Археологи обнаружили крупные поставки импортных товаров для торговли

N+1
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Строение глаз и внутреннего уха выдало в динозаврах-муравьедах ночных охотников Строение глаз и внутреннего уха выдало в динозаврах-муравьедах ночных охотников

Мелкие хищные динозавры альваресзавриды могли быть ночными охотниками

N+1
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
Все, что ты хотела знать об интимном лазерном омоложении, но стеснялась спросить Все, что ты хотела знать об интимном лазерном омоложении, но стеснялась спросить

Что такое интимное лазерное омоложение и как оно влияет на секс?

Cosmopolitan
Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Запрещенная любовь: Чарльз, Диана и Камилла. Драмы королевской семьи Запрещенная любовь: Чарльз, Диана и Камилла. Драмы королевской семьи

Как члены британской королевской семьи переживали свои личные трагедии

Cosmopolitan
Египет и Эфиопия решают судьбу Нила Египет и Эфиопия решают судьбу Нила

К каким последствиям приведет строительство эфиопской плотины

Эксперт
«Анастасия чудовищно врет!»: эксперт по лжи разоблачила «любовь» Макеевой «Анастасия чудовищно врет!»: эксперт по лжи разоблачила «любовь» Макеевой

Роман Анастасии Макеевой со строителем из Словении спровоцировал громкий скандал

Cosmopolitan
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Павел Кудрявцев: «Мы построим самую инновационную сеть обслуживания» Павел Кудрявцев: «Мы построим самую инновационную сеть обслуживания»

Как ВТБ собирается стать ориентиром для всего финансового рынка

Forbes
Красота по-итальянски: бьюти-эволюция Моники Беллуччи Красота по-итальянски: бьюти-эволюция Моники Беллуччи

Моника Беллуччи - истинное воплощение итальянского стиля и красоты

Cosmopolitan
Юные прелестницы: как выглядят возлюбленные ДиКаприо, Лундгрена и других актеров Юные прелестницы: как выглядят возлюбленные ДиКаприо, Лундгрена и других актеров

Избранницы Леонарда ДиКаприо, Дольфа Лундгрена и других голливудских звезд

Cosmopolitan
Мужчина мечты Мужчина мечты

Как в нашем подсознании возникают идеалы и что с ними не так

Лиза
Сначала худеешь, потом резко толстеешь: как и почему любовь влияет на твой вес Сначала худеешь, потом резко толстеешь: как и почему любовь влияет на твой вес

Эксперт: из-за чего девушки набирают вес, будучи в отношениях, и как с этим быть

Cosmopolitan
Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь

Отрывок из книги «Японизм» Ниими Лонгхёрст о японском мировоззрении

Forbes
Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе

Дискуссия о месте Достоевского в российской культуре

СНОБ
Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама» Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама»

«Я Ира, мне 37 лет, и я не хочу детей», – признается автор популярного канала

Psychologies
Прививка от тоски и одиночества: почему лучше никогда не уходить на пенсию Прививка от тоски и одиночества: почему лучше никогда не уходить на пенсию

Отрывок из книги нейробиолога Дэниела Левитина «Счастливое старение»

Forbes
Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии

Необычная история Адама Рейнера не знает аналогов

Cosmopolitan
Слушать кино: плей-лист режиссера «Конференции» Ивана И. Твердовского Слушать кино: плей-лист режиссера «Конференции» Ивана И. Твердовского

Подборка любимых треков от режиссера Ивана И. Твердовского

Esquire
Нудный объект желания. Почему девушки так боятся зануд Нудный объект желания. Почему девушки так боятся зануд

В жизни девушек есть две беды: целлюлит и мужчины-зануды

Maxim
Трагикомедия от сценариста HBO Майкла Левитона: как жить, если совсем не умеешь врать Трагикомедия от сценариста HBO Майкла Левитона: как жить, если совсем не умеешь врать

Отрывок из книги Левитона «Если честно», посвященной правде и лжи

Forbes
Судьба или привычка. Особенности неразумного поведения людей Судьба или привычка. Особенности неразумного поведения людей

Об эволюции эмоций и о 18 особенностях каждого человека

СНОБ
«Русские рукавицы» в регистрах Зунда «Русские рукавицы» в регистрах Зунда

Зундские таможенные регистры

Наука и жизнь
«Сказал девушке, что придумал звук камеры на iPhone — она лишь странно посмотрела»: история саунд-дизайнера Джима Рикса «Сказал девушке, что придумал звук камеры на iPhone — она лишь странно посмотрела»: история саунд-дизайнера Джима Рикса

Джим Рикс придумал звуки щелчка камеры iPhone и приветствия Mac

VC.RU
Уж замуж не за грош: плюсы и минусы браков по расчету и по любви Уж замуж не за грош: плюсы и минусы браков по расчету и по любви

Разбираемся в плюсах и минусах брака по любви и по расчету

Cosmopolitan
Открыть в приложении