Наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными

ЭкспертHi-Tech

«Точка». Точка? Запятая!

В ближайшие годы наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными. Как и положено визитной карточке «железнодорожной» страны

Александр Астапов

О том, что в России дизайн — как явление, бизнес и школа — был и есть, известно не только тем, кто в 1980-е засыпал со свежим номером «Технической эстетики» под подушкой. Силами и «заводских», и «независимых» (были и такие) дизайнеров, и сотрудников ВНИИТЭ (Всесоюзного НИИ технической эстетики) отечественная школа дизайна, хоть и медленно, отвоевывала себе место у любимой партийными деятелями установки «Скопируйте на Западе и упростите под наши условия». И теперь, спустя четверть века после кончины и большинства заводов, и ВНИИТЭ, мало кого удивляет известие, что ведущим дизайнером авто-, мото- или станкостроительной компании стал кто-то с русской фамилией и дипломом российского вуза.

Не редкость и присуждение российским дизайнерам главной премии в отрасли — Red Dot Award. Например, у Ярослава Рассадина (экс-Marussia, ныне «Сберавтотех») их аж две, полученные в 2007-м и 2020-м. Первая за самовар, вторая за термос.

Но «Красная точка» за более крупнокалиберное изделие — это для нас в новинку. Тем более за поезд: железнодорожный транспорт в нашей стране выделялся мощью и длиной, но отнюдь не красотой, а подавно оригинальностью. Тем ценнее Red Dot Award, присужденная компании 2050.ЛАБ за концепт электрички AIRSCP. Заказчиком разработки выступил крупнейший российский производитель железнодорожной техники Трансмашхолдинг, который рассматривает возможность создания двухэтажного электропоезда.

Дизайн-концепт AIRSCP

Народная панорама

AIRSCP — это airscape («вид на небо»). Главная идея поезда заключается в том, чтобы дать пассажирам возможность смотреть не только на впередистоящее кресло и лишь части из них — в окно, а всем — в стороны и вверх, а избранным еще и вперед, сидя у огромного лобового стекла над кабиной машиниста. Как на передних рядах двухэтажных автобусов (например, Neoplan Skyliner). Как в «обзорных» вагонах американских дальних поездов.

Но «американцам», построенным более полувека назад, и не снилась такая площадь остекления. А главное, здесь нет ни «обзорных», ни спальных (купейных) вагонов, только сидячие, в Штатах обычно используемые теми, кому ехать недалеко. Ведь AIRSCP задуман не «дальнобойным», а обычным пригородным и межобластным поездом. Как «Ласточки» (по сути, русифицированные Siemens Desiro), как не менее знакомые москвичам двухэтажные ЭШ2 швейцарской Stadler. Разработки иностранные, резонно, что время отказа от «иномарок» придет в РЖД скорее раньше, чем позже, поэтому концепция от 2050.ЛАБ своевременна.

И дело здесь отнюдь не в ура-патриотизме. И даже не в том, что каждая страна, претендующая на статус «железнодорожной» (США, Франция, Германия, Япония), имеет свой подвижной состав со своим лицом, во многом работающим и на образ страны в целом. По словам Максима Чащина, директора дизайн-студии (а по сути — главного по собственно дизайну в 2050.ЛАБ), поезд задуман таким, чтобы сделать обычную ежедневную поездку из пригорода в город увлекательным путешествием, и это должно стать еще одним аргументом предпочесть дорогу на работу на поезде личному автомобилю.

«Челюсть» AIRSCP — потомок скотоотбойных решеток паровозов

К тому же концепция предусматривает не только «набивание» салона креслами. Здесь могут быть оборудованы детские игровые площадки, зона отдыха, бар — что угодно. А в передней части «балкона» могут быть как кресла бизнес-класса, так и смотровая площадка с барными стульями. Благо высота интерьера на втором этаже — два с половиной метра. А вот что особо подчеркивают Чащин и его коллеги (в том числе Никита Павлов, дизайнер проекта), так это отказ от элитарности и «премиальности» состава. В отличие от других проектов (в том числе реализованных в Европе) «панорамных» поездов AIRSCP придуман именно как массовый транспорт. И как реализуемый «здесь и сейчас» по имеющимся технологиям — именно поэтому состав задуман как управляемый машинистом, хотя, конечно, ничто не мешает в будущем перевести его на беспилотность, дав пассажирам еще две просторные смотровые площадки.

Не исключено, что при реализации идеи дойдет дело и до спальных вагонов. Ведь такая машина — отличный вариант и для дальних туристических маршрутов, как у упомянутых американских поездов, которые ходят через всю страну (например, от Лос-Анджелеса до Сиэтла) и привлекают туристов потрясающими видами со второго этажа. И хотя Штаты куда более «мультипейзажная» страна, чем Россия, у нас тоже есть на что полюбоваться не украдкой через плечо соседа — кто катался по США и РФ на мотоцикле или автомобиле, подтвердит.

Отдельно отмечу «лицо» поезда с S-образной передней частью. Энергичный переход от обратного наклона передней стенки на первом этаже к прямому, причем с большим углом, на втором, посаженные на массивную выпирающую «челюсть» в нижней части корпуса — безусловная удача Максима со товарищи. Уверенность идущего алабая, при этом лишенная малейших угрожающих ноток, — пожалуй, удачнейший образ для машины, рожденной ездить среди снегов и буранов.

Айкидо по-чащински

Но если AIRSCP — работа на перспективу, то маневровый промышленный (предназначенный для работы на внутризаводских и подъездных путях) тепловоз ТЭМ23 — уже почти сегодня. Находящийся в стадии прототипа, он уже готовится к производству на Брянском машиностроительном заводе, входящем в Трансмашхолдинг.

И здесь Чащин с коллегами работали даже не в кандалах (технологические, технические и компоновочные решения в этом классе локомотивов отработаны до звона и полета фантазии не допускают) а в натуральных смирительных рубашках. Дело в том, что незадолго до этого была принята базовая концепция дизайна (так называемая дизайн-ДНК), разработанная для Трансмашхолдинга ателье ItalDesign. Не то чтобы решения итальянцев совсем плохи, но… Компания, от былой славы которой осталась лишь вывеска, промышляющая типовыми решениями для непритязательных клиентов, разработала очередной набор банальностей, характерный скорее для Китая и окрестностей (вроде трамвая для Гуанчжоу, нарисованного ID три года назад), чем для европейской стилистики. Но топам ТМХ понравилось, деньги уплачены, базовый стиль принят… короче, команда «Не рассуждать».

А Чащин с коллегами осмелились-таки подумать — и не трогая рамки, заданные итальянцами (точнее, сделав их в буквальном смысле рамками — шестиугольными вместо «разинутой рыбьей пасти», наиболее приличного эпитета, что я слышал об итальянской работе), умудрились создать собственный дизайн. Не противоречащий по формальным признакам, но оригинальный по сути. Лаконичный, пропорциональный — и, что важнее, одновременно вписывающийся в среду обитания и при этом выделяющийся из нее (что немаловажно как минимум в целях безопасности). Классическое прочтение идеи промдизайна как красоты функции. Столь же грамотно продумали и интерьер кабины: сказались опыт и талант Чащина — пожалуй, лучшего «автоинтерьерного» дизайнера в стране.

…Разбирая (в прикладных и отнюдь не медийных целях) архивы с фотографиями наследия ВНИИТЭ — автомобилями, велосипедами, тракторами и мотороллерами, разработанными в стенах института (включая республиканские филиалы), я обнаружил сходство стиля 2050.ЛАБ с манерой работы Валентина Кобылинского, выдающегося «институтского» дизайнера ушедшей эпохи. До советских людей добрались лишь некоторые его работы (БелАЗ-540/548, ДТ-175, кабина МТЗ), большинство же (среди них актуальные даже по нынешним временам работы) утонуло в аппаратных играх советского «партхозактива». Хотелось бы работам лабовцев и лично Максима Чащина лучшей судьбы. Особенно AIRSCP. Даже не потому, что работа сама по себе выдающаяся. Просто потому, что главное биологическое отличие человека от свиньи (возможно, и сделавшее его человеком) — умение смотреть на небо. Я не только про заходящее наверх остекление второго этажа.

1973 год. Макет 115-тонного самосвала «БелАЗ». Автор: Валентин Кобылинский (ВНИИТЭ)

Фото предоставлено 2050.ЛАБ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока

Где разворачивается соперничество Тегерана и Анкары?

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства

Реорганизация промзоны «Южный порт» — «второй Сити»

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Узнайте, есть ли у ваших друзей Узнайте, есть ли у ваших друзей

На какие проблемы со здоровьем может указать нервный смех?

ТехИнсайдер
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых! Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых!

В чем секрет привлекательности музыки из молодости?

ТехИнсайдер
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50! Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50!

Собрали самые интересные факты о знаменитом актере Леонардо ДиКаприо

Лиза
Открыть в приложении