Спорный архипелаг снова ссорит соседей
Норвегия расширительно трактует положения Договора о Шпицбергене 1920 года. Это ущемляет российские экономические интересы в регионе, пусть даже реализовать их немедленно мы сейчас объективно не в состоянии. Дело принципа
Министерство иностранных дел России обвинило Норвегию в нарушении условий договора об архипелаге Шпицберген. Глава ведомства Сергей Лавров, поздравляя свою норвежскую коллегу Ине Эриксен Сёрейде с вековым юбилеем документа, акцентировал внимание на препятствовании норвежской стороной ведению российской деятельности на северных островах — научной, промышленной, рыболовной.
Вопросы власти над островами и омывающими их водами арктических морей неизменно возникают на протяжении столетнего действия документа. Почему нельзя раз и навсегда разрешить все споры? Насколько остры противоречия? И каковы действительные экономические интересы России в этом регионе?
Острые горы, холодные берега
Открытие архипелага официально признано результатом экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца 1594—1597 годов. Однако в архивах содержатся сведения о более ранних походах русских поморов на Грумант, или Грунланд — так мореходы называли острова архипелага, принимая их за земли Гренландии. Поморы устраивали на Шпицбергене становища, охотились на оленей и морского зверя. Историки отмечают, что на карте Герарда Меркатора 1569 года на месте современного Шпицбергена изображены семь островов под названием Святые русские. Однако официально Россия не объявляла архипелаг своей территорией.
После экспедиции Баренца, давшего островам имя Spitsbergen (нидерл. — «острые горы»), Голландия предъявила права на архипелаг. С этим решила поспорить Англия, переименовав острова в Новую Землю Короля Якова. К спору периодически подключалась датско-норвежская корона, однако заметных битв за северные территории государства не устраивали и поселений не создавали. В итоге архипелаг был разделен на промысловые зоны и остался без покровительства.
В 1871 году Шведско-норвежская уния направила России, Великобритании, Голландии, Дании, Франции, Германии и Бельгии ноту с запросом суверенитета над Шпицбергеном. Вопрос был вызван желанием жителей северных районов Норвегии создать на архипелаге первые поселения для удобства ведения рыболовного промысла и организации научных экспедиций. Петербург на вежливую просьбу ответил дипломатично: поселиться на землях Шпицбергена может кто угодно, но в вопросе власти лучше «ограничиться сложившейся к настоящему времени ситуацией, при которой данная группа островов считается территорией, доступной всем тем государствам, чьи подданные стремятся использовать там природные ресурсы».
Международную переписку 1871—1872 годов принято считать первым соглашением о статусе Шпицбергена — название которого, казалось бы, наконец было задокументировано. Однако Норвегия то и дело использовала собственное наименование архипелага — Svalbard (дословно — «холодные берега»), отдав нидерландское имя только главному острову архипелага.
«Этот удачный, вроде бы сугубо лингвистический ход Норвегии уже отражал ее правовые успехи в продвижении своих властных полномочий на Шпицберген по сравнению с соглашением 1872 года», — считает Вячеслав Зиланов, член научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ.
Шпицбергенский квадрат
«Ничейный» статус северного архипелага не давал покоя международному сообществу. Переговоры о разделе власти над Шпицбергеном велись на протяжении 1910-х годов между странами, обладавшими угленосными участками на островах. Первая мировая война отложила вопрос в долгий ящик, и итоговый документ был подписан в завершение Парижской конференции 9 февраля 1920 года. Договор о Шпицбергене перевел архипелаг и близлежащий остров Медвежий под абсолютный норвежский суверенитет, но на особых условиях.
В район действия договора («шпицбергенский квадрат») были определены земли между меридианами 10° и 35° восточной долготы и параллелями 74° и 81° северной широты. Документ давал гражданам стран-подписантов равные права на рыболовство и охоту на суше и в нескольких милях территориальных вод архипелага. Государства могли на равной основе вести промышленную и научную деятельность. Использование Шпицбергена в военных целях запрещалось. Норвегия же получала над оговоренными землями абсолютный суверенитет и право регулировать действия всех участников договора в отношении защиты окружающей среды.
Постреволюционная Россия в составлении Парижского договора не участвовала. Но авторы документа учли и российские исторические интересы: русские граждане и общества имели право «пользоваться теми же правами, что и граждане высоких договаривающихся сторон».
Для получения желаемого суверенитета над архипелагом Норвегия подключила все дипломатические таланты. Дания взамен на согласие с новым статусом Шпицбергена получила признание суверенитета над Гренландией. Помощь норвежского военного флота в Первой мировой войне принесла Осло поддержку Франции и Великобритании. Москва поначалу высказывалась против новых правил довольно резко. Но сценарий «ты — мне, я — тебе» парадоксальным образом повторился и здесь: советская власть на согласие с условиями договора 1920 года выменяла у Норвегии признание государственности СССР. Присоединился Советский Союз к договору только в 1935 году, когда дипломатические отношения с Москвой установила последняя страна-подписант — США.
Милитаризация не прошла
В добыче шпицбергенского угля СССР участвовал еще до ратификации Парижского договора. Так, в 1924 году государственный трест «Северолес» стал совладельцем английской компании, что позволило без участия в договоре снабжать углем лесовозы, экспортирующие древесину из Архангельска в Европу. До 1931 года шахты на Шпицбергене нужны были лишь для формального сохранения присутствия на архипелаге, но перед страной встал вопрос о топливе для кораблей будущего Северного флота. Был создан трест «Арктикуголь», и рудники «Баренцбург», «Грумант» и «Пирамида» закрыли угольные потребности севера страны.
В 1940 году фашистская Германия оккупировала Норвегию. Земли Шпицбергена и остров Медвежий виделись немцам важной точкой для контроля союзных конвоев. Советское население было срочно эвакуировано в Архангельск.
После освобождения Северной Норвегии от оккупации Советский Союз предложил пересмотреть положение Договора о Шпицбергене, запрещающее создавать на архипелаге военные базы. Москва была обеспокоена уязвимостью своего единственного выхода в море на западе и предлагала усилить обороноспособность полярных земель. «Фактически речь шла об установлении на Шпицбергене и Медвежьем советско-норвежского кондоминиума. Но соглашение так и не было подписано. Правительство Норвегии в начале 1947 года информировало Москву: “Международное положение изменилось в результате завершения войны, чему в такой большой степени способствовал Советский Союз…” Осло сделало свой выбор», — пишет в книге «Сталин. Проект “Арктика”» главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков.
СССР реализовал свои военно-стратегические цели неподалеку от Шпицбергена — на архипелаге Земля Франца-Иосифа, суверенитет над которым Союзу не приходилось ни с кем делить. Военная база радиотехнических войск ПВО существовала с 1950-х годов до развала СССР. К 2017 году на одном из островов архипелага Минобороны России реанимировало военные объекты, соорудив современную базу под названием «Арктический трилистник». База стала вторым военным объектом, построенным в Арктической зоне современной России для дислокации подразделений противовоздушной обороны Северного флота (первая база «Северный клевер» расположена на архипелаге Новосибирские острова).
Сегодня Шпицберген представляет для России чисто стратегический интерес. Что ни говори, а Норвегия является членом НАТО. В 2018 году генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил: «Шпицберген входит в состав Норвегии, а следовательно, является частью НАТО. Это значит, что все гарантии безопасности, которые НАТО обеспечивает странам-участницам, распространяются и на этот архипелаг».
Уже случалось, что корабли НАТО заходили в порты Шпицбергена с разрешения Осло. И несмотря на то, что с Запада периодически слышны подозрения в российском вторжении на архипелаг, Россия заинтересована в том, чтобы условия мирного статуса Шпицбергена сохранялись в изначально принятых рамках договора 1920 года.
С годами присутствие России на Шпицбергене ослабело — одновременно со снижением рентабельности угледобычи. «Арктикуголь», который теперь находится в ведении Минэнерго России, ведет добычу на оставшемся руднике «Баренцбург» для обеспечения потребностей населения численностью несколько сотен человек. Работу продолжают научные станции и приезжие экспедиции, а также небольшие туристические центры.
Компромисс, оказавшийся поражением
«С 1925 года, когда норвежским Законом о Свальбарде архипелаг был включен в состав страны, деятельность на Шпицбергене регулируется норвежским законодательством, — рассказывает Арильд Му, старший научный сотрудник норвежского Института Фритьофа Нансена. — Однако не все норвежские законы и правила применимы на архипелаге: в процессе принятия новых нормативных актов Норвегия должна обеспечить их соответствие положениям договора 1920 года и других международных соглашений».
Конвенция ООН по морскому праву, окончательно сформулированная в 1982 году, разделила мировое морское пространство на несколько правовых зон: внутренние воды, 12-мильное территориальное море, 24-мильную прилежащую зону, 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), открытое море. Развитие международного морского права подтолкнуло Норвегию к новой трактовке правил поведения в морских районах вокруг Шпицбергена. В 1977 году Норвегия заявила, что имеет право утвердить свою исключительную экономическую зону вокруг архипелага, но вместо этого решила создать 200-мильную рыбоохранную зону, чтобы «обеспечить эффективное управление природными ресурсами».
Россия рыбоохранную зону Норвегии не признает, рассматривая морские районы вокруг Шпицбергена в статусе открытого моря. «Границы прямоугольного района действия договора 1920 года — это не границы суверенитета Норвегии, — объясняет детали соглашения Вячеслав Зиланов. — Они были обозначены для того, чтобы не перечислять все острова и скалы, отнесенные к архипелагу. Суверенитет Норвегии, согласно документу, распространяется только на сушу и территориальные воды вокруг нее. Но на морских участках за пределами территориальных вод нет ни суверенитета, ни иных властных полномочий Норвегии».
Однако, казалось бы, железный аргумент против позиции Норвегии с недавних пор подвергают сомнению даже российские правоведы. Путаницу внес российско-норвежский договор о делимитации границы в Баренцевом море.
Со вступлением в силу Конвенции 1982 года исключительные экономические зоны Норвегии и СССР наложились друг на друга. В попытках разделить «серую зону» советская сторона настаивала на установленной в 1926 году границе полярных владений, желая получить большую часть дна. Норвегия же хотела разделить море выгоднее для себя, то есть по срединной линии.
В 2010 году Россия Дмитрий Медведев (тогда президент, сейчас зампредседателя Совета Безопасности России) и Йенс Столтенберг (тогда премьер-министр Норвегии) подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Линия разграничения в качестве компромисса прошла посередине спорного участка. Норвежцы назвали соглашение крупной дипломатической победой, российские эксперты — провалом, и отнюдь не по причине сокращения желаемой российской площади.
«Подписав и ратифицировав договор 2010 года, Россия признала юрисдикцию и суверенные права Норвегии к западу от линии разграничения, а значит, существование шельфа вокруг Шпицбергена и его принадлежность Норвегии, а также двухсотмильную рыбоохранную зону», — считает Вячеслав Зиланов.
По словам эксперта, главным минусом договора 2010 года стало то, что российские рыбаки у берегов Шпицбергена теперь работают на птичьих правах. За год отечественный флот в этом районе вылавливает 260–300 тысяч тонн рыбы, особенно важен этот промысел в годы с холодной зимой, когда восточная (российская) половина моря покрывается льдом. В этом случае годовой вылов России в морском районе Шпицбергена достигает 50% годового вылова рыбаков Северного бассейна в Баренцевом море.
Страны-соседи создали Совместную норвежско-российскую комиссию по рыболовству, которая распределяет между государствами квоты на вылов. По словам норвежской стороны, некоторые квоты в границах 200-мильной зоны отводятся и заинтересованным третьим странам. Россия, несмотря на сотрудничество в рамках комиссии, легитимность шпицбергенской рыбоохранной зоны не признает. Однако норвежские инспекторы на этой акватории проводят регулярные проверки российских судов, некоторые из них заканчиваются арестом до выяснения возможных нарушений.
По настоянию рыболовных компаний при ратификации документа Россией в 2013 году депутаты Госдумы РФ приняли специальное заявление, в котором выразили надежду на соблюдение положений Договора о Шпицбергене. Однако заявление даже не было передано норвежской стороне и пользы российским интересам не принесло.
«Сегодня стороны сохраняют хрупкий баланс равновесия, который в любой момент может вылиться в российско-норвежский конфликт, — добавляет Вячеслав Зиланов. — И в этой ситуации правовой инструментарий, исходя из положений договора 2010 года, будет на норвежской стороне».
«Страны — участницы договора 1920 года не имеют единой позиции, в противовес норвежской, большинство из них вообще не высказывает свое мнение, — отмечает Андрей Тодоров, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. — Считаются ли морские районы за пределами территориальных вод Шпицбергена открытым морем, где действуют свободы рыболовства и судоходства? Или же на эту акваторию распространяется действие Договора о Шпицбергене, что дает государствам — участникам Парижского договора равный доступ, а Норвегии — право регулировать экономическую деятельность и принимать природоохранные меры на недискриминационной основе? Или третье: это исключительная экономическая зона Норвегии, где страна вправе допускать к рыболовству кого желает и на своих условиях? Эти противоречия уже приводили к отдельным конфликтным ситуациям. Проблема не решена до сих пор».
Шельфовый мираж
Договор о разделе Баренцева моря открыл для обеих стран возможности освоения углеводородных ресурсов в ранее спорном районе. Если месторождения будут обнаружены на линии разграничения, то разработку Россия и Норвегия будут вести вместе. Ученые десятки лет спорят о потенциале газового месторождения в районе свода Федынского, по которому прошла морская граница, но процесс разведки на серьезном уровне не начинала ни одна из сторон.
Норвегия ведет добычу углеводородов на своем шельфе давно и с 1980-х годов начала распределять участки в Баренцевом море. Некоторые участки заходят за линию Договора о Шпицбергене. Осло не признает это нарушением договоренностей: «В соответствии с Конвенцией 1982 года Норвегия как прибрежное государство обладает суверенными правами на континентальном шельфе, образованном норвежской территорией, включая архипелаг Шпицберген», — комментирует Арильд Му из Института Фритьофа Нансена.
Недовольство России по поводу раздачи шельфовых участков в границах «шпицбергенского квадрата» вылилось в очередную ноту российского МИДа. Поведение Норвегии устно осудили участницы договора Великобритания и Франция. Однако компании, получившие лицензии, продолжили разведочные работы. К слову, пока значимых открытий на спорных участках сделано не было: норвежская Equinor (бывшая Statoil), которой принадлежит большинство лицензий, потерпела ряд неудач при бурении скважин и довольствуется несколькими малыми находками.
«Рассматривая шельф Шпицбергена как продолжение своей материковой части, Норвегия считает себя вправе применять свое национальное законодательство и выбирать пользователей лицензионных участков на свое усмотрение. Россия же настаивает на недискриминационном режиме, установленном договором 1920 года. В то же время правил разработки шельфа архипелага на данный момент не существует, поскольку Горный устав, принятый Норвегией для регулирования хозяйственной деятельности на Шпицбергене, создавался в других целях, — замечает Андрей Тодоров. — Есть ли у России реальный интерес к шельфовым запасам Шпицбергена? Своих технологий для их освоения у отечественных компаний нет, но они теоретически могли бы войти в международный консорциум».
Ярким примером того, что самостоятельно заниматься шельфовой добычей углеводородов российские компании не в состоянии, является ситуация вокруг баренцевоморского Штокмановского месторождения с прогнозными запасами природного газа три триллиона кубометров. «Газпром» как недропользователь не знает, как подступиться к такому лакомому, но удаленному от береговой линии куску. В начале 2000-х компания предложила зарубежным коллегам — Total, Statoil, Hydro, ConocoPhillips и Chevron — до 49% акций в проекте. Но договориться с партнерами на условиях, выгодных России, не удалось, и до сих пор запасы Штокмана покоятся в недрах баренцевоморского шельфа.
В условиях отсутствия технологий претензии России к политике Норвегии — дело принципа, а не конкретной упущенной выгоды. Письмо российского МИДа в Осло скорее нужно трактовать как напоминание о нашем интересе к архипелагу. «На Шпицбергене Россия единственная, кроме Норвегии, осуществляет хозяйственную деятельность на протяжении многих десятилетий и не намерена сворачивать свое присутствие. Напротив, имеются долгосрочные планы его укрепления, диверсификации и модернизации», — сообщило ведомство, добавив, что пригласило норвежских коллег к двусторонним консультациям для устранения ограничений российской деятельности на архипелаге. Однако, судя по непреклонной позиции Норвегии, соседи на личную встречу по этой проблеме вряд ли согласятся.
Судный день не будет последним
В настоящее время подписантами Договора о Шпицбергене являются около 45 стран. Интерес большинства из них к архипелагу проявляется в научных исследованиях. На территории Шпицбергена действуют международные научные центры и организации — китайские, датские, британские, японские, корейские, немецкие… Главная научная база России и метеорологическая обсерватория находится в поселке Баренцбург.
Шпицберген — идеальная территория для международного сотрудничества. В 2006 году под эгидой ООН на архипелаге в районе поселка Лонгйир было создано Всемирное семенохранилище — банк посадочного материала всех сельскохозяйственных растений планеты. Цель проекта, получившего название Хранилище Судного дня, — восстановление генетического разнообразия растительного мира Земли после возможного исчезновения в результате войн, изменения климата и других глобальных катастроф.
Хранилище выдолблено в горной породе на глубину 120 метров и способно выдержать сильные землетрясения и даже ядерный взрыв
Здесь хранятся дубликаты всех уникальных семян, сохраненных национальными, региональными и международными генетическими банками семян. Взять отсюда дубликаты можно лишь в том случае, если хранящиеся в оригинальных фондах семена по какой-либо причине потеряны.
Максимальная вместимость хранилища составляет 2,25 млрд отдельных семян. Сейчас здесь находится более 900 тыс. типов семян, пока используется один из трех залов.
В 2015 году из Хранилища Судного дня впервые были взяты семена по просьбе Международного центра сельскохозяйственных исследований в засушливых районах (ICARDA), ранее находившегося в Сирии в районе Алеппо и потерявшего часть своей коллекции в результате боевых действий. Специалисты смогли продолжить с ними работу в более безопасных местах — в Марокко и Ливане — и впоследствии возвратили в Хранилище Судного дня часть изъятых семян.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl