Стриминг не ждет
Всего за несколько лет наши представления о том, как надо смотреть фильмы и сериалы, резко изменились: теперь это делают с помощью платных стриминговых платформ. Именно они подвинули всех остальных — от DVD до кинотеатров. к явлению присмотрелся «Огонек»
Возможно, вы ими еще не пользовались. Но наверняка слышали. Например, стриминговый гигант Netflix. Это его сериалы «Ведьмак», «Карточный домик» и «Черное зеркало», это он победил в Венеции с фильмом «Рома» и лидирует по количеству номинаций на «Оскар» в этом году (24, больше, чем у Disney). «Ирландец» и «Брачная история», созданные для Netflix и поэтому не выпущенные в кинотеатральный прокат (доступны только онлайн), — среди фаворитов оскаровской гонки, и, возможно, одна из этих картин получит главный приз Киноакадемии. Знакомьтесь: стриминговые платформы. Они, как обещают эксперты, скоро завоюют мир.
Возьмите Netflix: недавно он объявил о том, что планирует достичь порога 200 млн подписчиков во всем мире к 2021 году, но скорее всего это произойдет раньше. На пятки ему наступают давние конкуренты — Amazon Prime и Hulu. В ноябре стартовал сервис Disney+, представив публике помимо огромной библиотеки контента сериал «Мандалорец» в рамках франшизы «Звездные войны». Одновременно с Disney запустился сервис Apple TV+, у которого оригинального контента пока мало, но зато есть, по умолчанию, огромная аудитория пользователей продукции компании.
Что это за зверь — стриминговые платформы? Очень просто: по сути, это сервисы просмотра видео по подписке. Сегодня, когда подписаться на любой из таких сервисов стало проще благодаря интернету, мир переживает настоящий бум.
Модель каждого сервиса приблизительно одна и та же. Пользователь платит абонентскую плату и получает за это доступ ко всему контенту, часто — с любых электронных устройств, будь то телефон, планшет или компьютер. Основу контента составляют фильмы и сериалы (размер этой библиотеки у всех сервисов различается), и вопрос каждый раз в том, чем может привлечь потребителя конкретный сервис. Именно это заставляет тот же Netflix вкладывать миллиарды долларов в собственное производство, повышая абонентскую плату (она сейчас на рынке одна из самых высоких), но предлагая зрителю громкие и дорогие проекты уровня «Ромы» и «Ирландца». Их можно посмотреть только там (не считая редких фестивальных показов), и в этом революционном отказе от остальных способов дистрибуции — одна из характерных примет стриминговых сервисов. На ТВ, чтобы посмотреть любимую программу, достаточно нажать кнопку, а здесь нужно сделать выбор, на кого подписаться за деньги, пусть даже цена месячной подписки не превышает двух билетов в современный кинотеатр.
Может показаться, что для России стриминг — это что-то далекое. Может показаться — и зря. Конечно, долго считалось, что у нас не слишком перспективная территория, отданная на откуп видеопиратству и последовательно ведущая протекционистскую деятельность. Поэтому, например, Disney+ у нас официально недоступен, а сервис от Apple предлагает смотреть контент с субтитрами, без дубляжа. Более того, существенная часть контента сервисов из России просто недоступна, это связано с территориальными правами на него.
Однако в последнее время ситуация стала меняться: как только Netflix стал вкладываться в российский дубляж, это сразу принесло свои плоды. К примеру, песня про чеканную монету из сериала «Ведьмак» стала в декабре практически национальным хитом в Рунете и превратилась в один из веских аргументов в пользу подписки. Но дело даже не в иностранных стриминговых гигантах — сегодня в России появилось сразу несколько российских платформ, каждая из которых надеется завоевать отечественный рынок. Каков размер пирога? В ноябре компания Mediascope представила исследование аудитории, согласно которому платить за подписку, чтобы смотреть фильмы без рекламы, согласилось 17 процентов — за них сейчас и идет борьба.