Нежная промзона. Как женщины делают карьеру в тяжелой промышленности
Женщин на позициях среднего и высшего уровня в российской промышленности около 30%, причем устойчивой тенденции к увеличению их числа нет. Как социальные тренды и новые технологии могут решить эту проблему?
В мировой промышленности настало время женского лидерства. Эффективным начальником становится тот, кто обладает soft-skills — эмпатией, интуицией и креативным мышлением, которые традиционно приписывают женщинам. Но несмотря на это, в российских производственных компаниях среди руководителей по-прежнему больше мужчин. Это стало очевидным и в процессе составления рейтинга «25 лучших компаний для женской карьеры» по версии Forbes Woman. Почему так получается?
Завоевать авторитет
«Обучать технике безопасности мужчин — дело непростое. Раньше я то и дело замечала в их глазах скепсис, — рассказывает 36-летняя Юлия Ягодка, координатор управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии Ижорского трубного завода (входит в ПАО «Северсталь»). — На первых порах приходилось не спать ночами: изучала материал, чтобы в следующий раз мой ответ рабочие завода не ставили под сомнение». Сейчас Ягодка — закаленный «в боях» руководитель. Найти общий язык с мужчинами, которых большинство на предприятии, и не растеряться перед ними ей помог опыт предыдущей работы: до прихода в «Северсталь» Ягодка работала инспектором отдела режима в колонии для несовершеннолетних. «К мужчинам все время приходится искать подход: они как трудноуправляемые дети — их доверие еще надо заслужить. Сложнее всего убедить мужчин в том, что ты можешь работать так же, как они, — и в выходные, и в командировках, — рассказывает Ягодка. — А попутно донести, что я еще и женщина, поэтому и болеть могу, и уделять время ребенку должна».
Вливаться в мужской промышленный коллектив женщине всегда сложно, а если ты еще и иностранка, то сложно вдвойне. «Иногда я шучу, называя себя неправильным техническим директором, — рассказывает Агнес Риттер, технический директор компании «Северсталь менеджмент». — Во мне целый набор отличий от классического образа такого руководителя. Я не только женщина, но еще и не технолог по образованию, а главное — иностранка». 15 лет назад Агнес Риттер покинула маленький австрийский город Маркт-Алльхау и отправилась в Москву на стажировку. Первое высшее экономическое образование она получила в Вене, а второе — в Колледже Европы в Брюгге (Бельгия). В 2013 году прошла обучение в бизнес-школе Insead. До прихода в «Северсталь» Риттер работала консультантом компании BCG и занималась операционной и организационной эффективностью в тяжелой и нефтяной промышленности. Самым сложным для нее было принять российскую культуру — в отличие от вежливых и мягких европейцев русские казались излишне прямолинейными, особенно мужчины. «Люди могли подойти ко мне и сказать, что им нравится или не нравится в моей работе, — вспоминает Риттер. — Это сейчас я привыкла к такому общению и даже научилась ценить прямолинейность, а раньше было не по себе».
Меньше мужчин — больше сексизма
«Вне зависимости от того, какого пола человек, если он фанат работы и эффективно-результативный, все будет отлично. И об этих гендерных вопросах я никогда всерьез не задумывалась, пока не попала в более женскую профессию — в ретейл», — рассказала Ольга Наумова, бывший гендиректор сети «Магнит» (с сентября 2019 года руководитель логистической компании «Лорус SCM») в интервью Forbes Woman. В торговлю Наумова попала после нескольких лет работы в промышленности — с 2001 по 2002 год она была директором по развитию бизнеса на Череповецком сталепрокатном заводе («Северсталь») и четыре следующих года возглавляла завод. По ее словам, работая в этой отрасли, ей приходилось сталкиваться с определенным сексизмом, но он был по касательной, не в лоб: «Мне самой было все равно, кого набирать, и я совершенно открыто предлагала варианты всем — главное, чтобы люди были профессионалами. И это приводило к тому, что женщин в компании оказывалось больше». Контраст она увидела, когда после «Северстали» перешла в X5 Retail Group, а затем — в «Магнит». Оказалось, в отрасли, где традиционно работает больше женщин, гендерная проблема еще более ощутима: даже имея численное преимущество, женщины не могут побороть стереотипы.