Проект сверхтяжелого танка: каким бывает оружие пропаганды
Первая мировая война стала ареной для испытаний различных видов совершенно нового оружия. Для некоторых новинок, таких как танки, еще не была продумана тактика применения, поэтому особого впечатления они не произвели. После войны военные принялись разрабатывать способы использовать бронемашины, опираясь на опыт морских войн. Британский военный теоретик Джон Фуллер писал: «Флоты этих машин будут маневрировать между укрепленными фортами, уничтожая друг друга морскими приемами».
К концу XIX века единственным способом защиты войск от артиллерии противника были фортификационные сооружения. Военная техника для мало-мальски эффективного штурма эшелонированных линий обороны практически отсутствовала. Этот факт и стал предпосылкой к тому, что Первая мировая война носила «позиционный» характер. Именно в межвоенные годы и велось строительство многочисленных «непробиваемых» линий обороны, таких как «линия Мажино» и «линия Маннергейма». Но стремительно развивавшаяся промышленность уже могла предоставить технологическую базу для создания неуязвимых для пушечного снаряда «подвижных крепостей».
На советской стороне
В 1915 году майор британской Королевской военно-морской авиационной службы Хеттерингтон предложил проект «сухопутного» крейсера, предназначенного для прорыва укрепленных линий обороны противника. Машина должна была вооружаться шестью корабельными 102-мм орудиями и 12 пулеметами. Передвижение осуществлялось на трех колесах диаметром 12 м. Предполагаемая масса составляла 1000 т. Проект был забракован еще во время защиты как не соответствующий техническим возможностям. Примерно в то же время неизвестный русский изобретатель пытался убедить военное ведомство в целесообразности постройки бронированных «самоходов» — тяжеловооруженных амфибий, переделанных из устаревших броненосцев Черноморского флота путем установки на них изобретенного автором проекта движителя, принцип действия которого так и остался в тайне. Конструктор уверял, что соединение из таких машин сможет нанести сокрушительный удар по стратегически важным объектам северной Германии и таким образом предрешить ход войны.
Атака англичан на реке Сомме 15 сентября 1916 года показала, что на поле боя появился качественно новый вид оружия. Вскоре танками были оснащены Французская и Кайзеровская армии. Однако тема сверхтяжелых боевых машин пока не вышла на первый план: многие военачальники того времени были приверженцами «модной» доктрины итальянского генерала Джулио Дуэ, ставившего во главу угла массированные воздушные удары.
В 1932 году в Советском Союзе, непрерывно развивавшем танковую тематику, немецкий инженер Эдвард Гроте, работавший тогда по приглашению в КБ ленинградского завода «Большевик», выдал два эскизных проекта сверхтяжелых танков. Вооружение, расположенное в трех или шести башнях, должно было состоять из восьми пушек. В качестве «главного калибра» конструктор предлагал установить пару 305-мм корабельных орудий от линкоров типа «Севастополь». Экипаж танка должен был составить 40 человек, а боевая масса приближалась к 1000 т. Танк должен был приводиться в движение двигателями внутреннего сгорания суммарной мощностью около 24 000 л.с. В ходовой части предусматривались гидравлическая трансмиссия с электроуправлением и гидравлическая подвеска катков (передовое решение для 1930-х годов). Комиссия Управления моторизации и механизации Красной армии признала конструкцию танка чересчур громоздкой и нетехнологичной. После того как в 1933 году Гроте потерпел неудачу и со своим средним танком ТГ, инженеру предложили покинуть СССР.
Но на этом история советских гигантов не закончилась. УММ заинтересовалось проектом 600-тонного танка, разработкой которого занимался конструктор из научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА М.В. Данченко. Однако вскоре деятельность была свернута, по-видимому, не без влияния маршала М.Н. Тухачевского — приверженца легкой и подвижной военной техники.