Русские сериалы новой волны
Откуда она пошла.
Один из обязательных компонентов формулы традиционного телевизионного сериала — свадьба в финале. Формула сериала нового формата предполагает, что в его конце состоится развод. Если в США провозвестниками сериалов нового типа стали кабельные каналы, для которых выпуск сериалов с провокационными сюжетами — часть стратегии их конкурентной борьбы с каналами эфирными, то в России для подобного рода проектов еще совсем недавно не было даже площадок, на которых они могли бы быть представлены. И самое главное, не было тех, кто мог бы финансировать их создание. Это сейчас на рынке есть сразу несколько стриминговых сервисов, готовых инвестировать в проект, который сможет привлечь к себе внимание. До недавнего времени создание сериала могло оправдать только его приобретение федеральным каналом и, как это было принято до 2014 года, с последующим показом в Украине. Продажа сериала в России позволяла возместить расходы на производство. Продажа в Украине позволяла получить еще и прибыль.
Аудитория сформировалась
Сегмент аудитории, которая жаждала интеллектуально изощренных сюжетов и действия, насыщенного сексом и насилием, стал формироваться благодаря торрент-трекерам, которые в России возникли одновременно с появлением сериала «Остаться в живых». Детище Джей Джей Абрамса появилось в тот самый момент, когда отечественные интернет-провайдеры сумели нарастить мощности и предложить клиентам безлимитный тариф. Немалую долю трафика, перетекающего по кабельным проводам, тогда составляли как раз файлы с эпизодами сериала «Остаться в живых». Когда фантазия его создателей иссякла и они так и не сумели разрешить все загадки, которые сами же себе и загадали, эстафету пристального внимания аудитории торрент-трекеров подхватил «Доктор Хаус», главный герой которого вел медицинские расследования, пренебрегая традиционными представлениями о врачебной этике. В телевизионном эфире эти сериалы не имели успеха — они были созданы для тех, кто успел отвыкнуть смотреть телевизор.
Не без радости и одновременно с легким ужасом взирая на все возрастающие цифры скачиваний, западные производители сериалов решили создать на российском рынке возможность их легального просмотра. Так возник онлайн-сервис «Амедиатека», директор которого Александр Акопов стал первым послом легальных просмотров в стране, наводненной нелегальным контентом. В интервью тех лет журналу «Эксперт» он так объяснял свою мотивацию: «Пиратство вынимает из индустрии массу несозданных денег. Закон начал действовать, но результаты мы сможем увидеть через какое-то время: работает он или нет, будет понятно через год, полтора или два. Если уровень пиратства сейчас составляет 85–90 процентов, то сведение его к 20–25 уже приведет к серьезным изменениям в индустрии, прежде всего потому, что появятся собственные источники для финансирования новых проектов. Размер индустрии, в свою очередь, влияет на то, как охотно идут сюда работать, какое количество амбициозных людей трудится в индустрии. Поэтому борьба с пиратством не просто блажь, это вопрос будущего».
Вся надежда на Акопова
«Амедиатека» на протяжении многих лет оставалась единственной законной возможностью смотреть такие шедевры американской сериальной индустрии, как «Во все тяжкие», «Безумцы», «Карточный домик» и «Игра престолов». Все это время Александр Акопов вел поединок с пиратами, одновременно убеждая отечественных зрителей, что они в состоянии платить за контент. В ответ на сомнения по этому поводу он развеивал миф о финансовой несостоятельности отечественной аудитории и на одной из пресс-конференций заявил: «Я много езжу по России, и что-то нигде не видел бедных людей». Он словно бы внушал любителям сериалов, что смотреть их за деньги приносит куда больше удовольствия, чем смотреть бесплатно. Но как только онлайн-сервис начал набирать платежеспособную аудиторию и «Амедиатека» стала выходить на уровень рентабельности, Акопов вернулся к тому, что, по-видимому, любит больше всего: продюсировать сериалы, и стал одним из учредителей Cosmos studio.
Но от «Амедиатеки» ждали не только удобного сервиса для просмотра американских новинок, но и собственного контента. И сам Александр Акопов понимал, что расширение круга зрителей сериалов нового формата рано или поздно заставит отечественных кинематографистов играть по новым правилам. В том же интервью «Эксперту» он так оценивал перспективу повышения зрительских стандартов: «Когда мы делали десять лет назад первые российские сериалы, мы ориентировались не на худшие, а на лучшие образцы, которые в тот момент были абсолютно доступны нашему зрителю. Все смотрели “Санта-Барбару”, “Рабыню Изауру”, “Спрут”, кому что. Много чего шло у нас тогда на телевидении, и все кино американское тогда было доступно. Во-первых, да, это действительно планка, которую мы предъявляем нашему зрителю, чтобы он взамен предъявил такие же требования к нашему продукту, который, как я надеюсь, в конце концов будет соответствовать любым самым строгим требованиям».
Появление нового героя
В качестве главы «Амедиатеки» пассионарный, легко преодолевающий самые немыслимые барьеры Александр Акопов так и не решился на производство отечественных сериалов нового формата, и в качестве продюсера тоже: самый заметный его проект последних лет — исторический телесериал «Екатерина», три сезона которого уже вышли на канале «Россия 1». Он предпочел остаться в привычной, проверенной многолетним опытом парадигме взаимодействия с аудиторией: в финале сериала все-таки должна быть свадьба. Константин Эрнст, спродюсировавший шокировавший аудиторию «Первого канала» сериал Валерии Гай Германики «Школа», а затем «Краткий курс счастливой жизни» при всех тех возможностях, которыми он располагал, тоже не стал бороться за роль лидера новой сериальной волны. Он не чужд эксперименту, он может показать на «Первом канале», такой мрачный сериал, как «Садовое кольцо», но в целом тоже предпочитает традиционный формат со свадьбой в конце.
Для прорыва нужны были новые люди, способные мыслить вне устоявшихся стереотипов. Одному из них, Илье Куликову, удалось даже обойтись без кинематографического образования. Выпускник Московского педуниверситета сначала заявил о себе в качестве сценариста ряда сериалов для канала НТВ, а затем запустил проект, ставший первой попыткой организации платного интернет-доступа к отечественному контенту. Создатели «Бессонницы», прежде чем представить сериал каналу НТВ, выложили его на сайт, где можно было посмотреть бесплатно только первую серию, остальные — за плату. Илья Куликов так комментировал этот проект «Эксперту»: «Это не сработало. Но тут нет великой трагедии, потому что мы, как умные люди, понимали, что это всего лишь возможность дополнительных продаж. Попробовать можно, но не стоит на это слишком рассчитывать. Мы были не настолько отчаянными, чтобы закладывать продажи через Сеть в основную прибыль. Сериал после выхода в Сети получил высочайшие оценки — и был украден всеми возможными способами».
Федорович и Никишов
Следующим этапом становления Куликова как одной из центральных фигур в отечественной киноиндустрии стал проект «Своими глазами». Предложение писать для него сценарий поступило от Валерия Федоровича и Евгения Никишова, работавших тогда заместителями генерального продюсера канала ТНТ. И снова успех — права на адаптацию «Своими глазами» был куплен Fox Television Studios. Хотя проект в США до сих пор так и не снят, это была знаменательная сделка, которая позволила отечественным кинематографистам сбросить часть груза собственной вторичности по отношению к мировой сериальной индустрии. Илья Куликов словом и делом настаивал на необходимости идти своим путем: «Я не считаю, что американские сериалы задают какую-то планку. Спросите в любой другой стране, считают ли там, что американские сериалы задают планку. Почему британский сериал “Офис” не пытается тягаться с “Игрой престолов” или с “Настоящим детективом”? Потому что англичане другие люди, им интересны другие истории. Если они попытаются воспроизвести что-то похожее на “Настоящий детектив”, получится ерунда и неправда».
До прихода Федоровича и Никишова имидж канала ТНТ определял Comedy Club. Основным сериальным форматом ТНТ были ситкомы. Никишов и Федорович начали смело экспериментировать. Показ сериала «Измены» стал самой радикальной попыткой разнообразить сериальное меню канала ТНТ. «Измены» заметили, но пристального внимания, а вместе с ним и рейтингов сюжет о женщине, у которой сразу несколько любовником, не получил. В 2016 году «Газпром-медиа» изменил расстановку сил: Валерий Федорович был назначен директором канала ТВ-3, Евгений Никишов — генеральным продюсером. ТВ-3 совсем незадолго до того провел крупную рекламную кампанию, в которой позиционировал себе как канал, ориентированный на мистически настроенных женщин. Он мог себе позволить производить сериалы со скромным бюджетом и без каких бы то ни было художественных претензий. Никишов и Федорович не стали затевать радикальных перемен на ТВ-3, при этом продолжая настойчивое движение в сторону новых сериальных форматов.
Подвиг актера Петрова
Один из первых проектов, которые они запустили в статусе первых лиц канала ТВ-3, «Вий», стал не просто резонансным сериалом, в который продюсерам удалось вовлечь Олега Меньшикова и Александра Петрова, но и необычайно прибыльным телевизионным проектом: он смог финансово оправдать себя еще до показа в эфире. Три части «Вия», выпущенные одна за другой в кинопрокат, собрали почти миллиард рублей. Это был феноменальный успех, на котором продюсеры не остановились, а стали его развивать, запуская один за другим новые проекты, которые все меньше вписывались даже в слегка модернизированный формат ТВ-3. В 2018 году компания «Газпром-медиа» решилась на запуск ресурса «ТНТ-Premier», предназначенного, о чудо, для показа отечественных сериалов — спустя семь лет после запуска сервиса «Амедиатека».
Еще одна важная фигура в сериалах новой волны — актер Александр Петров. Он не только выложился в сериале «Вий», но и сыграл главные в роли в целой череде проектов, которые переломили стереотипные представления о том, каким должен быть сериал, и главное — кто может стать его героем. Помимо того что Александр Петров играет в трех отечественных сериалах, которые доступны двумстам миллионам подписчиков сервиса Netflix («Метод», «Фарца», «Спарта»), ему удалось создать образ наиболее типичного героя для сериалов нового формата — обаятельного негодяя, неприязнь к которому смешивается с любопытством и желанием узнать, как сложится его судьба. Именно таков его главный герой в сериале «Звоните Ди Каприо!» Жоры Крыжовникова — еще одной очень значимой фигуры в отечественном кинематографе, чье имя навсегда сопряжено с невероятным коммерческим успехом его дебютного фильма «Горько!», сборы от которого в несколько раз превысили количество денег, потраченных на его производство. Именно «Звоните Ди Каприо!» стал одним из первых флагманских проектов «ТНТ-Premier».
«Эпидемия» начинается
Но при всей амбициозности Александра Петрова и размерах ниши, которую он занимает и в отечественным кино, и в отечественных сериалах, самый большой успех выпал на долю проекта, в котором главные мужские роли сыграли Кирилл Кяро и Александр Робак, главные женские — Виктория Исакова и Марина Спивак. Это сериал «Эпидемия». В формате полнометражного фильма под названием «Эпидемия: Вонгозеро» он впервые было показан в конкурсной программе 41-го Московского международного кинофестиваля. Режиссерский дебют опытного оператора Павла Костомарова на фестивале не вызвал широкого резонанса, послужив скорее промоакцией продюсерских проектов Никишова и Федоровича, которые помимо «Эпидемии» показали в рамках фестиваля еще целый ряд пилотных серий, производящих впечатление новой кинематографической эстетикой, суть которой заключается в резком расширении этических границ происходящего на экране.
Премьера состоялась в том же 2019 году на канале Premier, который к тому времени лишился приставки TНT, а год спустя и в эфире ТВ-3. В процессе показа «Эпидемии» на Premier возникла небольшая сумятица по поводу того, покажут ли зрителям сериал полностью или только его первую половину. Но в конце концов сериал все же показали полностью. Финальные серии синхронизировались с новостями о коронавирусной инфекции, которая начала охватывать Китай. По необыкновенному стечению обстоятельств китайцы фигурируют в финальной серии «Эпидемии» — реальность художественная вступила в резонанс с информационной. То, что произошло с сериалом «Эпидемия», — лучшее, что может произойти в жизни продюсера, когда сериал, на производство которого тратится не один год, готов к показу ровно в тот момент, когда реальность соответствует происходящему на экране. Это редкостная удача.
Покорение Netflix
Более того, Никишов и Федорович смогли выйти на Netflix именно в тот момент, когда он стал главным стриминговым сервисом. В интервью «Медузе» они рассказали, что им удалось настоять на том, чтобы сериал был куплен не за символические деньги, а за полтора миллиона долларов и вышел в премиальной категории под грифом Originals с переводом на двенадцать языков: «Парадоксальным образом для того, чтобы попасть на Netflix, нам нужно было отказаться от этого, — признался интернет-изданию Евгений Никишов. — Когда они предложили купить несколько наших сериалов, мы уже вели переговоры с одним крупным дистрибутором и условия Netflix нас просто финансово не устроили. После того как мы ответили отказом, они буквально на следующий день прислали предложение выпустить «Эпидемию» под грифом Originals, что предполагало совсем другие условия». Netflix не прогадал: сериал попал в топ-10 59 стран мира, а «король ужасов» Стивен Кинг написал в своем твиттере, что «To the Lake» (под таким названием сериал вышел на Netflix) — «чертовски хороший русский сериал».
Успех Netflix подстегнул инвесторов, которые ринулись создавать онлайн-кинотеатры и конкурировать друг с другом. Главным условием победы в конкурентной борьбе стало наличие оригинального контента, с помощью которого аудитория могла бы выделить именно стриминговый сервис среди прочих. Среди заказчиков, готовых решиться на необычный проект, который не вписывается ни в один из форматов эфирного телевизионного вещания, а значит, никогда не будет куплен федеральным каналом, появились проект Start, запущенный компанией Yellow, Black and White. Именно им удалось произвести проект «Лучше, чем люди» все с тем же Кириллом Кяро в главной роли, который первым вошел в линейку Netflix Original, будучи куплен стриминговым сервисом за миллион долларов. Для показов исключительно на канале Start ими был произведен сериал «Содержанки», режиссерский дебют Константина Богомолова, успешно проданный Amazon Prime Video.
Три года назад, когда и Premier, и Start, возможно, даже не было в планах их создателей, Илья Куликов в интервью «Эксперту» так описывал креативный потенциал отечественной сериальной индустрии: «В индустрии очень мало талантливых людей, которые готовы нормально работать. Полно непризнанных гениев, которым не хватает работоспособности и усидчивости. Кто-то действительно может быть первоклассным оператором, режиссером, актером, но если ему сделаешь замечание, дескать, что-то нужно для общего блага, то он посылает тебя куда подальше, разворачивается и уходит прозябать в неизвестность, а потом орать на всю страну, что все идиоты, кто его выгнал, а сами ничего не умеют». С тех пор открытость индустрии намного увеличилась, а вместе с этим и кадровый дефицит — до такой степени, что кинематографисты перестали ждать выпускников ВГИКа, а стали сами основывать киношколы, как это сделал Федор Бондарчук. Одной из первых выпускниц сценарного курса индустрии стала его жена Паулина Андреева. Именно она написала сценарий для его дебюта в сериальном жанре — проекте «Псих» с вездесущим Константином Богомоловым в главной роли. И он вышел в стриминговом сервисе More.tv. И это совсем не удивляет.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl