Режиссер фильма «Сказка для старых» — о своих фильмах и духовном опыте

ЭкспертРепортаж

Роман Михайлов: «Я предельно независимый человек»

Режиссер фильма «Сказка для старых» и автор романа «Дождись лета и посмотри, что будет» — о своих текстах, фильмах, спектаклях и о том духовном опыте, который лежит в их основе

Вячеслав Суриков

Роман Михайлов — режиссер, актер театра и кино, писатель и драматург, доктор физико-математических наук, специализировавшийся на гомологической алгебре, гомотопической топологии и теории групп

В конце октября в онлайн-прокат вышел фильм «Сказка для старых» — режиссерский дебют Федора Лаврова и Романа Михайлова. Они же исполнили в «Сказке для старых» главные роли. Среди актеров фильма Кирилл Полухин, Евгений Ткачук и Олег Гаркуша. Бюджет «Сказки для старых» — один миллион триста тысяч рублей. Все актеры играли бесплатно. Еще одна ипостась Романа Михайлова в этом проекте — автор сценария.

Михайлов в прошлом известный математик. Спектакль «Сказка про последнего ангела», в основу которого в том числе легли тексты Романа Михайлова, в постановке Андрея Могучего получил в 2021 году «Золотую маску» в номинации «Лучший драматический спектакль». Спектакли «Антиравинагар», «Несолнечный город» и «Ничего этого не будет» в постановке уже самого Романа Михайлова идут на сцене БДТ. Кроме того, спектакли по его текстам «Сны моего отца» и «По ту сторону ветра» идут на сценах РАМТ и «Мастерской Петра Фоменко». Его роман «Дождись лета и посмотри, что будет» получил премию Андрея Белого.

«Эксперт» поговорил с режиссером, актером и писателем о том, какой творческий путь он для себя выбрал.

— Помимо фильма «Сказка для старых» я знаю еще одно произведение в этом жанре, к которому вы имеете отношение, — спектакль «Сказка для последнего ангела», который Андрей Могучий поставил на сцене Театра Наций. Почему именно сказка?

— Сказки, на мой взгляд, самое интересное из нерелигиозной литературы, что у нас есть. Что там зашифровано, понять невозможно. У меня большие трудности с восприятием современной психологической литературы. Ее мир мне не особо интересен, а сказки интересны практически все. Поражаюсь, когда читаю какие-нибудь бенгальские или индонезийские сказки, как там возникают персонажи, волшебные предметы, как устраивается нарратив. Мне с детства казалось, что это, в отличие от каких-то надуманных романов или беллетристики, не пустое высказывание, что в сказках есть какие-то ключи, тайники, провалы. Сказка может присутствовать в нашей жизни тайным образом, не через мораль, а всплывать в какие-то неочевидные моменты. Речь о волшебных сказках, не бытовых.

— Для чего нужны сказки?

— Мне кажется, что рассказывание волшебных историй — это один из немногих оправданных видов деятельности человека. У меня был друг, который считал, что только от одного занятия есть толк — производство музыки. Все остальные занятия он не воспринимал всерьез: «Работа на заводе, политика или бандитизм — это все чушь, только музыка имеет смысл». Меня впечатлила эта категоричность.

Когда ты производишь волшебную историю, ты делаешь вклад в развитие бытия в целом. Сколько бы люди ни существовали, они всегда рассказывали волшебные истории. Какие-то из них поглощались мифами, какие-то становились эпосами или легендами, а какие-то входили в сборники безымянных сказок. Рассказывая сказки, что-то такое придумывая своим детям перед сном, когда они маленькие, мы пребываем в естественном состоянии. В волшебные сказки мы вкладываем свое восприятие пространства, времени, реальности в целом. Виды деятельности, которые приводят к достижению власти и накоплению денег, мне не кажутся естественными. А вот рассказывание волшебных сказок мне кажется естественным, как и производство музыки, работа со зрителями, пение, рисование.

— Почему все-таки классическая литература не стала для вас образцом?

— Так с детства пошло. Я формировался как формировался. Рос в довольно маргинальной среде и всегда был самоучкой. Не было писателей, которым я хотел бы подражать или которыми бы восхищался, скорее был некий текстовый слух, с помощью которого воспринимается окружающая реальность. Так вырабатывался мой ритм, моя литература. Сначала она не принималась обществом. Сейчас люди цепляются за нее. Она живет в кино и театрах.

— Что лежит в основе ваших произведений?

— Сны, видения, опыт друзей и личный опыт. Но у меня неотрефлексированное творчество. Я рефлексирую по его поводу уже позже, после создания, когда вижу, что получилось, и пытаюсь это интерпретировать. Часто мои тексты создаются в каком-то трансе. У них нет продуманной конструкции. Это близко к автоматическому письму.

— Как вы попали в театральный мир?

— Начал заниматься театром еще в девяностых. У меня двадцать постановок. Сначала это был совсем маргинальный театр, который делал постановки в закрытых клубах и на заводах. Но театральный мир очень тесен, и если в нем появляется современный автор с нестандартным нарративом, с самобытными персонажами, со своими взглядами на реальность, это рано или поздно привлекает внимание. Кто-то читает тексты этого автора и понимает, что их надо ставить на сцене. Мои тексты поставили девять театров, включая крупные. Я смотрю на это спокойно: ставят и ставят. У меня нет воли к распространению себя и своих идей. Если их подхватывают, я рад. Не было бы этого — ничего страшного.

— «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего на сцене Театра Наций — насколько эта сценическая версия близка вашему замыслу?

— Это совсем не моя эстетика, но спектакль мне понравился. Я вышел с него с таким светлым чувством. В театре я практически не работаю с декорациями и всегда предпочитаю минимализм. Декорация требует очень серьезного оправдания. В этом спектакле есть внимательное отношение к моему тексту. Конечно, он все перестроил, изменил финал и так далее. У меня совсем другая история. Трудно ее оценивать. Но я рад, что этот спектакль смотрят и он радует зрителей.

— Вы говорили, что люди, с которыми создаете свои фильмы и спектакли, объединяются вокруг вас по принципу арт-общины. Как это происходит?

— Есть разные формы жизни и существования. Одна из них — арт-община. Она похожа на семью. Ее задача не участвовать в захвате власти, не искать справедливость, а производить нечто, чего до сих пор не было, что-то новое, что до какого-то момента было даже немыслимо. Вот сейчас это немыслимо, этого нет нигде, даже в пространстве идей, а потом происходит некий щелчок, и это реализуется в виде спектакля или фильма, и это все не подкреплено капиталом, и это не для того, чтобы заработать. Спектакли и кино делаются потому, что это и есть жизнь общины. Это как коллективная медитация. Внешне это, может быть, похоже на какое-то сектантство. Но мы так существуем, так выживаем и дарим людям радость. А если происходит кинопрокат, мы начинаем ездить к людям. Если мы сможем ездить со спектаклями, то будем ездить и с ними тоже.

В нашей общине уже много людей. С нами работают десятки человек — не за деньги, им просто радостно быть с нами. Это люди кино и тетра, это философы и писатели. Кроме «Сказки для старых» у нас в конце зимы или в начале весны выйдет второй фильм «Снег, сестра, росомаха» — мелодрама, в которой сюжет разворачивается внутри секты новохристианского толка. И сейчас мы снимаем третий фильм. Мы должны были снимать его в Индии совместно с Болливудом. Но доедем мы до Индии или нет, пока непонятно.

— Как это возможно в современных экономических условиях?

— Как мы сейчас делали наш спектакль: у нас девять актеров — половина из «Велесо» (конно-драматический театр, основанный Евгением Ткачуком. — «Эксперт»), половина из БДТ и один из Александринки. У всех жесткие графики. В перерывах между съемками они прибегают, и мы репетируем, проводим тренинги, и они убегают дальше зарабатывать деньги на жизнь, но душой они с нами, они в нашем проекте. То же самое с кино. Когда люди входят в наше производство, многие из них говорят, что не хотят, чтобы это заканчивалось.

— Как вы познакомились с Федором Лавровым — соавтором «Сказки для старых» и исполнителем главной роли?

— Андрей Могучий ставил «Сказку про последнего ангела», а Федя должен был в нем играть одну из главных ролей. Была встреча с актерами, мы с Федей зацепились, начали общаться. Ему показалось интересным, как я мыслю и что делаю. У нас стали возникать планы, мы начали их обсуждать. Одним вечером я пересказал ему сюжет «Сказки для старых». Он говорит: «Давай снимать». Говорю: «Давай, только сделаем это предельно минималистично». Мы хотели взять трех персонажей, посадить на стулья, чтобы они рассказывали эту историю, каждый от своего лица. С этого все началось. Фильм стал сам себя создавать.

Федор Лавров — сорежиссер и исполнитель одной из главных ролей в кинодебюте Романа Михайлова «Сказка для старых»

— Что лежит в основе ваших отношений с теми, кто с вами сотрудничает?

— Доверие, видимо. Мы доверяем друг другу. Мы — люди, которые стремятся к независимому творчеству. И всем нам не очень нравится то, что происходит в современном российском театре и кино. Непонятно, как на это можно тратить время. У людей складывается впечатление, что ты должен входить в какие-то тусовки, дружить с продюсерами, сниматься в этих бессмысленных сериалах, участвовать в коммерческих проектах, что-то предпринимать, чтобы люди про тебя все время помнили. Постоянно общаюсь с актерами, много лет. Их очень не устраивает то, в чем они снимаются, и то, что они играют на сцене. Поэтому, как только появляется какая-то альтернатива, они с радостью на нее откликаются. Только там нужна честность. Если хотите определение одним словом, основа такого творчества — честность. Ну и доверие.

— В какой момент эти люди в вас поверили и почему?

— Это произошло спонтанно. Ты встречаешь людей, и ты видишь, что им хорошо с тобой. У меня есть честность по отношению к людям, и я работаю с полной отдачей. Надо мной нет никакого контроля, никакой цензуры, никакого заигрывания с миром капитала и миром власти. Я предельно независимый человек. И думаю, что люди к этому тянутся.

— Что лежит в основе вашей независимости?

— Я родился и вырос в православной среде. Для меня воцерковленность всегда была очень важной основой восприятия мира. Он глубоко религиозно-мистический. В двенадцать лет попал к пятидесятникам-харизматам. Потом меня друзья затащили в другую общину, долго был кришнаитом. Много времени провел в Индии. Живя в Индии, вернулся в христианство. Это было как озарение.

— Путешествие из одной религии в другую — в чем его смысл?

— Религиозный поиск, поиск света и любви, это очень естественно для человека. К тебе приходят люди, говорят: «Давай я тебе расскажу, в чем смысл жизни». Ты их слушаешь, и тебе кажется, что эти люди горят. И ты приходишь и видишь: да, они живут своей верой. Ты начинаешь вместе с ним молиться. Это прекрасно. Это было прекрасное время, и сейчас я с любовью вспоминаю этих людей. Мой новый фильм — об этих людях. И это редкое явление для нашей культуры. У нас если показывают сектантов, то они или комичные, или корыстные. А показать сектантскую общину с истинно верующими людьми — такого кино у нас нет. Это будет первый фильм.

— Александр Эткинд в книге «Хлыст» пишет, что русская культура, в особенности Серебряного века, была пронизана сектантством. Что вы думаете по этому поводу?

— То, что Серебряный век так сильно притянулся к хлыстовству, это не случайно. Он чувствовал какой-то импульс, пульсацию, которая от него исходила. К хлыстовству притянулись и Андрей Белый, и Николай Клюев. Единственное, они не понимали, что нужно делать: хороводы водить, в радениях участвовать? Для них все это осталось за закрытой дверью. Но есть еще стихийное сектантство. И это отчасти мой случай. Но мы не просто радуемся встрече друг с другом или водим хороводы, мы еще и работаем над производством чего-либо. И это не только процесс, но и результат. Важно поставить спектакль, снять кино, написать текст.

— Почему вы, при таком иррациональном взгляде на мир, посвятили так много времени рациональному миру науки?

— Он не совсем рациональный.

— А какой?

— Я наукой не занимался никогда. Математика — это не наука, это языковые игры, ближе к странной поэзии или к музыке. Как сказал Делез, это сленг номадического типа. Вроде он так сказал? Это же не физика, не химия, не биология. Это странные текстовые игры. Я этому посвятил много лет. Но тема взаимоотношений с тем миром для меня слегка болезненная.

— Мы не будем говорить об этом?

— Я не хочу об этом говорить.

Фотографии предоставлены компанией VOLGA

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
«Люди в верности надежные...» «Люди в верности надежные...»

Татарские муфтияты и государство в России с XVIII по XXI век

N+1
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Торг тут уместен Торг тут уместен

Крупнейшие биржи мира делают ставку на ESG-трансформацию

РБК
Революция 1989: хроника событий Революция 1989: хроника событий

Хроника событий, связанных с падением Берлинской стены

Дилетант
Вопреки стереотипам Вопреки стереотипам

Квартира, в которой смиксовали традиции и современные тренды

Идеи Вашего Дома
Что мы читали в ноябре: 8 книг, которые вы могли пропустить (а зря) Что мы читали в ноябре: 8 книг, которые вы могли пропустить (а зря)

Максим Мамлыга собрал литературные сливки

Правила жизни
В предвкушении праздника: делаем новогодние адвент-календари своими руками с минимальными тратами В предвкушении праздника: делаем новогодние адвент-календари своими руками с минимальными тратами

Самодельный адвент-календарь позволит прекрасно провести время с семьей!

ТехИнсайдер
Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски» Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски»

Александр Ведяхин о том, как новые условия влияют на частные инвестиции

РБК
5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты 5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты

Можно ли узнать намерения другого человека в начале отношений?

Psychologies
Карамельное печенье Карамельное печенье

Первая яхта из модельного ряда Amels Limited Editions второго поколения

Y Magazine
Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности

Что помогает держаться на плаву бренду Sans Merci

РБК
Ученые доказали: зимой нужно работать меньше, а переработки опасны для здоровья Ученые доказали: зимой нужно работать меньше, а переработки опасны для здоровья

Почему зимой рабочий день должен быть короче

ТехИнсайдер
Почему мужчины не ходят к врачам: правда и мифы о психосоматике Почему мужчины не ходят к врачам: правда и мифы о психосоматике

Что такое биопсихосоциальная модель?

Вокруг света
Реквием по бумажным картам Реквием по бумажным картам

Любителям морских раритетов предложено пополнение

Y Magazine
Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили

Вот главное, что нужно знать о последствиях обрезания

ТехИнсайдер
Ледяной кулак: как СССР спрятал сверхсекретную военную базу в настоящем айсберге Ледяной кулак: как СССР спрятал сверхсекретную военную базу в настоящем айсберге

Советские инженеры вели строительство «неубиваемой» морской базы внутри айсберга

ТехИнсайдер
Как пользоваться WhatsApp на компьютере? Как пользоваться WhatsApp на компьютере?

Общаться в мессенджере можно не только с телефона, но и с компьютера

CHIP
Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга

Что такое донорство костного мозга?

Вокруг света
Поэты соцреализма: 12 фильмов братьев Дарденн — от худшего к лучшему Поэты соцреализма: 12 фильмов братьев Дарденн — от худшего к лучшему

На счету режиссерского тандема Дарденн 12 картин, и мы рассмотрим каждую из них

Правила жизни
Как правильно записать аудиосообщение или тикток Как правильно записать аудиосообщение или тикток

Как записать краткое и максимально информативное аудиосообщение?

Psychologies
«Охотники за искусством»: как любители собирали живопись «Охотники за искусством»: как любители собирали живопись

Анастасия Винокурова рассказала о феномене коллекционирования в СССР

Культура.РФ
Наринэ Абгарян: «Молчание цвета». Истории о любви и надежде Наринэ Абгарян: «Молчание цвета». Истории о любви и надежде

Рассказ «Не расстраивайся, моя любимая» Наринэ Абгарян

СНОБ
Не быть жертвой Не быть жертвой

Я приняла решение не страдать

Psychologies
Десять лет на гарях и болотах Десять лет на гарях и болотах

Керженский заповедник — «лаборатория» природы и «машина», замедляющая время

Наука и жизнь
География бутерброда: 9 сэндвичей со всего света География бутерброда: 9 сэндвичей со всего света

Вада пав, трамедзини и другие: какие бутерброды едят по всему миру?

Вокруг света
Как три школьника Дурова обманули: история об эксплойте в Telegram на миллионы долларов Как три школьника Дурова обманули: история об эксплойте в Telegram на миллионы долларов

Рассказываем о самом громком ограблении Павла Дурова

Maxim
10 булгаковских адресов в Москве 10 булгаковских адресов в Москве

Какой театр стал прототипом Варьете и где располагалась резиденция Воланда?

Культура.РФ
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
Морской путь Морской путь

Что собой представляют круизные лайнеры последнего поколения

Robb Report
Открыть в приложении