Острова «для своих»
Российские крупные компании массово регистрируют «дочки» и переносят юрлица из зарубежных офшоров в русские — специальные административные районы. Цель — не только сэкономить на налогах, но усложнить свою структуру, чтобы облегчить себе работу с зарубежными контрагентами

Компании массово стремятся переехать в специальные административные районы (САР), где действуют особые налоговые послабления. Минэкономразвития подсчитало, что всего в САР числится уже более 170 компаний. Среди резидентов САР еще в 2020 году появились компании, связанные с «Яндексом» (Фонд общественных интересов на острове Октябрьский) и ПИКом (совладелец последней Сергей Гордеев учредил на том же острое МКООО «Ледамен»). Позже в САР на остров Октябрьский переехала одна из российских розничных сетей «Лента», изначально созданная на территории Британских Виргинских островов. А в 2022 году процесс ускорился. С февраля 2022 года в САР из-за границы переезжают компании с российскими корнями, которые стремятся не только оптимизировать налоги, но и избежать санкций. Активно регистрируют там свои «дочки» и собственно русские компании.
К примеру, свою «дочку» «Росингаз» с Кипра перенес на остров Октябрьский «Газпром», а Сбер перерегистрировал там «Сбермаркет».
Резидентами САР стали En+, компания по производству алюминия и электроэнергии; подконтрольная ей алюминиевая компания UC Rusal; структуры СУЭКа, «Уралхима» и агрокомплекса «Содружество».
К слову, En+ и UC Rusal одними из первых заявили о своем интересе к смене юрисдикции на российскую. Представители компаний объяснили это комфортными условиями для ведения бизнеса.
По данным СМИ, зарегистрировать свои дочерние подразделения в САР стремятся и другие крупные игроки — «Газпром нефть», «Роснефть», «Алроса», «Сибур», «Северсталь», Совкомбанк и т. д., которые и так находятся в российской юрисдикции.
Из 170 компаний, переехавших в САР, больше половины стали резидентами в 2022 году, в первую очередь из-за наложенных странами Запада санкций, говорит Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». «Когда в 2018 году были созданы специальные административные районы на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области, в них входило девять компаний, к концу 2022 года было уже 97, в феврале 2023-го уже 170 перерегистрированы в САР в России», — говорит Павел Гагарин, руководитель АКГ «Градиент Альфа».
«В марте 2022 года был принят закон, направленный на повышение инвестиционной привлекательности САР и стимулирование перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию. Упрощенный порядок регистрации международных компаний в САР сохраняется и в 2023 году. Учитывая нарастание санкционного давления, популярность САР продолжит расти», — прогнозирует Татьяна Тирских, руководитель группы суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА».
«Русские офшоры, созданные около пяти лет назад, изначально задумывались как некие “песочницы”, где можно апробировать различные законодательные инициативы и оценивать их результативность. Их цель — с помощью различных налоговых и административных льгот создать для бизнеса, тесно связанного с Россией, условия для перерегистрации в отечественной юрисдикции», — рассказывает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. Он добавляет: речь не идет об изменении налогообложения для основного бизнеса, а лишь о той части, которая имеет иностранную “корпоративную прописку”. В российскую юрисдикцию преимущественно переходят предприятия, которые были зарегистрированы на Кипре.
Некоторые эксперты считают, что изначально САР были созданы как русские аналоги Багам или Кипра и предполагалось, что туда будет переезжать именно зарубежный бизнес.
«Создание странами внутренних офшоров не редкость. Но тут важно понять, что офшоры создаются не для “своих” компаний (пусть и зарегистрированных в других офшорах), а для зарубежных, чей бизнес развивается в других странах, не связанных с юрисдикцией офшора. Таким образом, страна пытается получить дополнительный доход от деятельности “чужих” корпораций, как правило крупных и богатых», — поясняет Евгений Куценко, директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Но как раз «истинно» зарубежные компании не особо стремятся в российскую юрисдикцию.