Квартира в новостройке: все включено
На рынке первичного жилья формируется новое предложение — меблированные квартиры. Такой формат интересен всем участникам рынка: для мебельщиков это еще одна рыночная ниша, для застройщиков — новый поток клиентов, для покупателей — готовое решение и более низкая цена на мебель
В ближайшее время на рынке первичного жилья может вырасти предложение меблированных квартир. Этому способствовали инициативы, выдвинутые на правительственном совещании летом: включить в перечень критериев стандартного жилья наличие в нем деревянной встроенной мебели, а также разработать механизм приобретения меблированного жилья через ипотеку. Ведомства, которым было поручено разработать эти предложения (Минстрой, Минпромторг, Минэкономразвития и АО «Дом.рф»), должны внести их до 3 октября.
Включение меблировки квартир в госстандарт вызвано последними тенденциями на рынке жилья: снижением покупательной способности населения одновременно с повышением требований к качеству жилья, ростом конкуренции среди застройщиков и возникновением на этом фоне новых видов партнерства, в результате чего сначала появилось предложение жилья с отделкой, а затем с мебелью. Пока что меблированное жилье занимает небольшую долю. По данным компании «Метриум», на первичном рынке недвижимости Москвы предложение меблированных квартир насчитывает полторы тысячи объектов, включая те, в которых установлена только кухня. Из них полностью меблированных квартир лишь 120, или 0,25% рынка. В апартаментах эта доля выше — 7,5%. «Проектов, где квартиры предлагаются с мебелью, в общем объеме предложения на рынке новостроек Москвы очень мало. При этом меблировка может быть изначально включена в стоимость квартиры или быть дополнительной опцией», — подтверждает Наталья Шаталина, генеральный директор компании «Миэль-Новостройки».
У опрошенных «Экспертом» мебельных компаний на заказы застройщиков приходится примерно три процента общего объема, однако мебельщики прогнозируют рост этой доли. Например, компания «Первая мебельная» планирует увеличить ее до десяти процентов, к аналогичным показателям стремится и мебельная компания «Мария». За год здесь получили больше 30 заказов на меблированные квартиры, в частности заказ на оснащение кухнями 200 квартир в одном из жилых комплексов Москвы. У «Первой мебельной» заключены договоры со строительными компаниями Setl City и КВС, за 2017–2018 годы «Первая мебельная» поставит мебель в 500 квартир. Львиная доля заказов на оснащение квартир мебелью пока что приходится на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие города-миллионники.
При этом важно учесть, что в нововведении речь идет о жилье в массовом сегменте, и это новшество для рынка: сегодня практически все меблированные квартиры в той же Москве — это жилье класса «элит», расположенное в Центральном административном округе.
Проигравших не будет
Меблированное жилье — понятие обобщенное, под ним подразумевается как небольшой кухонный гарнитур для «однушки», так и полное оснащение мебелью трехкомнатной квартиры. Сейчас большая часть заказов приходится на однокомнатные квартиры и студии: в агентствах недвижимости поясняют, что меблировать маленькие площади инвестиционно привлекательнее и на примере такого жилья можно без высоких рисков оценить спрос на новый продукт или услугу. При этом российские компании ориентируются на зарубежный опыт — в других странах жилье такого типа пользуется высоким спросом. За рубежом квартиры сдаются с минимальной отделкой и заполняются набором самой необходимой мебели: кухонной, для ванной комнаты и встроенной мебелью для гостиной или спальни.
Предложение включить мебель в стандартное жилье будет выгодно всем участникам рынка — производителям мебели, застройщикам и покупателям, считает Александр Шестаков, генеральный директор «Первой мебельной». Для мебельщиков партнерство с застройщиками — это выход на новый рынок, способный в перспективе обеспечить большие объемы производства. Пока для России это новый вид услуги, который появился два-три года назад и непривычен для потребителя, который в условиях большого разнообразия товаров не ленится выбирать из мебели то, что ему по душе. Хотя во многих странах покупатели уже распробовали удобство формата, когда предлагается новое жилье с современным интерьером, отделкой и мебелью.
Интерес застройщика — в расширении ассортимента: заработать на мебели не получится, но меблированные квартиры привлекают новых клиентов. «У нас есть несколько объектов, где предлагаются квартиры только с меблированной кухней или полностью меблированные, и в обоих проектах практически все эти квартиры раскупили», — говорит Марианна Ивлева, глава отдела маркетинга строительной компании КВС.
Интерес покупателя к меблированному жилью в первую очередь продиктован возможностью сэкономить. Если приобретать жилье с мебелью, то стоимость самой мебели может быть ниже, чем в магазине, на 30–50%. «Когда есть возможность выпускать мебель партиями, она намного дешевле, чем индивидуальный заказ. Отсюда и рождается правильная цена для рынка», — объясняет Александр Шестаков. Кроме того, застройщик получает оптовую скидку от производителя. При этом предлагаемая для готового жилья мебель — высокого качества, которое не отличается от мебели в магазине. «По качеству это средний сегмент. Мебель должна иметь срок службы не менее десяти лет, чтобы застройщики ее приобретали», — продолжает г-н Шестаков.
Кухонный гарнитур от «Первой мебельной» в среднем обойдется покупателю меблированного жилья в 70–140 тыс. рублей против 140–250 тыс. за такой же комплект при заказе в магазине. При этом «Первую мебельную» в этой схеме не смущает, что покупатель не придет в магазин за кухней по полной стоимости. «Если человек хочет купить индивидуальную мебель, он все равно придет, но это актуально для покупателей бизнес-класса, которые предпочитают самостоятельно выбирать отделку, дизайн и мебель, они готовы к значительным тратам и не стремятся экономить», — рассуждают в компании.
Меблированные квартиры могут быть интересны не только тем, кто покупает жилье для себя и хочет сразу въехать в квартиру, где не нужно проводить отделочные работы и приобретать мебель. Такой тип жилья заинтересует клиентов, которые покупают его для сдачи, что может быть актуально для коммерческого жилья. Например, перспективными в этом плане могут быть апартаменты: по данным информационно-аналитического портала IRN.ru, в первом полугодии 2018-го московский рынок готовых апартаментов вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. По разным оценкам, от 1 до 2,6% апартаментов — полностью меблированные (преимущественно в сегменте «элит») либо частично меблированные, где установлены кухня и бытовая техника.
Действовать по схеме
Сейчас на рынке актуальны две формы сотрудничества застройщика и производителя мебели. В первом варианте застройщик самостоятельно закупает и обставляет мебелью квартиры и, поскольку речь идет об оптовых закупках, выбирает типовую мебель, что лишает покупателя возможности выбрать даже модель. Вторая форма партнерства — когда застройщик открывает шоурумы на своих объектах и предлагает покупателю выбрать мебель из нескольких вариантов, демонстрируя, как будет выглядеть выбранная модель в его квартире. «Мы предлагаем застройщикам разные варианты сотрудничества. Это, например, оптовые поставки на строящиеся объекты: оборудование шоурумов, разработка проектов под разные типы отделки. А также внедрение программ лояльности для покупателей недвижимости в виде подарочных сертификатов на покупку мебели, проведение совместных акций», — говорит Александр Смолин, директор по продажам и развитию партнеров компании «Мария».
Основная проблема обоих вариантов — ограниченность выбора, потому что даже представленная в шоуруме мебель является типовой. В этом смысле новая инициатива о включении мебели в стандартное жилье ближе к индивидуальному подходу, так как она предполагает значительное увеличение количества моделей мебели, что позволяет покупателю выбрать необходимый цвет, подобрать комплектующие. Хотя, например, фабрика «Мария» предлагает застройщикам достаточно широкий ассортимент. «Мы предлагаем для меблированных квартир кухонную мебель двух брендов разной ценовой категории. В сегменте “средний” и “средний плюс” это “Мария”, ассортимент которой насчитывает 24 модели кухонь, выполненных из массива, МДФ или ДСП с разными видами покрытия, более 200 цветов фасадов, 175 вариантов оформления столешниц. Кухонная мебель “Едим дома!” в более доступных ценовых сегментах “средний” и “средний минус” — это 13 моделей», — рассказывает Александр Смолин.
Что касается инициативы, предусматривающей разработку механизма включения мебели в ипотечное кредитование (это позволило бы сделать покупку меблированной квартиры широкодоступной), то отдельные компании уже сегодня работают по таким схемам. «Сейчас это можно сделать не всегда — все зависит от формы сотрудничества застройщика и производителя мебели. Если это агентский договор, то ипотечная схема невозможна. Если же застройщик закупает у нас мебель и устанавливает ее своими силами в рамках отделочных работ, то здесь ипотечная схема работает», — поясняет Александр Шестаков. Покупать мебель через потребительский кредит невыгодно — такой заем значительно дороже ипотеки: в первом случае процент по кредиту составляет 20–22, доходя иногда до 30, а во втором, на первичном рынке, — 9,5–12. Если же учесть, что в магазине мебель, как указано выше, может быть дороже на 30–50%, чем при ее приобретении в составе квартиры, покупатель, решивший меблировать новое жилье своими силами, в итоге переплачивает и за мебель, и за кредит.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl