Когда мы пойдем смотреть кино

ЭкспертБизнес

Кинотеатры: как выйти из «долины смерти»

Когда мы пойдем смотреть кино

Вячеслав Суриков

Открывающиеся 1 августа кинозалы должны быть заполнены не более чем наполовину. Фото: Wallace Woon/EPA

Этот долгожданный час настанет в Москве 1 августа. Мэр города Сергей Собянин дал отмашку сразу и кинотеатрам, и театрам, и концертным залам «с условием заполнения зала не более чем на 50 процентов». Но надо понимать, что 1 августа — это пока лишь точка отсчета для индустрии развлечений, начиная с которой она может хотя бы приблизительно просчитывать свое будущее. Большинство театров и концертных залов традиционно откроются в начале осени, для кинотеатров постпандемический сезон начнется в тот момент, когда состоятся отложенные в марте голливудские премьеры. В первую очередь это фильм Disney «Мулан», премьера которого переносилась уже не один раз. Выход фильма в прокат назначен на 21 августа, но на сто процентов в этой дате не уверен никто, в первую очередь кинотеатры, которым приходится следить за тем, как развивается ситуация в США и Китае: в обеих странах COVID-19 не позволяет полностью снять ограничения на работу индустрии развлечений.

Но разогревать мировую и отечественную публику будет не «Мулан», даже если он выйдет в назначенную прокатчиками дату, а фильм Кристофера Нолана «Довод», общемировая премьера которого назначена на 12 августа. На сегодняшний день это самый дорогой проект режиссера, сценарий которого он, по его собственным словам, прорабатывал самым тщательным образом. На кону стоит не только колоссальный даже по голливудским меркам бюджет (205 млн долларов), но и репутация режиссера-интеллектуала, которому удается конструировать многоуровневые сюжеты и упаковывать их в привлекательную для массовой аудитории форму. Если в фильмах «Интерстеллар» и «Дюнкерк» Нолан ставил перед собой задачу «перезагрузить» жанры фантастики и военного кино, то в этом проекте он вывел главным героем классического персонажа — шпиона. Шпионские мотивы Нолан уже использовал в одной из своих лент — в фильме «Начало». В этом году исполнилось десять лет со дня его премьеры. По первоначальному замыслу, именно эта дата должна была послужить для старта нового проекта. Но не сложилось.

Не все отечественные кинематографисты стали дожидаться открытия кинотеатров и решили использовать возможности, которые предоставляют им онлайн-кинотеатры. Такими картинами стали «Спутник» (кинокомпания «Водород») Егора Абраменко и «Фея» (киностудия КИТ) Анны Меликян. Обе вышли в онлайн-прокат в апреле. Судя по самим фильмам, и в том и в другом случае это, скорее всего, была вынужденная мера. Возможно, продюсеры решили, что затраты на продвижение фильмов могут себя просто не оправдать и лучше выпустить их на онлайн-платформах. Это версия может быть особенно близка к истине в случае работы Анны Меликян, фильмы которой, как правило, востребованы фестивалями, где оказываются в центре медийного внимания, которое затем конвертируется в дополнительную зрительскую аудиторию. В этом году даты работы главных отечественных фестивальных площадок — ММКФ и «Кинотавра» — перенесены на осень. Продюсеры «Феи» решили не дожидаться их и ограничиться онлайн-премьерой.

Создатели «Стрельцова» с Александром Петровым в главной роли онлайн-премьеру, по всей видимости, не рассматривали даже как один из вариантов и решили дожидаться открытия кинотеатров. Но даже предварительная дата начала проката этого фильма не заявлена. И означать это может только одно: продюсеры фильма рассчитывают, что их фильмам суждены полные залы, и показывать их в залах, заранее обреченных оставаться полупустыми, пустая трата усилий по продвижению — количество зрителей, которые смогут попасть на просмотры, их не оправдают. Эта большие проекты, и если «Стрельцов» просчитан так, что у него есть шансы оправдать ожидания аудитории в любом случае, вопрос лишь в том, насколько будут велики ее масштабы, то фантастический (в прямом и переносном смысле слова) долгострой Джаника Файзиева с бюджетом 15 млн долларов нуждается в максимально благоприятных обстоятельствах проката. Риски и так слишком велики.

Между тем владельцы кинотеатров чуть ли не умоляют студии выпустить эти проекты в августе или сентябре, понимая, что надежды на заявленные даты выхода «Довода» и «Мулана» очень и очень призрачны. Они пытаются соблазнить создателей «Стрельцова» и «Вратаря галактики» (предварительно выход назначен на 27 августа), а вместе с ними заинтересованных в успехе этих фильмов Министерство культуры и Фонд кино, тем, что они могут получить поле, расчищенное от конкурентов, и выйти на аудиторию, изголодавшуюся по кино. Но опыт других стран показывает, что аудитория не рвется в кинотеатры, открывающиеся после пандемии. Чтобы ее туда завлечь, нужно нейтрализовать страх перед возможностью заразиться, и напомнить ей, что именно там ее ждет развлечение, которого она не сможет получить больше нигде. Для этого нужны колоссальные бюджеты, которые есть только у голливудских студий: нельзя выпустить отечественный фильм в прокат и ждать, что зрители побегут в кинотеатры вприпрыжку.

Зрителям, пришедшим на кинопросмотры в первых числах августа, придется, скорее всего, смотреть фильмы в масках — одно из требований Роспотребнадзора. Но хотя бы так. Если бы кинотеатры в России открылись на две недели раньше, с 15 июля, то и в этом случае их потери по итогам 2020 года, согласно подсчетам генерального директора кинокомпании «Невафильм» Олега Березина, составили бы 49 млрд рублей. В эту сумму входят не только деньги, которые кинотеатры получают с продажи билетов, но и доходы с продажи сопутствующих товаров: газировки и попкорна. Кинотеатры еще в июне вступили в период «долины смерти», где каждый новый день без зрителей уменьшает их шансы на выживание. Несмотря на то что именно 15 июля было рекомендованной правительством РФ датой открытия кинотеатров по всей стране, очень немногие регионы, в том числе такие, как Чукотка, Магаданская и Амурская области, по данным «Невафильм Research», воспользовались этой рекомендацией. Пока страх увеличить риски распространения пандемии превалирует над переживаниями за местных жителей, оставшихся на несколько месяцев без одного из самых востребованных развлечений.

Ситуация обостряется разбирательствами между студиями и кинотеатральными сетями. Самой острой фазы — подачи иска — достигли взаимоотношения компании «Централ партнершип» (прокатчика самого успешного релиза в истории отечественного кинематографа — комедии Клима Шипенко «Холоп») и принадлежащей Александру Мамуту киносети «Синема Парк». Сумма иска, по данным «СПАРК-Интерфакс», — 194,1 млн рублей. Объединенная киносеть «Синема Парка» и «Формулы кино» сразу объявила, что будет платить дистрибуторам по остаточному принципу, назначив своим приоритетом зарплату и налоги. Другие сети не стали делать по этому поводу специальных заявлений, но в основном были вынуждены по умолчанию действовать в соответствии с этим же алгоритмом. Последствия пока трудно предугадать: кинотеатральные сети выжили по большей части за счет дистрибуторов, подложив самим себе мину замедленного действия, которая может сработать в какой-то другой неблагоприятной ситуации.

Несмотря на решение об открытии московских кинотеатров, публика которых составляет самую значимую часть бокс-офиса, ситуация остается слишком неопределенной. Региональные власти не спешат заявлять, что они готовы следовать примеру властей столичных, а кинотеатральные сети не могут быть до конца уверенными, что они смогут заполучить значимые фильмы, ради которых зритель в буквальном смысле слова будет готов рискнуть здоровьем в надежде, что защитные меры, рекомендованные Роспотребнадзором, сработают. У мер этих есть обратная сторона: они не только защищают здоровье зрителей, но и разрушают культуру посещения кинотеатров, которая предполагает поход в кино в том числе дружескими компаниями. Эти компании, конечно, смогут прийти, но, скорее всего, им придется сидеть в зале по меньшей мере через одно кресло, а может быть, и через два.

Самым дальновидным прокатчиком оказалась Universal Pictures, которая первой заявила о переносе премьеры нового фильма про Джеймса Бонда сразу на ноябрь. Возможно, к тому времени пандемия наконец отступит, прокат стабилизируется и у студий будет возможность провести полноценную премьеру с набитыми до отказа зрительными залами. Тем более что число залов, по всей вероятности, все же сократится: слишком долгим было их путешествие через «долину смерти». И для очень многих из них конца этому путешествию пока не видно. Лишь бы не пришла вторая волна коронавируса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Точку невозврата мы пройдем в ближайшие три года» «Точку невозврата мы пройдем в ближайшие три года»

Электроавтомобили сформируют будущее мобильности

Эксперт
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
«Вы белый, потому что у вас “белое” сознание» «Вы белый, потому что у вас “белое” сознание»

Борьба против расизма может стать новым американским геополитическим оружием

Эксперт
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Ценность университетской культуры Ценность университетской культуры

Ректор МИФИ Владимир Шевченко — о своем видении развития университета

Эксперт
Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

Ведомости
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Налоговая хочет больше Налоговая хочет больше

ФНС сможет арестовывать имущество еще до начала выездной проверки

Эксперт
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год

Кто и почему хочет ничего не покупать в течение всего года

Правила жизни
Грибной сезон Грибной сезон

Адаптогены на страже красоты: изучаем баночки и ищем правильные ингредиенты

Лиза
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
Банковский блок Банковский блок

Юристы пожаловались на трудности в международных арбитражах из-за банков

Ведомости
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз

Как и почему растет «гадательный» сегмент в тиражах издательств?

Forbes
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
«Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой» «Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой»

Астроном Борис Эскин уже 20 лет готовит школьников к олимпиадам мирового уровня

Санкт-Петербургский университет
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
Гений места Гений места

Кто придумал создать музей-квартиру барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова

Собака.ru
Я прививки не боюсь Я прививки не боюсь

Как уберечь от инфекции домашнего любимца

Лиза
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении