Когда мы пойдем смотреть кино

ЭкспертБизнес

Кинотеатры: как выйти из «долины смерти»

Когда мы пойдем смотреть кино

Вячеслав Суриков

Открывающиеся 1 августа кинозалы должны быть заполнены не более чем наполовину. Фото: Wallace Woon/EPA

Этот долгожданный час настанет в Москве 1 августа. Мэр города Сергей Собянин дал отмашку сразу и кинотеатрам, и театрам, и концертным залам «с условием заполнения зала не более чем на 50 процентов». Но надо понимать, что 1 августа — это пока лишь точка отсчета для индустрии развлечений, начиная с которой она может хотя бы приблизительно просчитывать свое будущее. Большинство театров и концертных залов традиционно откроются в начале осени, для кинотеатров постпандемический сезон начнется в тот момент, когда состоятся отложенные в марте голливудские премьеры. В первую очередь это фильм Disney «Мулан», премьера которого переносилась уже не один раз. Выход фильма в прокат назначен на 21 августа, но на сто процентов в этой дате не уверен никто, в первую очередь кинотеатры, которым приходится следить за тем, как развивается ситуация в США и Китае: в обеих странах COVID-19 не позволяет полностью снять ограничения на работу индустрии развлечений.

Но разогревать мировую и отечественную публику будет не «Мулан», даже если он выйдет в назначенную прокатчиками дату, а фильм Кристофера Нолана «Довод», общемировая премьера которого назначена на 12 августа. На сегодняшний день это самый дорогой проект режиссера, сценарий которого он, по его собственным словам, прорабатывал самым тщательным образом. На кону стоит не только колоссальный даже по голливудским меркам бюджет (205 млн долларов), но и репутация режиссера-интеллектуала, которому удается конструировать многоуровневые сюжеты и упаковывать их в привлекательную для массовой аудитории форму. Если в фильмах «Интерстеллар» и «Дюнкерк» Нолан ставил перед собой задачу «перезагрузить» жанры фантастики и военного кино, то в этом проекте он вывел главным героем классического персонажа — шпиона. Шпионские мотивы Нолан уже использовал в одной из своих лент — в фильме «Начало». В этом году исполнилось десять лет со дня его премьеры. По первоначальному замыслу, именно эта дата должна была послужить для старта нового проекта. Но не сложилось.

Не все отечественные кинематографисты стали дожидаться открытия кинотеатров и решили использовать возможности, которые предоставляют им онлайн-кинотеатры. Такими картинами стали «Спутник» (кинокомпания «Водород») Егора Абраменко и «Фея» (киностудия КИТ) Анны Меликян. Обе вышли в онлайн-прокат в апреле. Судя по самим фильмам, и в том и в другом случае это, скорее всего, была вынужденная мера. Возможно, продюсеры решили, что затраты на продвижение фильмов могут себя просто не оправдать и лучше выпустить их на онлайн-платформах. Это версия может быть особенно близка к истине в случае работы Анны Меликян, фильмы которой, как правило, востребованы фестивалями, где оказываются в центре медийного внимания, которое затем конвертируется в дополнительную зрительскую аудиторию. В этом году даты работы главных отечественных фестивальных площадок — ММКФ и «Кинотавра» — перенесены на осень. Продюсеры «Феи» решили не дожидаться их и ограничиться онлайн-премьерой.

Создатели «Стрельцова» с Александром Петровым в главной роли онлайн-премьеру, по всей видимости, не рассматривали даже как один из вариантов и решили дожидаться открытия кинотеатров. Но даже предварительная дата начала проката этого фильма не заявлена. И означать это может только одно: продюсеры фильма рассчитывают, что их фильмам суждены полные залы, и показывать их в залах, заранее обреченных оставаться полупустыми, пустая трата усилий по продвижению — количество зрителей, которые смогут попасть на просмотры, их не оправдают. Эта большие проекты, и если «Стрельцов» просчитан так, что у него есть шансы оправдать ожидания аудитории в любом случае, вопрос лишь в том, насколько будут велики ее масштабы, то фантастический (в прямом и переносном смысле слова) долгострой Джаника Файзиева с бюджетом 15 млн долларов нуждается в максимально благоприятных обстоятельствах проката. Риски и так слишком велики.

Между тем владельцы кинотеатров чуть ли не умоляют студии выпустить эти проекты в августе или сентябре, понимая, что надежды на заявленные даты выхода «Довода» и «Мулана» очень и очень призрачны. Они пытаются соблазнить создателей «Стрельцова» и «Вратаря галактики» (предварительно выход назначен на 27 августа), а вместе с ними заинтересованных в успехе этих фильмов Министерство культуры и Фонд кино, тем, что они могут получить поле, расчищенное от конкурентов, и выйти на аудиторию, изголодавшуюся по кино. Но опыт других стран показывает, что аудитория не рвется в кинотеатры, открывающиеся после пандемии. Чтобы ее туда завлечь, нужно нейтрализовать страх перед возможностью заразиться, и напомнить ей, что именно там ее ждет развлечение, которого она не сможет получить больше нигде. Для этого нужны колоссальные бюджеты, которые есть только у голливудских студий: нельзя выпустить отечественный фильм в прокат и ждать, что зрители побегут в кинотеатры вприпрыжку.

Зрителям, пришедшим на кинопросмотры в первых числах августа, придется, скорее всего, смотреть фильмы в масках — одно из требований Роспотребнадзора. Но хотя бы так. Если бы кинотеатры в России открылись на две недели раньше, с 15 июля, то и в этом случае их потери по итогам 2020 года, согласно подсчетам генерального директора кинокомпании «Невафильм» Олега Березина, составили бы 49 млрд рублей. В эту сумму входят не только деньги, которые кинотеатры получают с продажи билетов, но и доходы с продажи сопутствующих товаров: газировки и попкорна. Кинотеатры еще в июне вступили в период «долины смерти», где каждый новый день без зрителей уменьшает их шансы на выживание. Несмотря на то что именно 15 июля было рекомендованной правительством РФ датой открытия кинотеатров по всей стране, очень немногие регионы, в том числе такие, как Чукотка, Магаданская и Амурская области, по данным «Невафильм Research», воспользовались этой рекомендацией. Пока страх увеличить риски распространения пандемии превалирует над переживаниями за местных жителей, оставшихся на несколько месяцев без одного из самых востребованных развлечений.

Ситуация обостряется разбирательствами между студиями и кинотеатральными сетями. Самой острой фазы — подачи иска — достигли взаимоотношения компании «Централ партнершип» (прокатчика самого успешного релиза в истории отечественного кинематографа — комедии Клима Шипенко «Холоп») и принадлежащей Александру Мамуту киносети «Синема Парк». Сумма иска, по данным «СПАРК-Интерфакс», — 194,1 млн рублей. Объединенная киносеть «Синема Парка» и «Формулы кино» сразу объявила, что будет платить дистрибуторам по остаточному принципу, назначив своим приоритетом зарплату и налоги. Другие сети не стали делать по этому поводу специальных заявлений, но в основном были вынуждены по умолчанию действовать в соответствии с этим же алгоритмом. Последствия пока трудно предугадать: кинотеатральные сети выжили по большей части за счет дистрибуторов, подложив самим себе мину замедленного действия, которая может сработать в какой-то другой неблагоприятной ситуации.

Несмотря на решение об открытии московских кинотеатров, публика которых составляет самую значимую часть бокс-офиса, ситуация остается слишком неопределенной. Региональные власти не спешат заявлять, что они готовы следовать примеру властей столичных, а кинотеатральные сети не могут быть до конца уверенными, что они смогут заполучить значимые фильмы, ради которых зритель в буквальном смысле слова будет готов рискнуть здоровьем в надежде, что защитные меры, рекомендованные Роспотребнадзором, сработают. У мер этих есть обратная сторона: они не только защищают здоровье зрителей, но и разрушают культуру посещения кинотеатров, которая предполагает поход в кино в том числе дружескими компаниями. Эти компании, конечно, смогут прийти, но, скорее всего, им придется сидеть в зале по меньшей мере через одно кресло, а может быть, и через два.

Самым дальновидным прокатчиком оказалась Universal Pictures, которая первой заявила о переносе премьеры нового фильма про Джеймса Бонда сразу на ноябрь. Возможно, к тому времени пандемия наконец отступит, прокат стабилизируется и у студий будет возможность провести полноценную премьеру с набитыми до отказа зрительными залами. Тем более что число залов, по всей вероятности, все же сократится: слишком долгим было их путешествие через «долину смерти». И для очень многих из них конца этому путешествию пока не видно. Лишь бы не пришла вторая волна коронавируса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Айтишники не заменят финансистов» «Айтишники не заменят финансистов»

Алена Ефремова — о том, кто и как может сделать карьеру в современном банке

Эксперт
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
«Вы белый, потому что у вас “белое” сознание» «Вы белый, потому что у вас “белое” сознание»

Борьба против расизма может стать новым американским геополитическим оружием

Эксперт
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Театр времен Наполеона и Собянина Театр времен Наполеона и Собянина

Снос городских усадеб необходимо табуировать

Эксперт
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Недосчитались алмазов в пещерах каменных Недосчитались алмазов в пещерах каменных

Запасы некоторых полезных ископаемых уменьшаются быстрее, чем прирастают

Эксперт
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
«Поспешная цифровизация — гигантский риск» «Поспешная цифровизация — гигантский риск»

Цифровизация значимых сфер в России стремительно развивается

Эксперт
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Открыть в приложении