В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

ЭкспертАвто

Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков и прочих коммерческих автомобилей. Однако внутреннему развитию производства этих машин мешает недостаток компетенций в создании технически сложных изделий и растущий напор китайских конкурентов

Алексей Грамматчиков

На столичной выставке Comtrans-2023 старались доминировать российские производители грузовиков и другой коммерческой техники, которые сопротивляются активному натиску китайских конкурентов

«Такого роста спроса на средние и тяжелые грузовики в России не было за всю постсоветскую историю!» — Павел Яковлев, генеральный директор автозавода «Урал», еле сдерживает эмоции. Во время официальной пресс-конференции на своем стенде на выставке Comtrans-2023 он приводит цифры: в прошлом году продажи автозавода «Урал» составили 9,9 тыс. грузовиков с неплохим ростом — на 14%. Но в 2023-м они вырастут на небывалые 60%, до 15,9 тыс., а в 2024 году, по прогнозам Яковлева, еще на 22% — до 19,4 тыс. машин.

Накануне выставки «Автостат» обнародовал данные, согласно которым только в августе продажи новых средних и тяжелых грузовых автомобилей скакнули в 2,3 раза по сравнению с августом прошлого года, до 16,2 тыс. грузовиков. В целом по итогам восьми месяцев текущего года прирост не такой огромный, но все же внушительный: плюс 79% (до 92,1 тыс. грузовиков). После десятилетнего падения в этом году продажи идут на рекорд: по прогнозам, будет реализовано 140 тыс. единиц техники, это на 70% больше, чем в прошлом году (см. график 1).

График 1. В текущем году продажи грузовиков в РФ выйдут на рекорд

Столь внушительные показатели объясняются прежде всего низкой базой, так как в последнее время продажи грузовых автомобилей в России сжимались сначала из-за пандемии, а потом в связи с началом СВО. Но теперь разжалась пружина отложенного спроса. Влияет на спрос и военная составляющая: грузовики того же «Урала» сейчас особенно востребованы у силовых структур. Однако участники рынка констатируют, что они в первую очередь ощущают повышение спроса со стороны предприятий реальной экономики: оживает строительство, продолжает набирать ход сельское хозяйство, все больше машин в связи с перестройкой маршрутов требует логистика и другие отрасли. «По тяжелым грузовикам сейчас аномальный размер рынка. Я больше двадцати работаю в КамАЗе, и такого, как в этом году, не было никогда, — сказал, выступая на пресс-конференции на выставке Сергей Когогин, генеральный директор КамАЗа. — При этом подчеркиваю, что речь идет о размерах гражданского рынка, без госзаказа. Строятся дороги, жилье, много инфраструктурных проектов. Это привело к тому, что потребность в коммерческом транспорте резко выросла. Когда мы занимались производством самосвалов и наши мощности позволяли делать чуть больше одной тысячи самосвалов в месяц, мы не собирались наращивать выпуск, потому что рынок всегда колебался вокруг 1516 тысяч самосвалов в год. Сегодня он превышает 30 тысяч».

Впрочем, ажиотажный спрос — это всегда вызов для любого производителя, который должен обеспечить клиента качественным, технологичным продуктом и предоставить ему своевременное постпродажное обслуживание. Одновременно важно еще не дать прорваться иностранным конкурентам, которых особенно привлекает растущий рынок. Обо всем этом неоднократно говорилось в ходе выставки Comtrans-2023.

Долгожданная новая полноприводная модификация «Соболь NN 4 × 4» ориентирована на использование в сложных дорожных условиях

Грузовики в желтых тонах

Тон на Comtrans-2023 постарались задавать российские производители грузовиков и другой коммерческой техники: отечественные бренды заняли основные павильоны выставки, где было не протолкнуться от посетителей, желающих посмотреть на новинки и пощупать их.

Поодаль, скромнее, расположились китайцы. До весны прошлого года конкуренцию на рынке грузовиков российским предприятиям составляла «большая семерка» европейских производителей (Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault), которые в одночасье ушли с российского рынка. Вместо них пришли марки из КНР, и не без успеха: по данным «Автостата», продажи китайских грузовиков этим летом перевалили за психологическую отметку 50% от общего объема продаж. Точнее, по итогам июля четыре ведущих китайских бренда — Sitrac, Shacman, FAW и Howo — вместе заняли 51,7% рынка всех средних и тяжелых грузовиков в России. В то время как традиционный отечественный лидер КамАЗ сейчас держит только одну пятую долю рынка (19,9%), и его уже почти догнал Sitrac (19,4%, см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту

Будет ли построена в России высокоскоростная железнодорожная магистраль?

Эксперт
Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero

Рассказываем об альбоме, бесповоротно изменившем рок-музыку

Правила жизни
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Святой затворник Святой затворник

Этим летом исполнилось 660 лет со дня основания Борисоглебского монастыря

Отдых в России
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Фильмы, в которых отношения между матерью и дочерью принимают самую разную форму

Forbes
Как человечество чуть не погибло Как человечество чуть не погибло

Около 930 тыс. лет назад произошла величайшая катастрофа в истории человечества

Эксперт
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Авто особого назначения Авто особого назначения

На чем будут ездить российские чиновники

Деньги
Гвоздика Гвоздика

В античной медицине её считали средством, укрепляющим желудок и печень

Здоровье
Как согреть российскую промышленность Как согреть российскую промышленность

Научные разработки быстро превратили «ССТ Инвест» в одного из мировых лидеров

Эксперт
Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке

Отрывок из документального рассказа о Дальнем Востоке

СНОБ
3 заповеди полезного завтрака 3 заповеди полезного завтрака

Диетолог делится советами, которые помогут начинать день правильно

Psychologies
Для чего формат «у дома» стал форматом «как дома» Для чего формат «у дома» стал форматом «как дома»

Как сделать антипривычный магазин продуктов, в котором все будет работать иначе

FP. BusinessReview
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
Десять лет — Восток нормальный Десять лет — Восток нормальный

Как изменился Дальний Восток за десять лет?

FP. BusinessReview
Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций

О строительстве высокоскоростной ж/д магистрали между Москвой и Петербургом

ФедералПресс
Нейросоцсеть Нейросоцсеть

Разговор с креативным директором LOOKY Артемом Коноваловым

TechInsider
Стандарты общения Стандарты общения

Как компаниям выстроить коммуникацию с аудиторией

Деньги
8 видов псевдопсихологии, которые вам обязательно попытаются продать 8 видов псевдопсихологии, которые вам обязательно попытаются продать

Как же отличить псевдопомощников от настоящих профессионалов психологии?

Psychologies
Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага

Почему дети начинают воровать и что в таком случае делать?

Psychologies
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
«Великая ирония»: цепь убийственных случайностей «Великая ирония»: цепь убийственных случайностей

Каким получился новый фильм Вуди Аллена

Эксперт
Прильнувшие стеблем… Прильнувшие стеблем…

Вьюнки и повои из семейства Вьюнковые — красивые и коварные одновременно

Наука и жизнь
Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца» Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца»

Возможна ли любовь с первого взгляда и как встретить свою судьбу?

Psychologies
Эротический покер: подборка из 5 игр, которые помогут оживить интимную жизнь Эротический покер: подборка из 5 игр, которые помогут оживить интимную жизнь

Чувствуете, что романтика и огонь страстей покинули вашу спальню?

Psychologies
Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось

Врач-дерматолог рассказывает о тонкостях мужского ухода за кожей лица

Maxim
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Фокусы престолов Фокусы престолов

«Зимний король»: артуровские легенды в формате «как оно было на самом деле»

Weekend
Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира» Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира»

Как технологии меняют человека и природу вокруг него

РБК
Открыть в приложении