Грузовики вытягивают авторынок
В России рекордными темпами растут продажи грузовиков и прочих коммерческих автомобилей. Однако внутреннему развитию производства этих машин мешает недостаток компетенций в создании технически сложных изделий и растущий напор китайских конкурентов

«Такого роста спроса на средние и тяжелые грузовики в России не было за всю постсоветскую историю!» — Павел Яковлев, генеральный директор автозавода «Урал», еле сдерживает эмоции. Во время официальной пресс-конференции на своем стенде на выставке Comtrans-2023 он приводит цифры: в прошлом году продажи автозавода «Урал» составили 9,9 тыс. грузовиков с неплохим ростом — на 14%. Но в 2023-м они вырастут на небывалые 60%, до 15,9 тыс., а в 2024 году, по прогнозам Яковлева, еще на 22% — до 19,4 тыс. машин.
Накануне выставки «Автостат» обнародовал данные, согласно которым только в августе продажи новых средних и тяжелых грузовых автомобилей скакнули в 2,3 раза по сравнению с августом прошлого года, до 16,2 тыс. грузовиков. В целом по итогам восьми месяцев текущего года прирост не такой огромный, но все же внушительный: плюс 79% (до 92,1 тыс. грузовиков). После десятилетнего падения в этом году продажи идут на рекорд: по прогнозам, будет реализовано 140 тыс. единиц техники, это на 70% больше, чем в прошлом году (см. график 1).
График 1. В текущем году продажи грузовиков в РФ выйдут на рекорд
Столь внушительные показатели объясняются прежде всего низкой базой, так как в последнее время продажи грузовых автомобилей в России сжимались сначала из-за пандемии, а потом в связи с началом СВО. Но теперь разжалась пружина отложенного спроса. Влияет на спрос и военная составляющая: грузовики того же «Урала» сейчас особенно востребованы у силовых структур. Однако участники рынка констатируют, что они в первую очередь ощущают повышение спроса со стороны предприятий реальной экономики: оживает строительство, продолжает набирать ход сельское хозяйство, все больше машин в связи с перестройкой маршрутов требует логистика и другие отрасли. «По тяжелым грузовикам сейчас аномальный размер рынка. Я больше двадцати работаю в КамАЗе, и такого, как в этом году, не было никогда, — сказал, выступая на пресс-конференции на выставке Сергей Когогин, генеральный директор КамАЗа. — При этом подчеркиваю, что речь идет о размерах гражданского рынка, без госзаказа. Строятся дороги, жилье, много инфраструктурных проектов. Это привело к тому, что потребность в коммерческом транспорте резко выросла. Когда мы занимались производством самосвалов и наши мощности позволяли делать чуть больше одной тысячи самосвалов в месяц, мы не собирались наращивать выпуск, потому что рынок всегда колебался вокруг 1516 тысяч самосвалов в год. Сегодня он превышает 30 тысяч».
Впрочем, ажиотажный спрос — это всегда вызов для любого производителя, который должен обеспечить клиента качественным, технологичным продуктом и предоставить ему своевременное постпродажное обслуживание. Одновременно важно еще не дать прорваться иностранным конкурентам, которых особенно привлекает растущий рынок. Обо всем этом неоднократно говорилось в ходе выставки Comtrans-2023.

Грузовики в желтых тонах
Тон на Comtrans-2023 постарались задавать российские производители грузовиков и другой коммерческой техники: отечественные бренды заняли основные павильоны выставки, где было не протолкнуться от посетителей, желающих посмотреть на новинки и пощупать их.
Поодаль, скромнее, расположились китайцы. До весны прошлого года конкуренцию на рынке грузовиков российским предприятиям составляла «большая семерка» европейских производителей (Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault), которые в одночасье ушли с российского рынка. Вместо них пришли марки из КНР, и не без успеха: по данным «Автостата», продажи китайских грузовиков этим летом перевалили за психологическую отметку 50% от общего объема продаж. Точнее, по итогам июля четыре ведущих китайских бренда — Sitrac, Shacman, FAW и Howo — вместе заняли 51,7% рынка всех средних и тяжелых грузовиков в России. В то время как традиционный отечественный лидер КамАЗ сейчас держит только одну пятую долю рынка (19,9%), и его уже почти догнал Sitrac (19,4%, см. график 2).