Гонки под напряжением
Электрификация мирового автопрома повышает напряжение и в автомобильном спорте: в мире набирают обороты гонки на электрокарах Formula E, которые всего за несколько сезонов смогли привлечь ведущих мировых автопроизводителей и солидные спонсорские контракты
Никакого рева моторов и гари, лишь шуршание шин и еле слышный, но выразительный гул крутящихся на огромных оборотах электромоторов, которые несут по узкой трассе болиды на батареях со скоростью под 300 км/ч — так выглядит стремительно набирающая популярность гоночная серия на электрокарах Formula E. Эти соревнования проходят всего пятый сезон, но за это короткое время они сумели привлечь в качестве участников команды ведущих мировых автопроизводителей, а также известных гонщиков и крупных спонсоров. Поговаривают, что в скором времени Formula E может даже пошатнуть на троне «королеву» мирового автоспорта — традиционные гонки «Формула-1».
Новая мобильность для городов
«В городах от вредных выбросов автотранспорта умирает больше людей, чем от курения. Мы создали новую гоночную серию для того, чтобы помогать современным городам изменяться и быть более экологичными» — основатель и руководитель серии гонок Formula E испанец Алехандро Агаг выступает на круглом столе в преддверии очередного этапа соревнований, которые прошли недавно в Риме. За день до старта здесь была организована конференция, посвященная новым решениям мобильности в больших городах.
На конференции говорили, что к 2050 году 75% населения планеты будут жить в городах, поэтому жизненно важно делать современные мегаполисы экологически безопасными и удобными с точки зрения передвижения. Уже к 2035 году общий мировой объем услуг мобильности (mobile as a service) в мире достигнет 10 трлн долларов. И, по словам организаторов Formula E, новые соревнования должны вносить существенный вклад при внедрении новых технологий электротранспорта в инфраструктуру современных городов.
Гонки Formula E принципиально проходят на территории крупных мегаполисов, где под гоночную трассу переделываются обычные городские улицы. В нынешнем сезоне заезды уже прошли в Марракеше (Марокко), Сантьяго (Чили), Мехико (Мексика), Гонконге, Санье (Китай), и самый недавний этап прошел в итальянской столице. До конца июля заезды Formula E должны принять в Париже, Монако, Берлине, Берне и Нью-Йорке.
Formula E создал Алехандро Агаг, который раньше занимался политической деятельностью, а позже стал развивать бизнес, связанный с автоспортом. В начале 2010-х ему пришла идея создать зрелищные гонки на электромобилях, идея встретила поддержку Международной автомобильной федерации (FIA), и в сентябре 2014 года был запущен первый сезон Formula E.
Согласно правилам, в гонках могут принимать участие только машины на электрическом ходу. Однако, несмотря на это, скорости на гоночных трассах Formula E нешуточные: автомобили сейчас оснащены моторами, способными выдавать мощность 250 кВт (335 л. с.), благодаря чему максимальная скорость электрических болидов может достигать 280 км/ч, динамика разгона — 2,8 секунды до 100 км/ч. В результате получаются весьма зрелищные состязания, их показатели лишь немного недотягивают до «Формулы-1» (там максимальные скорости достигают 310–320 км/ч, а динамика до «сотни» — чуть более двух секунд).
Начиная с нынешнего, пятого сезона 2018/19 в Formula E участвуют гоночные электромобили второго поколения. Их главная отличительная особенность — одного заряда батарей хватает на полную гонку, которая длится 45 минут (это опять-таки меньше, чем у «Формулы-1»). В предыдущих же четырех сезонах гонщикам приходилось в ходе заезда использовать две машины, меняя болид с разряженным аккумулятором на новый.
Села батарейка
В Formula E действует ряд особых правил, которые порой делают эту серию даже более захватывающей и интересной, чем другие автомобильные соревнования. Например, из соображений экономии природных ресурсов здесь разрешено пользоваться только одним комплектом стандартных всесезонных шин. Но главное, гонщику нужно выбрать особую стратегию, связанную с зарядом батареи. Дело в том, что от аккумулятора болида FE двигателю за время гонки может быть передано энергии не более, чем 54 кВт·ч. Этого едва хватает до конца гонки. Чтобы сэкономить электроэнергию, гонщик должен правильно планировать разгоны и торможения — во время набора скорости тратится много заряда, а во время торможения включается так называемый режим рекуперации, когда батарея, наоборот, заряжается. По ходу гонки зрители могут следить за данными о том, какой уровень заряда у каждой машины. Случаются драматические моменты, когда, немного недотянув до финиша, буквально на последнем круге, машины останавливаются.
Еще одна «фишка» в правилах электрических автогонок — так называемый Attack Mode, специальный режим, который делает машину на время более мощной. Attack Mode может активировать каждый участник дважды по ходу гонки. Для этого надо проехать через специальный сектор на трассе, после чего машина в течение нескольких минут получает дополнительную мощность 25 кВт. Все машины, едущие в режиме Attack Mode, тоже соответствующим образом обозначаются на табло, и интересно наблюдать, насколько умело сможет воспользоваться этим временным преимуществом гонщик. Дополнительную интригу создает тот факт, что детали действия Attack Mode (например, сколько минут он будет действовать) судьи объявляют только за час до старта, и за это время команды должны решить, какую стратегию применить в отношении этого пункта правил.
Захватывающий пункт правил — Fan Boost. Это тоже дополнительный заряд мощности электрокара, который можно временно получить благодаря интерактивному голосованию болельщиков. Через социальные сети и другие каналы они могут проголосовать за своего любимого гонщика, и пятеро, которые получат наибольшее число голосов, во второй половине гонки могут на пять секунд получить дополнительную мощность для своих электроболидов. Интересный момент здесь заключается в том, что имена получивших Fan Boost гонщиков тоже объявляются в последний момент — за пятнадцать минут до старта.
Вообще, благодаря возможностям электромоторов и интегрированных систем их управления гонки Formula E имеют много соприкосновений с компьютерными играми. Например, в ближайшее время руководство этой гоночной серии планирует предоставить возможность соревноваться с гонщиками на трассе в реальном времени в виртуальной реальности: желающие смогут подключаться к подобию компьютерной игры, когда во время гонки они будут управлять своим виртуальным болидом, соревнуясь с реальными гонщиками на трассе.
Автопром идет в Formula E
Активно развивается Formula E с точки зрения бизнеса. Начать с того, что каждый этап гонок посещает все больше зрителей, и сейчас их число превышает в среднем сто тысяч человек. Растет и телевизионная аудитория: права на трансляцию гонки приобретают известные телеканалы. По заявлениям руководства Formula E, если три года назад телевизионная аудитория гонок составляла 250 млн человек, то в этом сезоне мероприятие смотрят уже более 400 млн телезрителей более чем в 170 странах. Значимую прибавку аудитории дают и онлайн-трансляции, которые сейчас набирают до 580 млн просмотров.
Но главное, гонки электрокаров заметили ведущие автопроизводители, которые в свете роста продаж электромобилей и необходимости рекламировать свою продукцию в этой области активно потянулись в Formula E. Сейчас в соревнованиях принимают участие 11 команд, шесть из которых представляют ведущие мировые автомобильные бренды: Audi, BMW, Jaguar, Mahindra, Nissan, а также DS (премиальный бренд Citroën). И в ближайшее время в гонки должны прийти новые автоконцерны: в частности, уже в следующем сезоне на трассу выйдут команды Mercedes-Benz и Porsche. «Formula E в сезоне следующего года станет единственным автомобильным соревнованием, в котором примут участие одновременно четыре ведущих немецких производителя: Audi, BMW, Mercedes-Benz и Porsche. Это соперничество на одной трассе будет очень символичным и захватывающим. Таким образом, Formula E становится домом для всех ведущих мировых автоконцернов», — говорит Алехандро Агаг.
Своих бюджетов в Formula E команды не раскрывают, но, по независимым оценкам, пока инвестиции команд тут хоть и скромнее, чем в «Формуле-1», однако и мизерными их уже не назовешь. В среднем бюджет одной команды в электрических гонках составляет 20 млн евро (в «Формуле-1» он как минимум в пять раз больше). За команды уже выступают именитые автогонщики с мировым именем: например, в текущем сезоне в команде Venturi за победу борется известный бразильский пилот Филипе Масса, ранее выступавший в «Формуле-1», а за команду Nissan едет известный швейцарский гонщик Себастьен Буэми, который до этого побеждал в гонках «24 часа Ле-Мана» и участвовал в «Формуле-1».
«Мы довольны нашим участием в гонках Formula E. Аудитория этого мероприятия увеличивается, здесь мы можем показывать и рекламировать наши последние технологические разработки. Ведь число потенциальных покупателей электромобилей в мире стремительно растет, — рассказал “Эксперту” в своем паддоке перед гонкой представитель команды Audi (Audi Sport ABT Schaeffler). — Команды в этой гоночной серии получают одинаковые батареи и моторы, и наша работа заключается в том, чтобы правильно настроить режим их работы, например с помощью программного обеспечения, которое мы разрабатываем сами. Вообще, в Formula E много непредсказуемых факторов, что делает это мероприятие еще более интересным. Например, состояние и работа батарей может зависеть от температуры окружающей среды или от влажности на трассе. Здесь важно продумывать стратегию использования разгона и торможений и режима Attack Mode».
Спонсорская поддержка
Помимо именитых заводских команд в Formula E приходят и солидные спонсоры. Как и в мире большого автоспорта, это компании из сферы финансовых услуг (например, партнерами гонок является швейцарская финансовая группа Julius Baer, а также немецкая страховая компания Allianz), из сферы производства автокомпонентов (Michelin), продуктов питания (Heineken), логистических услуг (DHL), моды (Tag Heuer, Hugo Boss, Modis, Geox. В дни этапа Formula E в Риме Geox выставляла у своих магазинов в этом городе натуральные электрические гоночные болиды, чтобы их своими глазами могли увидеть все желающие).
Наконец, все больше спонсоров у гонок Formula E из сферы производства электроники и электротехники: в этом сезоне в мероприятия инвестируют свои рекламные бюджеты такие компании, как Panasonic, Bosch, Enel. А титульным или главным спонсором Formula E является ABB — одна из ведущих мировых компаний в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий. «Мы заключили контракт с Formula E на семь лет и считаем это мероприятие хорошей возможностью для продвижения технологий будущего, — говорит Франк Дугган, президент региона Европа компании ABB. — Сегодня парк установленного оборудования нашей компании по всему миру насчитывает свыше 70 миллионов подключенных устройств и более 70 тысяч систем управления. Важное направление нашего бизнеса — производство оборудования и решений для зарядки электрических автомобилей. На сегодня наша компания установила более десяти с половиной тысяч станций для быстрой зарядки электрокаров по всему миру. На гонках Formula E используются наши станции, которые демонстрируют их преимущества — быстроту и удобства зарядки. Будущее современных мегаполисов, несомненно, связано с развитием подобных решений. Например, в Швейцарии мы сейчас осуществляем пилотный проект, где автобусы заряжаются за пятнадцать секунд на остановках по ходу маршрута».
Formula E и Россия
В ближайшее время Formula E будет продолжать динамично развиваться, организаторы гонки планируют расширять географию ее проведения, и в числе возможных новых мест упоминается Россия.
В 2015 году в Москве уже проходил этап гонок Formula E, который вызвал довольно большой интерес у российских поклонников автоспорта. Теперь же, с приходом новых команд и гонщиков, с появлением более мощных болидов Formula E вполне может быть успешно проведена в одном из российских городов, например в Москве, Санкт-Петербурге, Казани или Сочи. Об этом, в частности, говорил Алехандро Агаг в конце прошлого года на московском инвестиционном форуме «Россия зовет». По словам представителей российских автогоночных федераций, контракт о проведении этапа Formula E в России может быть заключен уже в следующем сезоне. Процесс сдерживает только прохладное отношение высшего руководство страны к развитию электрического транспорта: недавно президент Владимир Путин говорил, что в России приоритетнее развивать газовый автотранспорт, чем электрический.
Некоторые российские компании уже активно рекламируются на площадках Formula E. Так, российская компания InstaForex (ИТ-решения для торговли на бирже) в прошлом сезоне стала партнером гоночной команды Dragon Racing, а «Лаборатория Касперского» в этом сезоне рекламируется в команде Envision Virgin Racing.
Ну а по итогам последнего этапа Formula E в Риме победу одержал новозеландский гонщик Митч Эванс из команды Panasonic Jaguar Racing, который, умело воспользовавшись режимом Attack Mode, обогнал своего ближайшего соперника — немца Андре Лоттерера из команды DS Techeetah. Таким образом Formula E в очередной раз продемонстрировала свою непредсказуемость: за семь этапов текущего сезона в ней побеждали разные гонщики, и окончательная развязка чемпионата болельщиков ждет в завершающих пяти гонках, последняя из которых пройдет в Нью-Йорке в июле.
Рим—Москва
Энергия из водорода
Помимо развития технологий водородных автомобилей компания Hyundai Motor решила участвовать в выработке электроэнергии из водорода. Для этого корейский автогигант подписал меморандум о намерениях с корейскими энергетическими компаниями Korea East-West Power (EWP) и Deokyang. Результатом проекта станет строительство электростанции на водородных топливных элементах мощностью 1 МВт, закладка фундамента которой состоится позже в этом году в южнокорейском городе Ульсан. Станция сможет генерировать 8000 МВт·ч электроэнергии в год. Этого количества достаточно для обеспечения примерно 2200 домохозяйств. При этом она не выбрасывает парниковых газов или загрязняющих веществ, поскольку работает на водороде, который вырабатывается в качестве побочного продукта на соседнем нефтехимическом комбинате.
Новые возможности Citroën Jumpy
Citroën представил обновленную линейку автомобилей Citroën Jumpy, которые теперь доступны в трех новых версиях: Worker, Driver и City Van. В частности, модификация Jumpy Worker получила усиленную подвеску, увеличенный дорожный просвет, защиту двигателя и фирменную систему помощи при езде по пересеченной местности Grip Control. Citroën Jumpy Driver, в свою очередь, теперь оснащен опциями, которые обеспечивают особый комфорт в поездках на дальние расстояния. А Citroën Jumpy City Van дополнен рядом необходимых опций для работы в ограниченном пространстве большого города. Пока новые автомобили доступны для заказа только во Франции. В Европе компания Citroën в 2018 году продемонстрировала рекордный за последние семь лет рост продаж в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV).
Предоставлено компанией ABB
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl