Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию

ЭкспертHi-Tech

Голография на миллиард

Алексей Грамматчиков

Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию, которая может сделать ее мировым лидером в области автомобильных навигационных систем. WayRay уже привлекала более 100 млн долларов инвестиций, сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями и в скором времени рассчитывает достичь капитализации в миллиард долларов.

Машина движется по сложному сплетению дорог в мегаполисе. В какой-то момент перед водителем появляется трехмерное изображение стрелки, протягивающейся в ближайший переулок, затем указатель изгибается к центру дороги, понятно демонстрируя, где нужно идти на разворот. Примерно так работает навигационная система от российской компании WayRay, которая создала уникальный продукт, позволяющий проецировать на лобовое стекло перед водителем удобное трехмерное голографическое изображение, существенно облегчающее пользование навигационной и другой информацией. Изобретение уже готовы устанавливать на свои машины Porsche, Hyundai и другие ведущие автопроизводители, а крупные международные инвесторы, в том числе китайский хайтек-гигант Alibaba Group, в общей сложности вложили в проект более 100 млн долларов.

Голографическая дополненная реальность

Компанию WayRay создал молодой столичный предприниматель, специалист в области маркетинга Виталий Пономарев. Как-то друг подарил ему навигатор, который работал настолько плохо, что, отвлекшись, Виталий попал в небольшую аварию. Тогда у него родилась идея создать свою систему удобной автомобильной навигации. Так в 2012 году появилась компания WayRay, которой удалось разработать уникальный технологичный продукт.

Главное его отличие — использование трехмерного голографического изображения, когда стрелки и прочие подсказки возникают на лобовом стекле и как бы проецируются на дорогу, благодаря чему пользоваться навигацией становится гораздо удобнее. «Наше голографическое решение создает дополненную реальность, в которой виртуальные объекты естественным образом накладываются на реальный мир вокруг автомобиля, — объясняет Виталий Пономарев, генеральный директор WayRay. — По сравнению с другими доступными на рынке решениями технология WayRay предполагает меньший размер устройства, которое может быть разработано для любого автомобиля. При этом более значимый угол обзора позволяет отображать больше виртуальной информации и на комфортном для водителя расстоянии. На данный момент ни одна другая компания не предлагает решение, которое соответствовало бы этим параметрам».

Компании WayRay удалось найти и привлечь в свой штат квалифицированных инженеров-физиков — специалистов по голографическим технологиям; команде также помогали российские научные институты: в частности, WayRay получает консультации от Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук.

Работа голограмм, как известно, построена на действии светового волнового поля. Изображение считывается благодаря взаимодействию двух световых волн — объектной (которая отразилась от запечатлеваемого предмета) и когерентной, или опорной. Когда две волны пересекаются, их взаимодействие при участии лазера фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке, и тогда человек видит трехмерный образ. WayRay удалось создать способную помещаться на автомобильное стекло фотополимерную пластину, на которую голографический визуальный образ проецирует компактное цифровое устройство. Компания назвала свою новую систему Navion.

WayRay развивается на рынке так называемых устройств Head-up display (HUD), которые проецируют на стекло нужную для водителя информацию (навигацию, скорость и проч.). На рынке HUD работают как производители автокомпонентов (Bosch, Continental, Delphi), так и сами автопроизводители (BMW, Toyota, Volkswagen). Есть и стартапы, например российская компания Hudway Glass, которая предлагает проецировать изображение на стекло через смартфон с помощью установленного на него приложения, — такой подход рынок встретил с интересом: в частности, продажи компании неплохо идут в США.

Но большинство решений в области HUD предлагают транслировать информацию на автомобильное стекло в двухмерном виде с помощью специальных прозрачных дисплеев или с помощью пленки, изображение с которых получается к тому же не очень четким. Компании же WayRay удалось адаптировать для навигации в автомобили технологии голограммы, ее четкое и яркое трехмерное изображение гораздо более наглядно и меньше отвлекает водителя от дороги.

Такое решение сразу вызвало большой интерес. В июне 2016 года, вскоре после презентации прототипа своего устройства, WayRay привлекла инвестиции на 9 млн долларов от АФК «Система». Позже, в марте 2017-го, компания получила очередные инвестиции в размере 18 млн долларов с участием китайского хайтек-гиганта Alibaba Group. В сентябре 2018-го WayRay привлекла 80 млн долларов в ходе очередного инвестиционного раунда, где основным инвестором выступил один из ведущих немецких производителей — Porsche. «По итогам трех инвестиционных раундов WayRay привлекла более 100 миллионов долларов от таких компаний, как Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, Jvckenwood, China Merchants Capital», — рассказал «Эксперту» Виталий Пономарев.

Международный маршрут

Претендуя на международный размах, через два года после создания WayRay перенесла свою штаб-квартиру в Цюрих (Швейцария). По словам Виталия Пономарева, в Москве у компании находится центр разработок и опытное производство. Открыты также представительства в США, Китае и Гонконге, а общий штат сотрудников по всему миру насчитывает более 250 человек.

Нынешний год должен стать важным для WayRay, так как должно начаться массовое производство ее навигационных систем. «Сейчас мы находимся на этапе индустриализации, готовимся к массовому производству. В настоящее время мы выбираем место для производства, которое предположительно будет находиться в Западной Европе», — рассказывает Виталий Пономарев.

По его словам, компания уже заключила контракты с 20 автопроизводителями. Хотя названия многих из них WayRay пока обнародовать не может из-за ограничений на разглашение информации, публичные партнеры у нее тоже есть. Такова упомянутая компания Porsche, сотрудничество с которой началось несколько лет назад в рамках пилотного проекта на конференции по транспортным инновациям Startup Autobahn. Немецкий автопроизводитель стал одним из самых активных партеров компании, он возглавил третий раунд финансирования WayRay вместе с China Merchants Capital — одной из крупнейших инвестиционных компаний Китая. Другой стратегический инвестор компании, о котором стало известно, — корейская Hyundai Motor. В частности, на последней международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) WayRay представила свой встроенный голографический дисплей на модели корейского седана Genesis G80. А на Женевском автосалоне в марте 2019-го объявила о начале партнерства с Pininfarina — известной итальянской компанией в области автомобильного дизайна; с ней компания также намерена развивать совместные проекты. Помимо этого WayRay публично сотрудничает с японской Honda, швейцарской Rinspeed, китайской SAIC Motor.

Курс на миллиард

Руководство WayRay пока не раскрывает планы производства, а также оборот компании. Известно, что розничная цена Navion составляет от 300 до 500 долларов.

«Информацию по обороту пока мы не можем раскрывать публично, но постепенно мы хотим стать главным игроком на рынке HUD, — говорит Виталий Пономарев. — Человек, который однажды приобрел автомобиль с HUD, вероятнее всего, купит и следующий с дисплеем. Поэтому рынок соизмерим с количеством производимых люксовых автомобилей и будет только расти за счет расширения в другие сегменты».

Сегодня у WayRay несколько ключевых продуктов. Это вышеупомянутая навигационная система с дополненной голографической реальностью Navion, а также аппаратное решение для того, чтобы эту систему можно было бы интегрировать в любой тип автомобиля. Одновременно компания развивает продукт под названием True AR SDK — платформу для сторонних разработчиков, на которой можно создавать приложения для голографических дисплеев WayRay в автомобилях. По замыслу, подобные приложения могут получать информацию о текущем позиционировании автомобиля, о его скорости, маршруте, достопримечательностях и показывать интересный для водителя контент, используя эти данные: например, во время семейного путешествия система может показывать голографическую информацию о расположенном неподалеку от маршрута детском зоопарке или же сообщать желающим пообедать данные о ближайших кафе.

Но в будущем WayRay намерена развивать продукты не только для автомобильной индустрии. «WayRay создает дисплеи и для других видов транспорта. Компания также разрабатывает умные стекла с дополненной реальностью, которые найдут применение в промышленности и в строительстве умных зданий, — отмечает Виталий Пономарев. — Наша миссия — создать будущее, в котором любая прозрачная поверхность — это окно в виртуальный мир. Воздействуя на все органы чувств человека через дополненную реальность, мы можем сделать нашу жизнь интереснее, комфортнее и безопаснее».

Виталий Пономарев рассказал «Эксперту», что успешный запуск производственных проектов в текущем году предположительно позволит компании уже в 2020-м достигнуть капитализации в миллиард долларов. И наблюдатели считают, что такая цель вполне достижима. Например, известное международное хайтек-издание TechCrunch недавно заявило, что, по его оценкам, по состоянию на конец прошлого года WayRay уже оценивалась в 500 млн долларов.

Фотографии предоставлены компанией WayRay

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смертельный отскок Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

Эксперт
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Когда закончится нефть Когда закончится нефть

Медленное угасание отрасли, служащей хребтом российской экономики, неизбежно

Forbes
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Выйти из тени Выйти из тени

Правдивые факты о том, как уберечь кожу от опасного воздействия ультрафиолета

Playboy
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
Виктория Исакова Виктория Исакова

Актриса Виктория Исакова — о ДНК постсоветских 1990-х

Собака.ru
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Он, она + кот Он, она + кот

Как питомцы учат нас спокойствию и безусловной любви

Psychologies
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
«Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми «Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми

Воспринимают ли люди зло как часть своей жизни?

Psychologies
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Открыть в приложении