Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

ВедомостиРепортаж

Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Николай Корнацкий
пт. 31.01.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Триллер «Трасса» и криминальная драма «Лихие», вышедшие осенью прошлого года в онлайн-кинотеатре Okko (а «Лихие» – еще и на Start), оказались в списке самых резонансных сериалов сезона. Обе премьеры сняла кинокомпания «Среда», а написал – Олег Маловичко, один из наиболее востребованных сценаристов в стране. На его счету уже десятки фильмов и сериалов, кажется, во всех возможных жанрах – от фантастики («Спутник») и комедии (первые «Елки») до эротической драмы («Саранча») и исторического эпика («Союз спасения»).

Однако чаще всего Маловичко возвращается к остросюжетному триллеру. «Метод» (2015 г.) уже можно считать культовым сериалом. «Хрустальный» (2021 г.) принадлежит к числу главных хитов стримингового бума. И «Трасса» продолжает этот неформальный цикл. По сюжету успешный петербургский судья (Карина Разумовская) возвращается в родной провинциальный город, чтобы найти пропавшую дочь, – и узнает, что там давно бесследно исчезают девушки, а полиция бездействует.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассказывает, как стал продюсером своих сценариев, почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана», а также рассуждает, в каких случаях написание страшных историй может стать терапией.

«Материал бродил в подсознании»

– Сначала про «Трассу». С чего все началось? Какой был первоначальный импульс – идея, что заговор молчания приводит к воспроизводству зла? Или сначала возник персонаж Светы – успешного юриста-судьи со «скелетами в шкафу»?

– Началось с сериала «Хрустальный». Когда мы его сняли, у нас осталось ощущение некоторой недоговоренности. Сразу после премьеры мы даже предварительно заявляли, что возможен некий сиквел. Но не прямое продолжение, история героев «Хрустального» была завершена, а что-то вроде антологии – те же темы, но с другими персонажами. Материал бродил в подсознании, и где-то через полгода-год оформилась некая идея. Мы ее обсудили с Иваном Самохваловым и Ирой Прохоровой, и замысел стал потихоньку оформляться.

– А что это была за идея?

– Кажется, поначалу просто родился образ человека, который кого-то потерял, и потеря не дает ему жить, не дает спать – ты каждую секунду думаешь только об этом. И я стал рассуждать: чья потеря могла быть настолько болезненной? Это точно должен быть близкий родственник. Где он пропал? Наверное, в чужом городе. И дальше идея стала обрастать «мясом»-сюжетом. Появился персонаж Светы – мне давно хотелось сделать историю с главным героем-женщиной. Вообще, как влюбленные говорят: «Все песни, все фильмы – о нас». Так и в работе над сценарием – когда ты уже влюбляешься в сюжет, ты везде видишь то, что может пригодиться. Читаешь, не знаю, криминальный репортаж в Telegram и думаешь: «О, я это могу взять себе в копилку».

– Я посмотрел «Трассу» залпом все серии – и мне понадобился день, чтобы прийти в себя. Как вы сами справляетесь со стрессом, когда пишете на такие страшные темы? У вас есть какие-то ритуалы, психологические техники?

– Есть, и эта психологическая техника называется «написание сценария». То есть нет такого, что ради фильма я мучительно погружаюсь во тьму и пытаюсь что-то из нее вытащить. А потом отмокаю в ванне или две недели пью, чтобы прийти в себя. Эта тьма уже существует во мне – и именно для того, чтобы ее выплеснуть, мне нужно реализовать этот мрак через сценарий. Это в какой-то степени терапия – свои шлаки я выбрасываю через такой материал. Помню, в одном паблике обсуждали «Трассу» и один мой знакомый там писал: «Слушайте, этот Маловичко, наверное, совсем отмороженный. Страшно за его психику». А спустя время он пришел ко мне в личку с вопросом – все ли у меня в порядке. И да, у меня все в порядке. (Смеется.) Для меня такие сценарии ни в коем случае не травмирующий опыт – наоборот, во многом высвобождающий. Если бы я не писал, возможно, я бы ребенку подзатыльник дал. А я не бью детей никогда.

«Куда ни ткни – попадешь в афериста»

– Хочу спросить про соотношение жанрового движка и правдоподобия – не в плане какой-либо критики, а чтобы лучше понять творческий процесс. Возьмем Свету, главную героиню «Трассы». Первая, травматичная, половина ее биографии – к сожалению, очень правдоподобна. Однако питерская половина, в которой она становится большим и важным человеком, – кажется уже исключительной историей. И в то же время понятно, что, если бы Света не стала судьей со связями, – не было бы и сериала. Соответственно, вопрос. Для вас где проходит граница допустимой жанровой условности – или она плавающая в каждом конкретном случае?

– А я не считаю карьеру Светы чем-то невероятным. Я абсолютно убежден, что мы существуем не в пространстве строгой математики, мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы. Дважды два здесь всегда равно семь. Вокруг нас масса удивительных историй. Бывший зэк становится мэром большого города – да еще, будучи евреем, спасает иконы. Будущий президент соседней страны зарабатывает тем, что срывает шапки с людей, пока они сидят на толчке. Из новостей мы знаем, что есть судьи, которые годами работают по поддельному диплому. А в некоторых регионах высокопоставленные чиновники вводят в штат гадалок – и принимают решения, опираясь на их предсказания.

Да, все эфиры федеральных каналов забиты сериалами про персонажей, которые правильно идут по жизни: школа, институт, работа, свадьба. Но это, во-первых, скучно, а во-вторых, так не бывает. Наши судьбы – это не прямая линия. Куда ни ткни, попадешь в афериста, плута, самозванца – того, кто занимает не свое место. И это нормально. Мы так существуем. Поэтому этот упрек в адрес «Трассы» я не принимаю. Может, Светина судьба даже более реалистична, чем все остальное в сериале.

Да, этот ход нарочитый. Он и должен царапать. Помню, лет 15 назад мы работали вместе с Мишей Врубелем и Сашей Войтинским – кажется, над первыми «Елками». И кто-то из них озвучил один простой тезис, который мне сильно запал: фильм может получиться хорошим, может – плохим, но главное – он обязательно должен волновать. Даже раздражать. В нем должно быть что-то, о чем хочется поговорить. В какой-то степени я сознательно тыкаю в зрителя, чтобы он, посмотрев, не чувствовал себя успокоенным, а продолжал думать об увиденном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках

Из-за чего микропластик застревает в кровеносных сосудах головного мозга

ТехИнсайдер
Григорий Сиятвинда: «Я разделяю жесткость Райкина в отношении профессии» Григорий Сиятвинда: «Я разделяю жесткость Райкина в отношении профессии»

«Мама переживала по поводу того, как меня воспримет зритель в качестве Иванушки»

Караван историй
Как выбрать идеальный детский снегоход в 5 шагов Как выбрать идеальный детский снегоход в 5 шагов

Детский снегоход: чем он отличается от обычного и как выбрать правильную модель

ТехИнсайдер
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
«Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР

Отрывок из книги антрополога Вадима Михайлина «Из глубины экрана»

СНОБ
Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край

Кавказ хранит много тайн, и далеко не все они открываются путешественникам

Караван историй
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу

Почему кулинарные навыки представителей Gen Z уступают старшим поколениям

ТехИнсайдер
«Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни «Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни

На чем держится семья, если в ней проявляется чистый треугольник Карпмана?

Psychologies
«Не взрослей!»: 8 родительских запретов, которые портят нам жизнь «Не взрослей!»: 8 родительских запретов, которые портят нам жизнь

Как родительские запреты влияют на ребенка?

Psychologies
Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга

Почему быть социально активным — важный фактор здоровой жизни

ТехИнсайдер
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
10 черт, в которые влюбляются мужчины 10 черт, в которые влюбляются мужчины

Как происходит влюбленность у мужчин?

Psychologies
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Разрешить себе жить Разрешить себе жить

Почему середина жизни — время, когда можно все, особенно в любви

Afternoon Seasons of life
Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Не только словом Не только словом

Как поддержать близкого человека в трудные времена и найти правильные слова

Лиза
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
Без паники! 10 быстрых приемов против стресса Без паники! 10 быстрых приемов против стресса

Нужно снять напряжение? Вот способы, которые не требуют специальной подготовки

Лиза
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях

Почему мы автоматически улыбаемся перед камерой, как зародился этот феномен?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении