Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

ВедомостиРепортаж

Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Николай Корнацкий
пт. 31.01.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Триллер «Трасса» и криминальная драма «Лихие», вышедшие осенью прошлого года в онлайн-кинотеатре Okko (а «Лихие» – еще и на Start), оказались в списке самых резонансных сериалов сезона. Обе премьеры сняла кинокомпания «Среда», а написал – Олег Маловичко, один из наиболее востребованных сценаристов в стране. На его счету уже десятки фильмов и сериалов, кажется, во всех возможных жанрах – от фантастики («Спутник») и комедии (первые «Елки») до эротической драмы («Саранча») и исторического эпика («Союз спасения»).

Однако чаще всего Маловичко возвращается к остросюжетному триллеру. «Метод» (2015 г.) уже можно считать культовым сериалом. «Хрустальный» (2021 г.) принадлежит к числу главных хитов стримингового бума. И «Трасса» продолжает этот неформальный цикл. По сюжету успешный петербургский судья (Карина Разумовская) возвращается в родной провинциальный город, чтобы найти пропавшую дочь, – и узнает, что там давно бесследно исчезают девушки, а полиция бездействует.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассказывает, как стал продюсером своих сценариев, почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана», а также рассуждает, в каких случаях написание страшных историй может стать терапией.

«Материал бродил в подсознании»

– Сначала про «Трассу». С чего все началось? Какой был первоначальный импульс – идея, что заговор молчания приводит к воспроизводству зла? Или сначала возник персонаж Светы – успешного юриста-судьи со «скелетами в шкафу»?

– Началось с сериала «Хрустальный». Когда мы его сняли, у нас осталось ощущение некоторой недоговоренности. Сразу после премьеры мы даже предварительно заявляли, что возможен некий сиквел. Но не прямое продолжение, история героев «Хрустального» была завершена, а что-то вроде антологии – те же темы, но с другими персонажами. Материал бродил в подсознании, и где-то через полгода-год оформилась некая идея. Мы ее обсудили с Иваном Самохваловым и Ирой Прохоровой, и замысел стал потихоньку оформляться.

– А что это была за идея?

– Кажется, поначалу просто родился образ человека, который кого-то потерял, и потеря не дает ему жить, не дает спать – ты каждую секунду думаешь только об этом. И я стал рассуждать: чья потеря могла быть настолько болезненной? Это точно должен быть близкий родственник. Где он пропал? Наверное, в чужом городе. И дальше идея стала обрастать «мясом»-сюжетом. Появился персонаж Светы – мне давно хотелось сделать историю с главным героем-женщиной. Вообще, как влюбленные говорят: «Все песни, все фильмы – о нас». Так и в работе над сценарием – когда ты уже влюбляешься в сюжет, ты везде видишь то, что может пригодиться. Читаешь, не знаю, криминальный репортаж в Telegram и думаешь: «О, я это могу взять себе в копилку».

– Я посмотрел «Трассу» залпом все серии – и мне понадобился день, чтобы прийти в себя. Как вы сами справляетесь со стрессом, когда пишете на такие страшные темы? У вас есть какие-то ритуалы, психологические техники?

– Есть, и эта психологическая техника называется «написание сценария». То есть нет такого, что ради фильма я мучительно погружаюсь во тьму и пытаюсь что-то из нее вытащить. А потом отмокаю в ванне или две недели пью, чтобы прийти в себя. Эта тьма уже существует во мне – и именно для того, чтобы ее выплеснуть, мне нужно реализовать этот мрак через сценарий. Это в какой-то степени терапия – свои шлаки я выбрасываю через такой материал. Помню, в одном паблике обсуждали «Трассу» и один мой знакомый там писал: «Слушайте, этот Маловичко, наверное, совсем отмороженный. Страшно за его психику». А спустя время он пришел ко мне в личку с вопросом – все ли у меня в порядке. И да, у меня все в порядке. (Смеется.) Для меня такие сценарии ни в коем случае не травмирующий опыт – наоборот, во многом высвобождающий. Если бы я не писал, возможно, я бы ребенку подзатыльник дал. А я не бью детей никогда.

«Куда ни ткни – попадешь в афериста»

– Хочу спросить про соотношение жанрового движка и правдоподобия – не в плане какой-либо критики, а чтобы лучше понять творческий процесс. Возьмем Свету, главную героиню «Трассы». Первая, травматичная, половина ее биографии – к сожалению, очень правдоподобна. Однако питерская половина, в которой она становится большим и важным человеком, – кажется уже исключительной историей. И в то же время понятно, что, если бы Света не стала судьей со связями, – не было бы и сериала. Соответственно, вопрос. Для вас где проходит граница допустимой жанровой условности – или она плавающая в каждом конкретном случае?

– А я не считаю карьеру Светы чем-то невероятным. Я абсолютно убежден, что мы существуем не в пространстве строгой математики, мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы. Дважды два здесь всегда равно семь. Вокруг нас масса удивительных историй. Бывший зэк становится мэром большого города – да еще, будучи евреем, спасает иконы. Будущий президент соседней страны зарабатывает тем, что срывает шапки с людей, пока они сидят на толчке. Из новостей мы знаем, что есть судьи, которые годами работают по поддельному диплому. А в некоторых регионах высокопоставленные чиновники вводят в штат гадалок – и принимают решения, опираясь на их предсказания.

Да, все эфиры федеральных каналов забиты сериалами про персонажей, которые правильно идут по жизни: школа, институт, работа, свадьба. Но это, во-первых, скучно, а во-вторых, так не бывает. Наши судьбы – это не прямая линия. Куда ни ткни, попадешь в афериста, плута, самозванца – того, кто занимает не свое место. И это нормально. Мы так существуем. Поэтому этот упрек в адрес «Трассы» я не принимаю. Может, Светина судьба даже более реалистична, чем все остальное в сериале.

Да, этот ход нарочитый. Он и должен царапать. Помню, лет 15 назад мы работали вместе с Мишей Врубелем и Сашей Войтинским – кажется, над первыми «Елками». И кто-то из них озвучил один простой тезис, который мне сильно запал: фильм может получиться хорошим, может – плохим, но главное – он обязательно должен волновать. Даже раздражать. В нем должно быть что-то, о чем хочется поговорить. В какой-то степени я сознательно тыкаю в зрителя, чтобы он, посмотрев, не чувствовал себя успокоенным, а продолжал думать об увиденном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
5 самых страшных форм манипуляции 5 самых страшных форм манипуляции

От газлайтинга до триангуляции: как вами может манипулировать партнер?

Psychologies
Тихий — новый громкий Тихий — новый громкий

Сергей Сироткин о хулиганском прошлом, любви к кошкам и лайфхаках для песен

Правила жизни
«История России языком дворянских гербов» «История России языком дворянских гербов»

Какое изображение можно считать гербом?

N+1
Кино по правилам и без Кино по правилам и без

Фильмы, создатели которых не побоялись нарушить заданные стандарты

Правила жизни
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
Новый роман Новый роман

7 черт партнера, которые должны насторожить в начале отношений

Лиза
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Темный угол Темный угол

10 мест, которые остаются грязными даже после генеральной уборки

Лиза
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Как понять, что пора заменить бутылку для воды Как понять, что пора заменить бутылку для воды

О признаках того, что пришло время сменить вашу бутылку для воды

ТехИнсайдер
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Звуковой удар Звуковой удар

Датчанин Торбен Ульрих – один из самых оригинальных игроков в истории тенниса

Ведомости
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
«Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча

Фильмы (и один сериал), которые нужно увидеть чтобы понять, кто такой Дэвид Линч

Forbes
No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год

Кто и почему хочет ничего не покупать в течение всего года

Правила жизни
«Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви «Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви

К чему приводят нереалистичные ожидания в отношениях

Psychologies
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Иллюминаты или провокаторы? 10 загадок необычного брака Бейонсе и Джея Зи Иллюминаты или провокаторы? 10 загадок необычного брака Бейонсе и Джея Зи

О браке Бейонсе и Джей Зи ходило множество разных мистических слухов...

VOICE
Остойчивость превыше всего Остойчивость превыше всего

Что такое остойчивость и почему это качество так важно для кораблей

Наука и техника
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки

Девять признаков «высокофункциональной тревожности»

Maxim
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
Открыть в приложении