Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

ВедомостиРепортаж

Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Николай Корнацкий
пт. 31.01.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Триллер «Трасса» и криминальная драма «Лихие», вышедшие осенью прошлого года в онлайн-кинотеатре Okko (а «Лихие» – еще и на Start), оказались в списке самых резонансных сериалов сезона. Обе премьеры сняла кинокомпания «Среда», а написал – Олег Маловичко, один из наиболее востребованных сценаристов в стране. На его счету уже десятки фильмов и сериалов, кажется, во всех возможных жанрах – от фантастики («Спутник») и комедии (первые «Елки») до эротической драмы («Саранча») и исторического эпика («Союз спасения»).

Однако чаще всего Маловичко возвращается к остросюжетному триллеру. «Метод» (2015 г.) уже можно считать культовым сериалом. «Хрустальный» (2021 г.) принадлежит к числу главных хитов стримингового бума. И «Трасса» продолжает этот неформальный цикл. По сюжету успешный петербургский судья (Карина Разумовская) возвращается в родной провинциальный город, чтобы найти пропавшую дочь, – и узнает, что там давно бесследно исчезают девушки, а полиция бездействует.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассказывает, как стал продюсером своих сценариев, почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана», а также рассуждает, в каких случаях написание страшных историй может стать терапией.

«Материал бродил в подсознании»

– Сначала про «Трассу». С чего все началось? Какой был первоначальный импульс – идея, что заговор молчания приводит к воспроизводству зла? Или сначала возник персонаж Светы – успешного юриста-судьи со «скелетами в шкафу»?

– Началось с сериала «Хрустальный». Когда мы его сняли, у нас осталось ощущение некоторой недоговоренности. Сразу после премьеры мы даже предварительно заявляли, что возможен некий сиквел. Но не прямое продолжение, история героев «Хрустального» была завершена, а что-то вроде антологии – те же темы, но с другими персонажами. Материал бродил в подсознании, и где-то через полгода-год оформилась некая идея. Мы ее обсудили с Иваном Самохваловым и Ирой Прохоровой, и замысел стал потихоньку оформляться.

– А что это была за идея?

– Кажется, поначалу просто родился образ человека, который кого-то потерял, и потеря не дает ему жить, не дает спать – ты каждую секунду думаешь только об этом. И я стал рассуждать: чья потеря могла быть настолько болезненной? Это точно должен быть близкий родственник. Где он пропал? Наверное, в чужом городе. И дальше идея стала обрастать «мясом»-сюжетом. Появился персонаж Светы – мне давно хотелось сделать историю с главным героем-женщиной. Вообще, как влюбленные говорят: «Все песни, все фильмы – о нас». Так и в работе над сценарием – когда ты уже влюбляешься в сюжет, ты везде видишь то, что может пригодиться. Читаешь, не знаю, криминальный репортаж в Telegram и думаешь: «О, я это могу взять себе в копилку».

– Я посмотрел «Трассу» залпом все серии – и мне понадобился день, чтобы прийти в себя. Как вы сами справляетесь со стрессом, когда пишете на такие страшные темы? У вас есть какие-то ритуалы, психологические техники?

– Есть, и эта психологическая техника называется «написание сценария». То есть нет такого, что ради фильма я мучительно погружаюсь во тьму и пытаюсь что-то из нее вытащить. А потом отмокаю в ванне или две недели пью, чтобы прийти в себя. Эта тьма уже существует во мне – и именно для того, чтобы ее выплеснуть, мне нужно реализовать этот мрак через сценарий. Это в какой-то степени терапия – свои шлаки я выбрасываю через такой материал. Помню, в одном паблике обсуждали «Трассу» и один мой знакомый там писал: «Слушайте, этот Маловичко, наверное, совсем отмороженный. Страшно за его психику». А спустя время он пришел ко мне в личку с вопросом – все ли у меня в порядке. И да, у меня все в порядке. (Смеется.) Для меня такие сценарии ни в коем случае не травмирующий опыт – наоборот, во многом высвобождающий. Если бы я не писал, возможно, я бы ребенку подзатыльник дал. А я не бью детей никогда.

«Куда ни ткни – попадешь в афериста»

– Хочу спросить про соотношение жанрового движка и правдоподобия – не в плане какой-либо критики, а чтобы лучше понять творческий процесс. Возьмем Свету, главную героиню «Трассы». Первая, травматичная, половина ее биографии – к сожалению, очень правдоподобна. Однако питерская половина, в которой она становится большим и важным человеком, – кажется уже исключительной историей. И в то же время понятно, что, если бы Света не стала судьей со связями, – не было бы и сериала. Соответственно, вопрос. Для вас где проходит граница допустимой жанровой условности – или она плавающая в каждом конкретном случае?

– А я не считаю карьеру Светы чем-то невероятным. Я абсолютно убежден, что мы существуем не в пространстве строгой математики, мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы. Дважды два здесь всегда равно семь. Вокруг нас масса удивительных историй. Бывший зэк становится мэром большого города – да еще, будучи евреем, спасает иконы. Будущий президент соседней страны зарабатывает тем, что срывает шапки с людей, пока они сидят на толчке. Из новостей мы знаем, что есть судьи, которые годами работают по поддельному диплому. А в некоторых регионах высокопоставленные чиновники вводят в штат гадалок – и принимают решения, опираясь на их предсказания.

Да, все эфиры федеральных каналов забиты сериалами про персонажей, которые правильно идут по жизни: школа, институт, работа, свадьба. Но это, во-первых, скучно, а во-вторых, так не бывает. Наши судьбы – это не прямая линия. Куда ни ткни, попадешь в афериста, плута, самозванца – того, кто занимает не свое место. И это нормально. Мы так существуем. Поэтому этот упрек в адрес «Трассы» я не принимаю. Может, Светина судьба даже более реалистична, чем все остальное в сериале.

Да, этот ход нарочитый. Он и должен царапать. Помню, лет 15 назад мы работали вместе с Мишей Врубелем и Сашей Войтинским – кажется, над первыми «Елками». И кто-то из них озвучил один простой тезис, который мне сильно запал: фильм может получиться хорошим, может – плохим, но главное – он обязательно должен волновать. Даже раздражать. В нем должно быть что-то, о чем хочется поговорить. В какой-то степени я сознательно тыкаю в зрителя, чтобы он, посмотрев, не чувствовал себя успокоенным, а продолжал думать об увиденном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Эффект мерцания Эффект мерцания

Елизавета Ищенко — о трудностях взросления и борьбе с выгоранием

Правила жизни
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Разгруженные железные дороги Разгруженные железные дороги

С 2022 г. в России начался процесс активного перестроения логистических цепочек

Ведомости
Воротнички по моде Воротнички по моде

Минтруд представил детальный прогноз потребностей экономики в кадрах

Ведомости
Как итальянский Ренессанс повлиял на русскую и западную культуры Как итальянский Ренессанс повлиял на русскую и западную культуры

Насколько сильным оказалось влияние итальянского Возрождения на русскую культуру

Inc.
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
Повреждения на 30-тысячелетних зубах кроманьонцев объяснили пирсингом Повреждения на 30-тысячелетних зубах кроманьонцев объяснили пирсингом

Антрополог проанализировал повреждения на зубах древних людей

N+1
Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты

Под поверхностью Земли, глубоко в недрах, скрыты гигантские «горы», пишут ученые

ТехИнсайдер
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы

Какова же средняя продолжительность жизни собак разных пород?

ТехИнсайдер
От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино

Лучшие фильмы о маньяках: с высоким рейтингом и наиболее оригинальной концепцией

Forbes
Третье дыхание Третье дыхание

Уникальная профессия на стыке агронауки и арт-театра – садовая археология

Afternoon Seasons of life
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп

Что общего у трех знаменитых Калкинов и как они пробивали путь в большом кино

СНОБ
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Как зарабатывать больше: 5 лайфхаков и 3 задания Как зарабатывать больше: 5 лайфхаков и 3 задания

Непросто найти человека, которого не волнует вопрос «Где взять больше денег?»

Psychologies
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья

Чрезмерный сон может привести к печальным последствиям

ТехИнсайдер
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой

Как при Людовике XIV сформировалось понятие частной жизни

СНОБ
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор» Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»

Евгений Цыганов — о Мастере и своей роли рефлексирующего сноба

Ведомости
Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков

Какие психологические сложности приходятся решать людям с синдромом ВДА

Forbes
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста «Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста

Актер Никита Ефремов — про буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде

Psychologies
Открыть в приложении