Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

ЭкспертРепортаж

Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI — о резком росте российского рынка развлечений

Вячеслав Суриков

Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI. Фото: предоставлено пресс-службой Кассир.ру

Евгений Финкельштейн возглавляет корпорацию PMI, в которую входят промоутерская компания PMI Show, билетный оператор «Кассир.ру», компания «PMI-Девелопмент», теннисные корты PMI Sport, детский сад «Лисий Нос». С 2021 года Евгений Финкельштейн является владельцем оператора наружной рекламы «РекМастер». «Эксперт» поговорил с ним о том, что сейчас происходит на отечественном рынке развлечений.

— Какой процент из общих продаж сейчас приходится на электронные билеты?

— Все зависит от исполнителя. До пандемии на Стаса Михайлова электронные билеты не продавались, а на концерты таких групп, как Depeche Mode, продажи электронных билетов могли достигать сорока процентов. Как только началась пандемия, произошел взрывной рост всех интернет-сервисов и вместе с ними — уровня продаж электронных билетов. Сейчас он может достигать 97 процентов. В этой сфере мы опережаем все остальные страны.

— Это поменяло концертную индустрию?

— Никаким образом. Индустрия всего лишь адаптируется к складывающимся условиям. Она первой справилась с импортозамещением. До СВО и пандемии на рынке было до 80 процентов русскоязычной музыки. Да, к нам приезжали такие группы, как Metallica и The Rolling Stones. Это было редко, и они собирали стадионы. Одним из самых успешных по всем показателям у нас был 2019 год. По сравнению с ним в 2022 году у нас произошел рост билетных продаж на 60 процентов в денежном эквиваленте. Стали хорошо продаваться выставки. Очень сильно вырос театр — во многом из-за отсутствия масштабных кинопремьер.

Еще один фактор роста продаж театральных билетов — «Пушкинская карта». В результате театры прекрасно себя чувствуют. Среди российских исполнителей то, что не продавалось никогда, в том числе хорошо забытые имена, в силу дефицита контента стали продаваться. Стали появляться молодые звезды, такие как Shaman, который может собрать три-четыре-пять «Крокусов». Мне кажется, что когда санкции были введены, но иностранная музыка еще оставалась, русскоязычная музыка уже начала расти.

— Удается ли артистам привлекать зрителей на крупные площадки?

— Сейчас мы переживаем не самые простые времена. Больших залов в Москве много: «ВТБ Арена», «Крокус Сити Холл», Music Media Dome, он же МТС Live, «ЦСКА Арена». Контента на все площадки не хватает. Это связано с отсутствием иностранцев и с тем, что часть русских артистов покинули страну. А те, кто остался, не успели дорасти до уровня артистов стадионных. Для этого мало одной-двух успешных песен, для этого нужны годы работы и правильно сформированный продукт.

— Крупные площадки останутся только для спорта или придется подождать,

— Я жду, что после окончания СВО иностранцы и уехавшие российские артисты вернутся. Не надо путать туризм с эмиграцией. Я человек, который прожил некоторое время за границей, я понимаю, как это бывает. Если с рынка ушли японские машины, то пришли китайские и выросли в цене, так же на рынок развлечений могут прийти бразильские или турецкие артисты. Но все равно придет время, когда вернутся артисты, которые хорошо относятся к России, но сейчас не могут высказать открыто свою позицию.

— Почему в концертной деятельности не происходит движения в сторону Азии? Почему бы российским промоутерам не привезти корейскую звезду, поющую в жанре K-pop?

— Южная Корея — недружественная страна. Да, K-pop в России популярен. Но артистам, поющим K-pop, во-первых, не дадут сюда поехать, даже если они очень захотят. Во-вторых, нарушились логистические пути. Например, если к вам едет такой артист, как Madonna, она ведет с собой двенадцать грузовиков оборудования, и, если они встанут на границе, концерт сорвется. Если к нам поедет какая-нибудь группа через Стамбул, ей придется отсидеть пять часов на пересадке и потерять два дня на дорогу. Не все к этому готовы.

— Какие есть еще ресурсы у отечественного шоу-бизнеса?

— Емкость концертно-театрального рынка — сто миллиардов рублей. Концерт для публики — это прежде всего выход в свет. Люди, которые ведут активный образ жизни, они идут либо на концерт, либо на спортивное событие, либо на выставку, либо в клубы. По объему продаж, еще раз говорю, рынок не просел. Даже при существующем дефиците контента, если вы посмотрите на афишу «Крокуса», там нет свободных дат. Замещение происходит не по принципу «ушел какой-то из артистов, на его место пришел другой». Составляющие могут меняться, но общая сумма сохраняется. Те люди, которые ходили на концерты, они так и продолжают на них ходить.

Одним из самых востребованных проектов 2022 года стал балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». Фото: EPA/Yuri Kochetkov/ТАСС

— Можно ли говорить, что индустрия развлечений находится на максимуме возможностей?

— Максимума нет. Индустрия слишком зависит от числа людей, принадлежащих к среднему классу. Но и спада тоже нет. Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет. И публике приходится покупать дорогие билеты.

— Какие события этого года пользовались наибольшим спросом?

— Финал Кубка Гагарина, ЦСКА — «Акбарс». Были проданы все билеты на спектакль Modance со Светланой Захаровой в Большом театре. Прошедшие с аншлагом концерты Дмитрия Билана в «Крокусе». Четыре концерта Басты в «Мегаспорте» и Доме музыки. Какого-то глобального события не было. Но все, что сейчас происходит, от театра до выставок, все очень неплохо продается.

— Как продаются билеты на спортивные зрелища?

— Билеты на Суперкубок России по футболу в Лужниках на восемьдесят тысяч зрителей были проданы за несколько часов. Суперкубок прошлого года, который разыгрывался на «Зенит Арене», тоже прошел с аншлагом. Чтобы кубковые матчи пользовались такой популярностью, такого раньше не было никогда.

— Как это можно объяснить?

— Во-первых, это все та же активная часть населения, которая если не идет на концерт, то может пойти на спортивный матч. Во-вторых, надо отдать должное президенту Российского футбольного союза Александру Дюкову, который превратил матчи Суперкубка в шоу. На нем стали выступать артисты. Зрителей это привлекает.

— Какие еще виды спорта сейчас на подъеме?

— Фигурное катание — на всех кубках сейчас аншлаги, хоккей, биатлон, баскетбол. На «ВТБ Арене» каждые два месяца проходит Hardcore Fighting Championship и тоже с аншлагами.

— Что касается музеев, здесь есть явные лидеры?

— Емкость музейного рынка, чтобы вы понимали, 42 миллиарда рублей. Среди лидеров Третьяковка, Пушкинский музей, Эрмитаж.

— Стало ли сейчас проще продвигать те или иные события?

— Проще не стало. И здесь все зависит от коллектива и от возраста аудитории, которая ходит на его концерты. Все работает в комплексе: наружная реклама, интернет, радио, телевидение. Если, например, это группа Måneskin, ты два дня работаешь в интернете, и этого будет достаточно: все билеты будут проданы. Если тебе хочется заполучить аудиторию старшего возраста и продать им дорогие билеты, ты выбираешь направления — центр и Рублевское шоссе — для наружной рекламы. Все зависит от ценовой политики. Под каждый концерт ты выстраиваешь свою маркетинговую историю.

— Как происходит трансформация билетных операторов в нишевые маркетплейсы?

— «Кассир.ру» никогда не привязывался к продаже концертов. Понятно, что «Партер.ру» ассоциировался с театром. Понятно, что «Концерт.ру» специализировался на концертах. «Кассир.ру» изначально позиционировал себя как сервис по продаже билетов на все площадки и события всех направлений. Для нас продажи билетов в музеи или на речные трамвайчики не стали новостью. Мы хотим уйти в продажи туристических поездок — внутренний рынок растет.

— У вас существуют какие-то фильтры для тех событий, на которые вы продаете билеты? На тот случай, чтобы зритель, разочаровавшийся в том или ином событии, не разочаровался и в сервисе, где он купил на него билеты.

— Мы продавец билетов, не более того. Вы же когда приходите в гипермаркет и покупаете там сгущенку, не предполагаете, что эту сгущенку произвел гипермаркет. У нас одновременно продаются билеты более чем на сто тысяч мероприятий, примерно на сто двадцать — сто тридцать тысяч. Мы единственный билетный оператор, который присутствует по всей стране. Там, где мы являемся еще и организаторами концерта, мы чувствуем свою ответственность. Во всех остальных случаях — нет.

— К чему вы стремитесь?

— К эксклюзивам. Мы сами создаем огромное количество контента, так как являемся двумя лидирующими промоутерами: SAV и PMI. Мы стараемся заключать эксклюзивные контракты. И мы сейчас растем за счет регионов. Мы пришли туда, когда никто не смотрел на регионы. Все компании осели в Москве и конкурировали между собой. Есть регионы, где мы занимаем монопольное положение. И сейчас у нас пятьдесят процентов общего вала дают регионы: Казань, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень и другие города. Ни в одной компании такого и близко нет. Это восхитительный результат. Мы единственные, кто может претендовать на то, чтобы быть национальным оператором.

— Как это произошло?

— Это была двадцатилетняя работа. Мы открывали офисы, делали концерты, приучали людей к электронным билетам. Сейчас мы пожинаем плоды этой работы. В недавние кризисы компания не слишком падала благодаря регионам. Когда началась СВО, продажи билетов в Москве упали на семьдесят процентов, в Петербурге — на пятьдесят. Были такие регионы, как Екатеринбург, где продажи упали всего на десять процентов. И были регионы, в которых вообще не падали продажи. Они психически более устойчивые. Когда началась мобилизация, Москва упала на пятьдесят процентов, Петербург на сорок, а регионы практически не падали.

— Что будет происходить дальше с концертной индустрией? Будет ли больше онлайна?

— Люди ходят на концерты, чтобы соприкоснуться с кумиром и почувствовать его энергетику. Когда ты оказываешься на стадионе и все вокруг начинают петь, ты получаешь необыкновенные ощущения. Онлайн-концерты были данью моде, не более того. Может быть, можно сесть и посмотреть онлайн Евровидение, хотя это для меня не музыкальный конкурс, а скорее конкурс видеоконтента. Я очень мало знаю музыкантов из тех, что там выступили и начали гастролировать, за исключением Måneskin.

— Если я нахожусь в регионе и очень хочу посмотреть спектакль в Театре Вахтангова? Какой у меня есть вариант, кроме как посмотреть его онлайн?

— Если ты хочешь попасть в Театр Вахтангова, ты рано или поздно в него попадешь, спланировав онлайн эту поездку. Потому что ощущение от живого спектакля и спектакля, увиденного онлайн, несопоставимы.

— Так будет всегда?

— Технологии убивали этот бизнес на протяжении многих лет — еще с восьмидесятых годов. Когда-то его очень сильно подорвали игровые приставки. Но человеку в любом случае нужен другой человек. Люди идут на концерт или в театр не потому, что хотят посмотреть что-то новое. Они хотят получить эмоции и почувствовать энергетику тех людей, которые находятся с ними в одном зале. Ты никогда не сможешь это почувствовать, глядя на экран.

— Можно ли из ваших слов сделать вывод, что индустрия развлечений — одно из перспективных направлений для бизнеса?

— Сложно сказать. Когда в индустрию заходят такие гиганты, как «Яндекс», как МТС, это меняет ее лицо. Но есть еще один фактор: этот бизнес — закрытый клуб, он строится на отношениях. Здесь технологии вторичны.

В числе самых успешных театральных проектов 2022 года — программа «Лабиринт» с балетами хореографов Патрика де Бана, Ольги Лабовкиной и Анны Щеклеиной. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу

Изобретение из Lego в десятки раз дешевле, чем современные биопринтеры

Вокруг света
Вызов нечеловеческой креативности Вызов нечеловеческой креативности

Почему не стоит бояться нейросетей на базе искусственного интеллекта

Эксперт
Правда о переломившемся времени Правда о переломившемся времени

«Смерть Вазир-Мухтара»: Александр Грибоедов как архетип несбывшегося человека

Weekend
Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Почему нелюбимые дочери не могут завести подруг: 5 проблем из детства — освободитесь от травм Почему нелюбимые дочери не могут завести подруг: 5 проблем из детства — освободитесь от травм

Как поведение родителей мешает строить доверительные отношения с другими людьми

Psychologies
Рак крови отступает Рак крови отступает

Медики успешно применили новый протокол лечения хронического лимфолейкоза

Эксперт
Городские точки притяжения: посмотрите на 10 самых больших площадей России Городские точки притяжения: посмотрите на 10 самых больших площадей России

Площади зачастую формируют облик городов и представления туристов о них

Вокруг света
Король нашёлся Король нашёлся

Одновременно вдохновляющий и депрессивный фильм об удивительной находке

Дилетант
При чем здесь вода? Как лишь одна стихия определила политику и верования древних царств При чем здесь вода? Как лишь одна стихия определила политику и верования древних царств

Неожиданный взгляд на отношения человечества с водой

Вокруг света
800-летние руины: древний рыцарский замок под Калининградом начал принимать туристов 800-летние руины: древний рыцарский замок под Калининградом начал принимать туристов

К обзору о том, как провести время в Калининграде, добавился еще один пункт

Вокруг света
«Я причинил боль жене и детям»: Арнольд Шварценеггер пожалел об измене Марии Шрайвер с домработницей «Я причинил боль жене и детям»: Арнольд Шварценеггер пожалел об измене Марии Шрайвер с домработницей

Арнольд Шварценеггер до сих пор чувствует вину перед 67-летней бывшей женой

VOICE
Замуж в Эмираты: реальная история о жизни в Дубае, перспективе стать второй женой и отношениях со свекровью Замуж в Эмираты: реальная история о жизни в Дубае, перспективе стать второй женой и отношениях со свекровью

История Азизы — откровение о пестрой ткани жизни в Дубае

Psychologies
Почему белые воротнички в Китае теряют сон и уходят в охранники и курьеры Почему белые воротнички в Китае теряют сон и уходят в охранники и курьеры

Образованных китайцев с амбициями оказалось больше, чем рабочих мест для них

Forbes
Шестерка — туз Шестерка — туз

Antwerp Six: изменение моды путем коллективного усилия молодых людей

Weekend
ИИ может расшифровать, что слышит и видит мозг, и превратить в поток текста ИИ может расшифровать, что слышит и видит мозг, и превратить в поток текста

Ученые разработали систему ИИ, которую они назвали «семантическим декодером»

ТехИнсайдер
Волки, зараженные этим паразитом, многократно повышают свои шансы стать вожаками стаи Волки, зараженные этим паразитом, многократно повышают свои шансы стать вожаками стаи

Заражение паразитом повышает вероятность того, что волки станут вожаками

ТехИнсайдер
Как общаться с человеком, который все время спорит? Как общаться с человеком, который все время спорит?

Возможно ли вообще добиться конструктивного диалога со спорящим собеседником?

Psychologies
Зло под солнцем: что такое тропическая медицина и какие болезни представляют наибольшую угрозу для путешественников Зло под солнцем: что такое тропическая медицина и какие болезни представляют наибольшую угрозу для путешественников

Опасные заболевания постепенно осваивают умеренные широты

Вокруг света
Шум не мешает пониманию прочитанного, но влияет скорость чтения Шум не мешает пониманию прочитанного, но влияет скорость чтения

Влияние звукового и визуального шума на обработку информации во время чтения

ТехИнсайдер
«Огарок во тьме» «Огарок во тьме»

Жизнь Ричарда Докинза в науке

N+1
Почему стигматизация женского алкоголизма мешает избавляться от зависимости Почему стигматизация женского алкоголизма мешает избавляться от зависимости

Почему гендерные стереотипы усугубляют женский алкоголизм

Forbes
Сергей Вялов: «Поджелудочная железа создана с большим запасом прочности и может многое выдержать, но даже при этом мы умудряемся её угробить» Сергей Вялов: «Поджелудочная железа создана с большим запасом прочности и может многое выдержать, но даже при этом мы умудряемся её угробить»

Всегда ли боль в животе связана с желудком и можно ли вылечить гастрит?

Здоровье
Захар Ящин Захар Ящин

Захар Ящин известен как гениальный шрифтовик

Правила жизни
«Кристина у меня ушла под воду»: домработница Пугачевой призналась, что чуть не утопила Орбакайте «Кристина у меня ушла под воду»: домработница Пугачевой призналась, что чуть не утопила Орбакайте

Людмила Дороднова рассказала, как Кристина Орбакайте чуть не утонула в ванне

VOICE
Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально

Отрывок из книги «Смерть в большом городе»

Inc.
Возрастная забывчивость или болезнь Альцгеймера: когда пора бить тревогу — 5 примеров из жизни Возрастная забывчивость или болезнь Альцгеймера: когда пора бить тревогу — 5 примеров из жизни

Как понять, что пора беспокоиться об изменениях памяти ваших пожилых близких?

Psychologies
Сканеры отпечатков пальцев на 10 смартфонах удалось взломать методом перебора Сканеры отпечатков пальцев на 10 смартфонах удалось взломать методом перебора

Ученые нашли уязвимости в смартфонах шести крупных компаний

N+1
Любовь тут ни при чем Любовь тут ни при чем

Что такое «синдром разбитого сердца» и чем он опасен

Лиза
Это пригодится! Лучшие способы очистить матрас от любых пятен Это пригодится! Лучшие способы очистить матрас от любых пятен

У многих хозяек возникает вопрос — как же стирать матрасы?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении