Современные драматурги в вечном противостоянии с великими предшественниками

ЭкспертКультура

Драматургия на повышенных тонах

Современные драматурги в вечном противостоянии с великими предшественниками

Вячеслав Суриков
Использованы фотографии Артема Савватеева и Анны Гальпериной

Проведение конкурса осуществляется с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

«Кульминация» — это небольшой, но очень боевой отряд по продвижению современной драматургии в стране Чехова и Островского. Зачем он необходим? Если коротко: в России сотни театров, и едва ли не в каждом из них идут пьесы, написанные во второй половине девятнадцатого века, в лучшем случае в первой половине двадцатого — классика есть классика. Некоторые замахиваются на пьесы начала семнадцатого века: Шекспир вне времени. «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Король Лир» — эти названия должны хотя бы однажды побывать в репертуаре каждого уважающего себя театра, каждый уважающий себя актер должен сыграть Гамлета, а каждая уважающая себя актриса — пройти через крещение ролью Офелии, а до завершения карьеры сыграть роль Гертруды. Актеров и режиссеров можно понять: поставить спектакль — это год жизни. Разве не правильно будет потратить его на текст, проверенный временем? К тому же с текстом, который ставили бесконечное количество раз, можно делать все что угодно. Но в результате он либо не соответствует визуальному ряду, поскольку режиссер, стремясь соотнести пьесу с современностью, перемещает ее в иной исторический период — не тот, который подразумевал автор, либо остается как есть — предполагается, что на спектакль будут добровольно-принудительно водить школьников: им это нужно по программе.

Русские театры живут в условиях чудовищного, при этом созданного искусственно, дефицита пьес. Зрители смотрят пьесы не «про себя», а про персонажей, живущих в другом времени и говорящих на другом языке: сейчас в театрах одним из видов деятельности литературной части стала стилистическая обработка текстов классических пьес, чтобы те не отпугивали зрителя своим архаичным языком. Это все тоже имеет смысл — как очень полезная просветительская работа, но возможна она, только если речь идет о государственном репертуарном театре. Движение навстречу зрителю и, как следствие, обращение к современному драматургическому материалу в таком случае обусловлены лишь амбициозностью его лидера и тем, насколько он любит зрителя. Если этого нет, режиссеру трудно удержаться от того, чтобы предложить и театру, и самому себе пополнить послужной список еще одной постановкой по Шекспиру или Чехову. Не говоря уже об актерах. Да они все что угодно готовы сделать, лишь бы щегольнуть перед зрителями в костюме принца Датского, и не только его: в пьесах Шекспира все роли прекрасны — и могильщиков тоже.

Актерско-режиссерский фетишизм по отношению к пьесам Шекспира принял такие масштабы, что современные авторы неспособны удержаться от аллюзий на тексты знаменитого автора. Мы можем наблюдать их, например, в пьесе «Офелия боится воды» Юлии Тупикиной, победительницы первого конкурса «Кульминация» (премьера спектакля по ней в постановке Марины Брусникиной состоялась на сцене МХТ имени А. П. Чехова в дни, когда третья «Кульминация» вошла в завершающий этап). Там главная героиня в припадке легкого помешательства ассоциирует себя с шекспировским персонажем и произносит его реплики. Сюжет пьесы развивается в двух измерениях: в созданной Шекспиром вселенной, куда своим умом проникает главная героиня, и в современном мире, где живут обычные люди — от их проблем Шекспира отделяют четыреста с лишним лет, и понять с помощью его текстов, что с ними происходит, они не в состоянии.

Театральным лидером, осознававшим, что театру всегда нужны новые формы и что останавливаться в их поиске нельзя никогда, был актер и режиссер Дмитрий Брусникин. Он входил в жюри двух первых конкурсов «Кульминация» и дважды ставил итоговые спектакли, состоящие из фрагментов десяти пьес из шорт-листа. На первом конкурсе это была скромная читка, на втором — полноценное шоу, которое можно было расценивать как самостоятельное сценическое произведение. На третьем конкурсе спектакль, смонтированный аналогичным образом и предназначенный для церемонии награждения (его премьера на сцене Театрального центра на Страстном прошла при полном зале), удостоился дополнительных показов на сцене театра «Практика» — театра, в статусе художественного руководителя которого Дмитрий Брусникин прожил последние месяцы своей жизни.

Его уход в шестьдесят лет на пике карьеры — невероятно тяжелая потеря не только для родных и близких, для актеров созданной им Мастерской Дмитрия Брусникина, для театра «Практика», но и для всей отечественной драматургии в целом. С ним она потеряла по меньшей мере одного из самых преданных и внимательных читателей. А сколько современных пьес могли бы получить в его постановке, возможно, идеальное воплощение! Теперь дело режиссера в руках Марины Брусникиной, которая шла с Дмитрием Брусникиным рука об руку не только по жизни, но и в профессии. Теперь все, что не успел сделать муж, предстоит совершить ей — этого ожидает от нее театральная общественность. И она сделала первый шаг: взяла на себя ответственность за художественное руководство театром «Практика».

Задача современных драматургов не вытеснить классиков, а увеличить свою в долю в репертуарных театрах, где современным драматургом считают умершего почти полвека назад Александра Вампилова. Чтобы театр жил полнокровной жизнью, нужны не один Иван Вырыпаев и два брата Дурненковых, а несколько десятков драматургов, способных писать не меньше одной пьесы в год. Для этого их творения должны перестать быть «письмами в пустоту». Им необходим шанс на большее, нежели авторская читка на конкурсах и в кругу друзей. Драматург должен иметь шанс увидеть свое сочинение на сцене. И чем такая перспектива реальнее, тем в большей степени можно рассчитывать на то, что он создаст качественный текст. Иначе сколько бы ни говорили об опасности превращения театра в музей, он им и станет. И мы будем туда приходить, как приходим в музеи изобразительного искусства, чтобы посмотреть картины старых мастеров, параллельно ища ответы на актуальные вопросы повседневности в том изобразительном искусстве, которое называет себя современным. По отношению к классической музыке аналогичную позицию занимает рок- и поп-музыка. По отношению к театру — кино. Там тоже не чураются Шекспира, но его произведений среди прочих неизмеримо меньше, чем среди постановок театральных. Это ведь о чем-то говорит?

«Кульминация» — еще один механизм отбора современных пьес. Его эффективность была продемонстрирована на прошлом конкурсе, результаты которого совпали с выбором жюри «Золотой маски»: и там и там победила пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Уникальный случай, с учетом того, что в ротацию «Кульминации» редко попадают драматурги, имеющие опыт постановки пьес в театре. Это обусловлено спецификой конкурса: в нем участвуют пьесы, уже прошедшие отбор на других драматургических конкурсах, а те, в свою очередь, ориентированы на драматургов-дебютантов. Дмитрий Данилов тоже из их числа, но, уже имея серьезный писательский опыт, он смог выдать великолепный результат. «Кульминации» же стоит задуматься о том, чтобы найти «источник тепла» и для драматургов, вышедших из разряда дебютантов, но не сумевших перескочить сразу в разряд современных классиков, как это сделал Дмитрий Данилов: «Золотая маска» фактически наделила его таким статусом. Возможно, конкурсу предстоит предусмотреть для драматургов-победителей право попасть в лонг-лист вне очереди — без прохождения сквозь сито отборочных конкурсов. Победитель может рассчитывать на то, что к его пьесе будет привлечено повышенное внимание (в сравнении с остальными участниками шорт-листа), но это не означает, что его следующую пьесу немедленно востребуют все театры.

На фотографиях фрагменты спектакля, поставленного по итогам конкурса «Кульминация» в исполнении Мастерской Дмитрия Брусникина

По Алексею Житковскому, победителю «Кульминации» 2018 года, можно судить о том, кто такой современный драматург. Он родился и вырос в Омске. Выучился на нефтяника. Работал в нефтехимической промышленности в разных городах. Осел в Нижневартовске. Учился во ВГИКе. Писал сценарии, которые привлекали внимание кинематографистов, но так и не были поставлены. Заинтересовался современной драматургией и стал писать пьесы. Они попадали в шорт-листы драматургических конкурсов, по ним были поставлены не спектакли, а, что парадоксально, фильмы — еще одно свидетельство того, что театр дистанцируется от актуальных тем. Его пьеса «Горка», прошедшая сито отбора фестиваля «Любимовка», получила наибольшее количество голосов экспертного совета «Кульминации». Ее главная героиня — воспитательница детского сада, которой необходимо подготовить утренник и построить для детей горку. Другие персонажи — сварщик, медицинский и музыкальный работники, заведующая детским садом, дворник. Уже по такому составу можно догадаться, насколько новая драматургическая реальность отличается от прежней, созданной в двадцатом и девятнадцатом веках. У пьесы позитивный финал: герои собираются все вместе и строят ту самую горку.

Современные драматурги работают с жесткой реальностью. Любые попытки выстроить пасторальные или исторические сюжеты (а они иногда случаются) отсекает экспертный совет. Пессимизм, иногда избыточный, — вот товар, который предлагают современные драматурги. Трудно ответить однозначно, что именно послужило тому причиной: сами драматурги, режиссеры, публика или все-таки реальность. Как это обычно бывает, работает совокупность факторов. К тому же в потоке пьес на драматургических конкурсах больше шансов быть замеченным у того, кто «громче кричит». Здесь побеждают хлесткие тексты, что не отменяет необходимости присутствия в них фабулы и ярких персонажей. Но правило для драматургов-дебютантов номер один такое: кричите громче, и вас услышат!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как защитить себя: зачем нужны личные границы и как их построить Как защитить себя: зачем нужны личные границы и как их построить

Что такое здоровые границы и как соблюдать эмоциональную дистанцию

РБК
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Бесит коллега Бесит коллега

Как вернуть мир на рабочем месте, рассказывает психолог

Лиза
Соловецкое чудо Соловецкое чудо

Едем в Соловки плутать в лабиринтах и постигать русский дзен

Лиза
Осмелиться быть собой: 5 упражнений Осмелиться быть собой: 5 упражнений

Как вновь обрести свою идентичность и начать собственный путь

Psychologies
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Нет пределов совершенству Нет пределов совершенству

Kalisa — стильная яхта, на которой можно ходить даже в шторм

Y Magazine
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
Как победить эффект «йо-йо» Как победить эффект «йо-йо»

Как спрыгнуть с весовых качелей и, похудев, сохранить результат?

Здоровье
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Вопрос на засыпку: можно ли увидеть зеркало, и какого оно цвета? Вопрос на засыпку: можно ли увидеть зеркало, и какого оно цвета?

Какого цвета зеркало? И можно ли его вообще увидеть?

ТехИнсайдер
Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым

Дело Салтанат: почему жертва домашнего насилия так и не ушла от мужа?

Psychologies
Открыть в приложении