Авторынок ищет точки опоры
Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности и беспрецедентному провалу продаж. Игроки надеются на возобновление работы автозаводов в РФ, на развитие схем параллельного импорта, поддержку программ кредитования. Одновременно стремительно наращивают свое присутствие китайцы
Заводы стоят, импорт на паузе, цены взлетели до небес. Российский авторынок переживает самый значимый кризис в новейшей истории: падение продаж не удерживают никакие тормоза, рынок головокружительно скатывается вниз — по итогам мая реализация новых легковых машин в РФ улетела на беспрецедентные минус 83%, по сравнению с маем прошлого года. В апреле и марте падение составило, соответственно, 78 и 62% (см. график 1). За счет более приличных результатов февраля и января, по итогам пяти месяцев, рынок упал более умеренно — на 52% до 318 тыс. автомобилей с 663 тыс. единиц за период январь — май 2021 года. Хотя полностью продажи машин в России пока не встали: складских запасов может хватить еще на несколько месяцев, тоненькими ручейками начинает течь параллельный импорт, растет доля китайских автомобилей.
График 1. В мае продажи авто почти встали
Производственный простой
Санкции, сбой логистических цепочек, дефицит чипов и прочие проблемы парализовали работу российского автопрома: из полутора десятков автомобильных заводов в РФ к настоящему времени худо-бедно возобновили производство легковых автомобилей пять. Стоявший весь май и часть апреля АвтоВАЗ 8 июня вновь включил конвейер: стартовало производство «антисанкционной» модели Lada Granta Classic c урезанным набором опций — без подушки безопасности, иммобилайзера, кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESС), — зато по цене около 700 тыс. рублей. Сейчас ежедневно автозавод выпускает порядка 600 таких автомобилей, и, несмотря на ограниченную комплектацию, машины идут нарасхват. Кроме того, предположительно на конвейер в июле может вернуться внедорожник Niva Legend, ее будут выпускать по 200 единиц в день. Еще в конце июля на АвтоВАЗе рассчитывают запустить линию сборки машин на платформе B0 — будет возобновлено производство модели Lada Largus в количестве около 300 автомобилей в день. Таким образом, к августу суточный ритм крупнейшего российского автопредприятия может превысить 1,1 тыс. автомобилей в сутки. Это даст АвтоВАЗу шанс начать выбираться из ямы: за пять месяцев года продажи у компании упали на 58%, со 160,1 тыс. до 67,2 тыс. единиц (в мае, понятно, падение продаж было более фатальным — на минус 84%).
Без серьезных сбоев продолжает выпускать автомобили УАЗ. Именно поэтому в текущем году этот производитель продемонстрировал самую небольшую динамику падения: продажи УАЗов с начала года снизились на 21%, до 8,1 тыс. единиц. Удается поддерживать выпуск легких коммерческих автомобилей и на нижегородском ГАЗе: с трудом, но все же преодолевая нехватку комплектующих, предприятию в текущем году удалось отгрузить клиентам 13,1 тыс. «Газелей» и «Соболей», что на 32% меньше прошлогодних показателей. С начала июня заработал также калининградский «Автотор», куда наконец поступили собираемые здесь машинокомплекты Hyundai и Kia — сейчас здесь собирается ежедневно порядка 200 автомобилей (до кризиса объем производства составлял 900 штук в день).
Ключевое же предприятие Hyundai/Kia в России под Санкт-Петербургом пока простаивает. Из-за этого продажи «корейцев» в России находятся в серьезном провале (Hyundai — минус 48%, Kia — минус 53% с начала года, а по итогам мая эти марки обрушились более чем на 80%). Продолжают стоять заводы Volkswagen и Stellantis под Калугой, Toyota и Nissan под Санкт-Петербургом и другие иностранные предприятия. Из-за этого продажи Volkswagen в мае, по сути, встали (−94%), как и у Nissan (−89%) и Toyota (−94%). Остановила свой завод в Москве и официально ушла с рынка французская Renault (−86%). Практически остановился и импорт, связанный с премиальными марками: Audi в мае снизила продажи на 88%, Volvo — на 96%, Porsche — на 95% (см. таблицу).
Топ-20 марок на российском авторынке по итогам продаж в мае и за январь—май 2022 г.
Из иностранных компаний лучше всего сейчас выглядят китайские бренды. Так, завод Haval под Тулой не только не приостановил деятельность, но и запустил выпуск новой перспективной модели — компактного кроссовера Dargo, официальные продажи которого начались в июне. Весной из-за карантина в Китае на заводе наблюдались перебои с поставки машинокомплектов, однако по итогам пяти месяцев Haval показал одно из самых небольших снижений — 21%, до 10 тыс. единиц (в мае у марки было снижение на 72%). Но самую лучшую динамику на рынке демонстрирует другой китайский бренд, Geely, его продажи за пять месяцев года сократились всего на 6% (до 6,8 тыс. штук) благодаря удачно налаженной поставке машин с завода в Беларуси. Неплохо смотрятся показатели марки Changan, которая сократила продажи в текущем году всего на 8% (до 1,85 тыс. в период с января по май). Начал активно наступление на российский рынок и китайский бренд Dong Feng, который по итогам мая вошел в первую двадцатку ведущих марок. В итоге, по данным «Автостата», в мае доля китайских брендов на российском авторынке достигла 16,9%. И это при том, что в мае 2021 года она составляла 6,9%. То есть, по сути, каждый шестой продаваемый автомобиль в России сегодня уже китайский. «Сейчас на российский рынок в основном поставляются авто из Китая (Chery, Exeed, Geely, Haval) и Южной Кореи (Hyundai). При этом практически все поставки Haval обеспечивает завод под Тулой, а Geely — белорусский завод “БелДжи”. Все остальные поставки приостановлены как минимум до конца года, а если автомобиль и попадает к дилерам, значит, он был заказан еще давно и сейчас только добрался», — комментирует Владимир Чернов, аналитик «Фридом Финанс».
Ценовой и кредитный удар
Впрочем, обрушение продаж не означает, что новых автомобилей на складах нет вовсе. В условиях дефицита автодилеры придерживают ходовой товар, сохраняя высокие цены. То есть машины в салонах купить сейчас можно, но задорого. Например, средняя стоимость популярных массовых моделей кроссоверов сейчас стартует с 2,53 млн рублей — еще недавно немыслимая цена для среднего потребителя. Не редкость, когда среднеразмерный кроссовер массовой марки сейчас уходит к покупателю за пять миллионов рублей — такими ценниками еще в прошлом году обозначались модели премиальных брендов. «Дефицит автомобилей сейчас ощущается достаточно остро. Самые топовые и востребованные автомобили, которые были в свободной продаже, подходят к концу. Есть еще автомобили, которые дилеры не выставляют в шоурумы, ожидая, что в будущем смогут продать их более выгодно», — рассказывает Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».