Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности

ЭкспертАвто

Авторынок ищет точки опоры

Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности и беспрецедентному провалу продаж. Игроки надеются на возобновление работы автозаводов в РФ, на развитие схем параллельного импорта, поддержку программ кредитования. Одновременно стремительно наращивают свое присутствие китайцы

Алексей Грамматчиков

Запасов новых машин на складах осталось на два-три месяца, при этом в условиях дефицита поддерживаются высокие цены. EPA/Maxim Shipenkov/ТАСС

Заводы стоят, импорт на паузе, цены взлетели до небес. Российский авторынок переживает самый значимый кризис в новейшей истории: падение продаж не удерживают никакие тормоза, рынок головокружительно скатывается вниз — по итогам мая реализация новых легковых машин в РФ улетела на беспрецедентные минус 83%, по сравнению с маем прошлого года. В апреле и марте падение составило, соответственно, 78 и 62% (см. график 1). За счет более приличных результатов февраля и января, по итогам пяти месяцев, рынок упал более умеренно — на 52% до 318 тыс. автомобилей с 663 тыс. единиц за период январь — май 2021 года. Хотя полностью продажи машин в России пока не встали: складских запасов может хватить еще на несколько месяцев, тоненькими ручейками начинает течь параллельный импорт, растет доля китайских автомобилей.

График 1. В мае продажи авто почти встали

Производственный простой

Санкции, сбой логистических цепочек, дефицит чипов и прочие проблемы парализовали работу российского автопрома: из полутора десятков автомобильных заводов в РФ к настоящему времени худо-бедно возобновили производство легковых автомобилей пять. Стоявший весь май и часть апреля АвтоВАЗ 8 июня вновь включил конвейер: стартовало производство «антисанкционной» модели Lada Granta Classic c урезанным набором опций — без подушки безопасности, иммобилайзера, кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESС), — зато по цене около 700 тыс. рублей. Сейчас ежедневно автозавод выпускает порядка 600 таких автомобилей, и, несмотря на ограниченную комплектацию, машины идут нарасхват. Кроме того, предположительно на конвейер в июле может вернуться внедорожник Niva Legend, ее будут выпускать по 200 единиц в день. Еще в конце июля на АвтоВАЗе рассчитывают запустить линию сборки машин на платформе B0 — будет возобновлено производство модели Lada Largus в количестве около 300 автомобилей в день. Таким образом, к августу суточный ритм крупнейшего российского автопредприятия может превысить 1,1 тыс. автомобилей в сутки. Это даст АвтоВАЗу шанс начать выбираться из ямы: за пять месяцев года продажи у компании упали на 58%, со 160,1 тыс. до 67,2 тыс. единиц (в мае, понятно, падение продаж было более фатальным — на минус 84%).

Без серьезных сбоев продолжает выпускать автомобили УАЗ. Именно поэтому в текущем году этот производитель продемонстрировал самую небольшую динамику падения: продажи УАЗов с начала года снизились на 21%, до 8,1 тыс. единиц. Удается поддерживать выпуск легких коммерческих автомобилей и на нижегородском ГАЗе: с трудом, но все же преодолевая нехватку комплектующих, предприятию в текущем году удалось отгрузить клиентам 13,1 тыс. «Газелей» и «Соболей», что на 32% меньше прошлогодних показателей. С начала июня заработал также калининградский «Автотор», куда наконец поступили собираемые здесь машинокомплекты Hyundai и Kia — сейчас здесь собирается ежедневно порядка 200 автомобилей (до кризиса объем производства составлял 900 штук в день).

Ключевое же предприятие Hyundai/Kia в России под Санкт-Петербургом пока простаивает. Из-за этого продажи «корейцев» в России находятся в серьезном провале (Hyundai — минус 48%, Kia — минус 53% с начала года, а по итогам мая эти марки обрушились более чем на 80%). Продолжают стоять заводы Volkswagen и Stellantis под Калугой, Toyota и Nissan под Санкт-Петербургом и другие иностранные предприятия. Из-за этого продажи Volkswagen в мае, по сути, встали (−94%), как и у Nissan (−89%) и Toyota (−94%). Остановила свой завод в Москве и официально ушла с рынка французская Renault (−86%). Практически остановился и импорт, связанный с премиальными марками: Audi в мае снизила продажи на 88%, Volvo — на 96%, Porsche — на 95% (см. таблицу).

Топ-20 марок на российском авторынке по итогам продаж в мае и за январь—май 2022 г.

Из иностранных компаний лучше всего сейчас выглядят китайские бренды. Так, завод Haval под Тулой не только не приостановил деятельность, но и запустил выпуск новой перспективной модели — компактного кроссовера Dargo, официальные продажи которого начались в июне. Весной из-за карантина в Китае на заводе наблюдались перебои с поставки машинокомплектов, однако по итогам пяти месяцев Haval показал одно из самых небольших снижений — 21%, до 10 тыс. единиц (в мае у марки было снижение на 72%). Но самую лучшую динамику на рынке демонстрирует другой китайский бренд, Geely, его продажи за пять месяцев года сократились всего на 6% (до 6,8 тыс. штук) благодаря удачно налаженной поставке машин с завода в Беларуси. Неплохо смотрятся показатели марки Changan, которая сократила продажи в текущем году всего на 8% (до 1,85 тыс. в период с января по май). Начал активно наступление на российский рынок и китайский бренд Dong Feng, который по итогам мая вошел в первую двадцатку ведущих марок. В итоге, по данным «Автостата», в мае доля китайских брендов на российском авторынке достигла 16,9%. И это при том, что в мае 2021 года она составляла 6,9%. То есть, по сути, каждый шестой продаваемый автомобиль в России сегодня уже китайский. «Сейчас на российский рынок в основном поставляются авто из Китая (Chery, Exeed, Geely, Haval) и Южной Кореи (Hyundai). При этом практически все поставки Haval обеспечивает завод под Тулой, а Geely — белорусский завод “БелДжи”. Все остальные поставки приостановлены как минимум до конца года, а если автомобиль и попадает к дилерам, значит, он был заказан еще давно и сейчас только добрался», — комментирует Владимир Чернов, аналитик «Фридом Финанс».

Ценовой и кредитный удар

Впрочем, обрушение продаж не означает, что новых автомобилей на складах нет вовсе. В условиях дефицита автодилеры придерживают ходовой товар, сохраняя высокие цены. То есть машины в салонах купить сейчас можно, но задорого. Например, средняя стоимость популярных массовых моделей кроссоверов сейчас стартует с 2,53 млн рублей — еще недавно немыслимая цена для среднего потребителя. Не редкость, когда среднеразмерный кроссовер массовой марки сейчас уходит к покупателю за пять миллионов рублей — такими ценниками еще в прошлом году обозначались модели премиальных брендов. «Дефицит автомобилей сейчас ощущается достаточно остро. Самые топовые и востребованные автомобили, которые были в свободной продаже, подходят к концу. Есть еще автомобили, которые дилеры не выставляют в шоурумы, ожидая, что в будущем смогут продать их более выгодно», — рассказывает Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»? Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»?

Россия должна найти свой образ будущего, а не искать единства с Европой

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Смотри оба: исторические примеры «Барбигеймера» в кино Смотри оба: исторические примеры «Барбигеймера» в кино

Культовые фильмы, которые были выпущены в один день

Правила жизни
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Человек с купюры Человек с купюры

История человека, памятник которому украшает купюру в 5000 рублей

Дилетант
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Русская сталь не выдерживает нагрузку Русская сталь не выдерживает нагрузку

Потребители металлопродукции страдают от высоких цен

Эксперт
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Поморская Масленица Поморская Масленица

Масленица – один из любимых народных праздников

Лиза
Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая

Самая ранняя домашняя кошка жила в VIII или IX веках нашей эры

N+1
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Открыть в приложении