Беседа с главой представительства Японской ассоциации по торговле с Россией

ЭкспертБизнес

«Японский бизнес действует крайне медленно»

Японский бизнес в России не склонен рисковать и в большинстве своем предпочитает реализовывать осторожную политику развития. Впрочем, из-за повышенной осторожности японские компании упускают в России много возможностей, рассказывает глава представительства Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) Саито Даисукэ

Алексей Грамматчиков

Саито Даисукэ: «В результате чрезмерной осторожности японские компании упускают выгодные возможности для налаживания бизнеса в России». Фото предоставлено пресс-службой ROTOBO

Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-японского экономического сотрудничества, как меняются его показатели за последние годы?

— В последние годы состояние российско-японских экономических отношений можно оценить как довольно стабильное. В 2019-м внешнеторговый оборот между Россией и Японией составил 21,48 миллиарда долларов, на 6,1 процента меньше, чем в предыдущем году, экспорт из Японии в Россию продемонстрировал показатель в 7,17 миллиарда долларов, снизившись на 1,7 процента, а импорт из России в Японию составил 14,31 миллиарда долларов, на 8,1 процента меньше, чем в прошлом году. В настоящее время товарооборот между двумя странами составляет 21,5 миллиарда долларов, что практически не отличается от показателей десятилетней давности. И эти цифры сильно отстают от других стран. Для сравнения: это примерно одна четырнадцатая товарооборота между Японией и Китаем и одна десятая товарооборота между Японией и США. В январе 2019 года во время встречи глав России и Японии президент РФ Владимир Путин заявил, что уже на ближайшие годы можно было бы поставить цель увеличить товарооборот между Россией и Японией в полтора раза, до 30 миллиардов долларов. Однако учитывая такие факторы, как распространение новой коронавирусной инфекции, обвал цен на нефть и резкое падение курса рубля, кажется, достичь этой цели будет трудно, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

— Сколько японских компаний сейчас присутствует в России?

— Согласно данным министерства иностранных дел Японии, по состоянию на 2018 год в России осуществляют свою деятельность 462 японских предприятия. Из них более 350 компаний имеют свои офисы и заводы в Москве, Санкт-Петербурге и регионах европейской части России. Восемнадцать лет назад, в 2002 году, японских предприятий было около 60. Для сравнения: количество японских предприятий в Китае — примерно 32 тысячи, в США — около 8400. В сравнении с этими цифрами очевидна колоссальная разница с числом японских предприятий, работающих в России. Что касается потенциала российско-японского сотрудничества, то японских предприятий, работающих на российском рынке, может быть больше. Этот потенциал имеется еще с давних времен и нуждается в активной реализации. Положительным показателем является значительное увеличение числа российских туристов в Японии. По данным Японской национальной туристической организации (JNTO), в 2019 году Японию посетило более 120 тысяч туристов из России (рост на 26,6 процента в годовом исчислении). Авиакомпании России и Японии планировали открыть новые маршруты и увеличить количество рейсов. Однако коронавирусный кризис серьезно ограничил возможность путешествий.

— В каких отраслях идет наиболее интенсивное взаимодействие японских и российских компаний, как в последнее годы меняется соотношение этих отраслей?

— Новыми областями сотрудничества между Россией и Японией можно назвать медицину и здравоохранение, сельское хозяйство, цифровые технологии и IT. Эти новые отрасли все еще составляют небольшую часть российско-японского сотрудничества. Однако постепенно появляются новые проекты. Например, в России свою деятельность развивают такие японские медицинские компании, как Nipro Corporation и Arkray Inc. Завод Nipro Corporation находится в Свердловской области и занимается производством медицинского оборудования и продукции одноразового использования, в том числе изготовлением стеклянных изделий медицинского назначения. Компания Arkray Inc. построила новый завод в Дубне, где производит и продает глюкометры и специальное сенсорное оборудование для людей, страдающих диабетом. Например, еще в начале 2018 года японская инженерная компания JGC Corporation совместно с Hokuto Hospital, чей головной офис расположен в префектуре Хоккайдо, открыли реабилитационный центр во Владивостоке. Marubeni Corporation планирует открыть российско-японский центр превентивной медицины и диагностики в Хабаровске в сотрудничестве с ОАО РЖД. Кроме того, среди японских компаний есть заинтересованные в строительстве и эксплуатации (управлении) больниц в России. В последние годы ассоциация ROTOBO работает над укреплением цифрового сотрудничества России и Японии. В июне 2020 года состоялась питч-сессия российских стартапов в онлайн-формате Stay Home Pitch. На видеопрезентации выступили десять стартап-компаний, отобранных со всей России. Они представили новейшие технологии и сервисы, соответствующие «новой реальности». В будущем ROTOBO намерена связать эти российские стартапы с заинтересованными в них японскими предприятиями и оказать поддержку в осуществлении бизнеса.

— Какие есть другие свежие интересные примеры японско-российского экономического сотрудничества? Каковы показатели и перспективы этих проектов?

— В 2019 году Mitsui & Co., Ltd и Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам (JOGMEC) приняли решение об участии в проекте «Арктик СПГ — 2» по производству СПГ в Арктике, разработкой которого занимается ПАО «НоваТЭК». Таким образом, это один из крупнейших энергетических проектов с японским участием в России со времен запуска нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» у побережья острова Сахалин. «Арктик СПГ — 2» — это проект по экспорту СПГ, добываемого в Арктике, через Северный морской путь в Японию и другие азиатские страны. Объем инвестиций с японской стороны здесь составляет миллиард долларов. Япония также глубоко заинтересована в использовании Северного морского пути, ожидается, что серьезное освоение этого логистического маршрута не только ускорит экономическое развитие арктической зоны, но и изменит логистику между странами Европы и Азии, в том числе между Россией и Японией. Участие японских компаний в разработке плана «Арктик СПГ — 2» может способствовать развитию российско-японского экономического сотрудничества в Арктике.

— Можно ли оценить объем инвестиций японских компаний в российскую экономику? В какой форме чаще осуществляются эти инвестиции? Готовы ли японские компании рисковать, вкладывая деньги в российскую экономику?

— Согласно статистическим данным правительства Японии, в 2019 году прямые инвестиции Японии в Россию составили 42,9 миллиарда иен, в 2018-м — 168,8 миллиарда иен. Прямые инвестиции Японии в Россию так же стабильны, как количество японских предприятий в России и объем внешнеторгового оборота между двумя странами. На фоне европейских и американских компаний, которые ищут в России новые горизонты для сотрудничества и активно его развивают, японский бизнес действует крайне медленно. Значительная разница в подходах здесь обусловлена тем, что для Японии наиболее перспективными направлениями представляются Китай и Юго-Восточная Азия, Россию с этой точки зрения она не рассматривает. Увы, изменить позицию японских компаний в отношении России практически невозможно. С точки зрения крупного бизнеса, российский рынок, уже освоенный странами Северной Америки и Азии, воспринимается как «рынок с низким приоритетом». При этом европейские и американские компании, видя в российском рынке новые бизнес-возможности и планируя приложить все усилия для их реализации, тоже оценивают его по-разному. Можно сказать, что существует два разных стиля освоения рынка. В первом случае сначала проводится тщательное его изучение, после чего принимается окончательное решение о выходе компании на рынок, где она надежно закрепляется, «пускает корни». Такой стиль, как правило, характерен для японских компаний. Другой вариант — когда компания моментально выходит на рынок и столь же моментально его покидает в случае какой-либо неудачи. Какой из этих стилей наиболее верный? Это зависит от разных обстоятельств: позиции стороны, выходящей на рынок, позиции принимающей стороны, а также конкретной сферы сотрудничества. Невозможно с уверенностью сказать, что какой-то из этих стилей единственно верный. Тем не менее в результате чрезмерной осторожности японских компаний они упускают выгодные возможности для налаживания бизнеса в России.

— Правда ли, что российские компании поставляют в Японию исключительно сырьевые товары? Есть ли примечательные примеры, когда России удается поставлять в Японию высокотехнологичную продукцию? Насколько перспективно такое направление взаимодействия?

— В России есть современные технологии, которых пока нет в Японии. И наоборот, в Японии есть новейшие технологии, которых нет в России. С этой точки зрения Япония и Россия могут выстраивать взаимодополняющие отношения. Если посмотреть на структуру двусторонней торговли, можно увидеть, что основные статьи экспорта из России в Японию — СПГ, нефть и уголь; из Японии же в Россию преимущественно экспортируются различные машины и оборудование. Что касается сферы высоких технологий, то сейчас поставок из России в Японию почти нет.

— Расскажите о вашей Ассоциации ROTOBO, с какими организациями и компаниями вы сотрудничаете особенно активно в последнее время?

— Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) была образована в Токио в 1967 году. Наша главная миссия — содействие развитию делового и экономического сотрудничества между Японией и Россией, Японией и странами СНГ (бывшими республиками СССР, а также с Монголией). Своего рода уникальность нашей ассоциации в том, что мы единственная организация в Японии, которая работает не со всем миром, а исключительно с Россией и странами СНГ. Мы объединяем порядка 120 японских предприятий из самых разных сфер. Среди членов нашей ассоциации как представители крупного бизнеса: известные японские корпорации и торговые дома (Kawasaki Heavy Industries, Toyota Motors, Mitsui & Co., Itochu, Japan Tabaco и др.), крупные банки (Mizuho, MUFG и др.), — так и японский средний и малый бизнес. У нас также налажены партнерские отношения с администрациями некоторых префектур Японии. Основное направление деятельности ассоциации — организация всевозможных бизнес-форумов, выставок, семинаров, презентаций и участие в них. Мы являемся постоянным участником таких крупных международных мероприятий, как Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, форум «Открытые инновации» в Сколково и других. Наши традиционные российские партнеры — «Деловая Россия», Российско-японский деловой совет, фонд «Росконгресс». В сотрудничестве с ними мы уже несколько лет подряд проводим бизнес-диалог Россия—Япония, который является неотъемлемой частью деловой программы ПМЭФ и ВЭФ. С недавнего времени довольно активно развивается наше сотрудничество с фондом «Сколково», среди наших постоянных партнеров также Ассоциация индустриальных парков. Кроме того, мы налаживаем сотрудничество с российскими регионами: направляем делегации из Японии, как правило во главе с президентом ROTOBO, а также принимаем делегации из регионов России в Японии, оказываем содействие в проведении презентаций делового и экономического потенциала регионов для представителей японского бизнеса, помогаем в организации b2b-переговоров. Помимо этого мы оказываем содействие японским компаниям — членам ROTOBO в поиске российских партнеров, консультируем по различным вопросам ведения бизнеса в России. Еще одно довольно важное направление нашей деятельности — сбор и анализ информации касательно современной ситуации в экономике России и стран СНГ и бизнес-климата, а также распространение этой информации среди членов ROTOBO. С этой целью, в частности, мы выпускаем ежемесячный сборник на японском языке Russia & NIS Business Monthly (у него также есть краткая еженедельная онлайн-версия), а также некоторые другие специальные исследовательские материалы.

— Как влияют санкции на российско-японское сотрудничество? Что думают о санкциях представители деловых кругов Японии?

— К сожалению, можно сказать, что влияние санкций на российско-японское сотрудничество довольно велико. При ведении бизнеса с российскими партнерами японские компании должны быть очень осторожны и внимательно проверять, насколько законна та или иная сделка с точки зрения санкций. Введение санкций привело к значительному снижению деловой активности японского бизнеса в России. Наличие санкций стало одной из основных причин того, что японские компании, осуществляющие деятельность в России, вынуждены быть крайне осторожными.

— Как вы в целом оцениваете политическое взаимодействие Японии и России, как оно влияет на экономическое сотрудничество стран?

— Наличие территориальных споров между Россией и Японией, ситуация, при которой между двумя странами до сих пор не заключен мирный договор, оказывают негативное влияние на развитие российско-японских экономических отношений. Очевидно, что как японские, так и российские компании вынуждены проявлять осторожность при ведении бизнеса с партнерами из тех стран, с которыми отсутствует мирный договор или которые, с официальной точки зрения, не являются в полной мере дружественными странами. Территориальный спор и отсутствие мирного договора — это своего рода психологический барьер для России и Японии. В последние годы благодаря усилиям лидеров двух стран и реализации плана сотрудничества из восьми пунктов различные препятствия для развития сотрудничества значительно ослабли. В результате растет число заинтересованных японских предприятий, и экономические отношения улучшаются. По данным японского правительства, в рамках «Плана 8» реализуется более 200 проектов. Тем не менее, несмотря на усилия лидеров обеих стран, позиция японских компаний по отношению к России остается осторожной. Можно сказать, что ситуация, при которой российско-японские политические отношения находятся практически в стагнации, сковывает и развитие двустороннего экономического сотрудничества.

— Что нужно сделать, чтобы ускорить развитие российско-японского сотрудничества?

— С точки зрения двустороннего российско-японского экономического потенциала, объем внешней торговли и количество работающих в России японских предприятий все еще малы. Российско-японские экономические связи по-прежнему второстепенны, для их перевода на уровень ведущих необходимо решить три задачи. Первая — диверсификация областей сотрудничества. Вторая — стимулирование продвижения малых и средних предприятий за счет увеличения количества японских компаний, работающих в России, и российских компаний, работающих в Японии. Третья — расширение территории продвижения японских компаний в России. Россия и Япония — это страны, обладающие многообразием отраслей экономики и промышленности, от сельского хозяйства и машиностроения до высоких технологий. В целом стоит отметить, что за последние тридцать лет отношения между Россией и Японией многократно претерпевали взлеты и падения. Число японских компаний в России постоянно менялось то в большую, то в меньшую сторону. Однако можно сказать, что сейчас ситуация спокойная: несмотря на рост числа японских предприятий на территории России, ведут бизнес они тщательно и осторожно. С другой стороны, японские компании все реже отворачиваются от России из-за стереотипов, связанных с ней. Они воспринимают Россию так же, как и любую другую страну, и решают для себя, может ли Россия стать потенциальным партнером в конкретном бизнесе. В последние годы российско-японские экономические отношения определенно укрепляются. Тем не менее прорывов, значительного роста и кардинальных изменений не наблюдается. Трудно сказать, настанет ли день, когда отношения между Россией и Японией станут такими же прочными, как отношения между Японией и США и между Россией и Китаем. Обе наши страны должны продолжать усердно работать над укреплением связей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью

Адам Туз — о причинах и последствиях кризиса 2008 года для мира в целом

Эксперт
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Только женщины спасут этот мир Только женщины спасут этот мир

Виктор Пелевин написал роман для читательниц

Эксперт
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Открыть в приложении