Эффект утенка


Когда в 1987 году стартовал первый сезон «Утиных историй», еще был жив великий австрийский натуралист, первопроходец этологии и зоопсихологии Конрад Лоренц. Помимо прочего, он открыл явление импринтинга, применимое и к человеку тоже. Оно заключается в том, что только что вылупившиеся гусята принимают за маму любой движущийся объект, например, кошку (недолго), птичницу или великого австрийского натуралиста.
В человеческой психологии синдромом утенка называют эффект, когда человек, изучая какую-то область, будет считать первый встреченный объект из этой области самым лучшим, а последующие – худшими. Например, попробовав в новом ресторане пиццу с ветчиной и грибами, будет и дальше заказывать только ее, считая, скажем, пиццу с грушей и горгонзолой примером декаданса в кулинарии, пропагандой и просто несъедобным дерьмом.
В той или иной степени синдром утенка свойственен всем людям. Особенно – детям. Работу Лоренца в контексте новых похождений дяди Скруджа и племянников мы вспомнили не только из-за прямой связи его исследований с водоплавающими птицами. Перезапуск – это всегда стресс для фанатов оригинала, какими бы открытыми миру они ни были. Поэтому рецензировать новые серии «Утиных историй» безотносительно старых – невозможно, даром что выросло целое поколение людей, для которых МакДак – это не скряга из Дакбурга, а сленговое название сети ресторанов быстрого питания.

Тем, кому за тридцать, новые «Утиные истории», скорее всего, зайдут не сразу из-за внутреннего противодействия. Главный фактор здесь – новая графика. Создатели оригинального сериала ориентировались на классическую диснеевскую рисовку 50-х, а в новых сериях она больше напоминает мульт-эксперименты 60-70-хх. Более тусклая палитра, более грубая рисовка персонажей – по сути, это стилизация под комикс, напечатанный на бумаге. Кое-где даже прорисовано растровое зерно, как на картинах Роя Лихтенштейна, который занимался примерно той же стилизацией. Впрочем, комиксы в России уже давно не являются чем-то чужеродным, а сами «Утиные истории» впервые появились именно на бумаге – в 1956 году.