Дмитрий Морозов: Отечественные дженерики, которые критикуют онкологи, на самом деле не российские
История общественной критики российских дженериков началась с того, что детский онколог Лариса Фечина, экс-депутат Государственной думы и заместитель главврача ОДКБ (Екатеринбург), сообщила, что специалисты Центра детской онкологии и гематологии подали в региональный Росздравнадзор 19 извещений по противоопухолевым препаратам и лекарствам сопроводительной терапии из-за нежелательных побочных реакций. Однако внимательный анализ показывает, что из десятков препаратов, попавших в этот список, только один был произведен на отечественном предприятии, включая производство активной фармацевтической субстанции, говорит Дмитрий Морозов, генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD.
Специалисты Национального медицинского исследовательского центра онкологии (НМИЦ) им. Н. Н. Блохина подготовили докладную записку, в которой заявили о низком качестве российских дженериков для противоопухолевой и сопроводительной терапии. При этом, пишут специалисты центра, опыт применения российских аналогов в детском подразделении онкоцентра свидетельствует об их токсичности и низкой эффективности.
В этих заявлениях речь идет о 26 препаратах конкретных производителей. Наибольшее число заявлений касались двух лекарственных препаратов: Веро-Аспаргиназа («ВероФарм») и Винкристин-Тева («Тева Фармацевтические Предприятия Лтд»). А это две уважаемые транснациональные компании, офис одной расположен в США, второй — в Израиле. Восемь лекарственных средств из списка используют закупаемую субстанцию из стран дальнего зарубежья (5 — из Китая, 2 — из Индии, 1 — из Израиля), 4 лекарственных препарата не имеют никакой локализации на территории Российской Федерации и используют субстанцию японских, американских и европейских поставщиков, два лекарственных препарата имеют несколько возможных поставщиков активной фармацевтической субстанции, еще два являются референтными, и только один препарат из списка НМИЦ им. Н. Н. Блохина представляет собой полностью локализованный продукт, включая производство активной фармацевтической субстанции на территории России.