Диски и колодки. Как продлить жизнь тормозам
В современном автомобиле не так много деталей, внешний вид которых не менялся последние сто лет. К ним относятся, разве что, тормозные диски – как были из жаростойкого чугуна, так и остались.
Разумеется, они стали вентилируемыми, изредка даже плавающими, но по сути это был и остаётся плоский чугунный блин, к которому с силой прижимаются тормозные колодки. При частых интенсивных торможениях диск сильно разогревается, порой до красна, поэтому он из чугуна – одного из самых термостабильных сплавов железа. Но и чугун может не устоять перед тепловыми и механическими нагрузками. А уж колодки и подавно можно уничтожить за тысячу километров. Так как же продлить жизнь тормозам?
Большинство автовладельцев проводят техобслуживание на станциях, хотя процедура замены тормозных колодок чаще всего проста и под силу любому водителю, способному снять колесо. Единственное с чем он может не справиться, так это с разведением механизмов электрического ручника – для этого нужен специальный прибор. Однако вне зависимости от того, наблюдаете ли вы за работой механика в техцентре или взялись самостоятельно освоить ответственный узел, мы перечислим наиболее важные пункты, соблюдение которых обязательно.
При замене колодок надо:
1. Убедиться что подшипник колеса не люфтит. Для этого сняв колодки привинтите колесо обратно и покачайте его. Стук и ощутимый люфт говорит о немедленной замене подшипника. Нелюфтящее колесо надо раскрутить как можно быстрее. Заметили гул при вращении? Подшипники на подходе, и с ними тоже не стоит тянуть. Почему подшипники так важны для тормозного механизма? Люфтящее колесо, вместе с тормозным диском, больше нужного раздвигает колодки, и эффективность торможения падает. Колодки, в свою очередь, поддерживают люфтящий диск и крайне быстро изнашиваются. Эти симптомы очень хорошо знакомы владельцам «Нив», поскольку там пара «подшипник-диск» имеет врождённый дефект конструкции. Всё хорошо? Люфта и гула нет? Двигаемся дальше.
2. Убедиться что диск не бьёт и не имеет критической выработки. Биение диска вы точно ощутите на педали, и услышите как затухающие с остановкой машины удары. А вот износ бывает разным. Возможно диск выглядит ровным, даже почти зеркальным, не имеет кольцевых борозд и отваливающейся окалины по краю, но его толщина меньше допустимой (её можно узнать из литературы, минимальная толщина в миллиметрах отлита на ступице диска). А уж если поверхность стала неровной или с кольцевыми канавками, деталь точно надо менять.