К какому берегу прибиться: что должны учесть российские IT-компании, выходя за рубеж
Согласно рейтингу стран от АНО «Цифровая экономика», ключевыми для приоритетного продвижения отечественных цифровых решений в 2023 году стали Казахстан, Китай, Белоруссия, Бразилия и Индия. Российские IT-компании при разработке стратегии выхода на внешние рынки, как правило, принимают во внимание ряд очевидных моментов: оценка емкости рынка, спроса и структуры потребления, анализ барьеров и конкурентной среды, поиск клиентов и потенциальных местных партнеров. Но, кроме этого, есть еще много и других моментов, которые начинающим российским IT-экспортерам лучше предусмотреть при выборе иностранной юрисдикции, считает директор по международному развитию бизнеса ГК Softline Александр Рожков.
«Дружественность» страны по отношению к России
При выборе юрисдикции прежде всего нужно обратить внимание на «дружественные» страны, которые имеют высокую долю импорта из России. К таким партнерам можно отнести страны ЕАЭС и СНГ (кроме Молдавии), Китай, Вьетнам, Лаос, Индию, Пакистан, Иран, Боливию и Венесуэлу, а также большую часть стран Африки. Кроме того, стоит обратить внимание на Бразилию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Египет и Нигерию.
Для оптимального выбора страны нужно тщательно проанализировать основные параметры — макроэкономические показатели, географическое расположение, инфляцию и, конечно, взаимный оборот с Россией. Так, в 2023 году российские экспортеры начали активно наращивать поставки на быстрорастущие рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) улучшила свои оценки роста ВВП по всем ключевым экономикам: в тройке самых быстрорастущих экономик в мире остаются Индия (6,6%), Индонезия (5,1%) и Китай (4,9%).
Важно учитывать фактор устойчивости местной валюты, ее подверженность инфляционным рискам. Известно, что в число стран с сильнейшими валютами входят страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бруней, Иордания, Оман, Бахрейн и Кувейт, а также Азербайджан и Сингапур. Стабильность валют в этих странах обусловлена не только огромными запасами природных ресурсов, но и стремлением к диверсификации экономики. В качестве контрпримера можно привести Турцию, где по состоянию на апрель 2024 года годовая инфляция выросла почти до 70%. Однако, по мнению S&P Global, даже при таком показателе вероятность дефолта турецкой экономики остается низкой.
Выгодное географическое расположение страны может играть ключевую роль для экспорта решений. Например, Сингапур является неофициальной финансовой и технологической столицей Юго-Восточной Азии. И хотя Сингапур нельзя отнести к «дружественным» странам, местный IT-бизнес все еще настроен на сотрудничество с российскими компаниями. Схожие стратегические преимущества благодаря своему расположению имеют и ОАЭ. Но есть и обратная сторона медали — в обеих странах необходимо быть готовым к высокой стоимости ведения бизнеса.