ЦФА: сырые, но вкусные
Рынок цифровых финансовых активов взорвался: скорость и дешевизна новых инструментов привлекает бизнес
Кумулятивный объем рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) превысил 96 млрд рублей (против порядка 60 млрд на конец прошлого года, рост в полтора раза за неполные шесть месяцев), и, похоже, это лишь начало мощного движения вверх. По некоторым оптимистичным оценкам, в ближайшие три года объем этого рынка достигнет 0,5 трлн рублей и на этом не остановится.
И если еще год назад такие цифры казались фантастикой, то сейчас очевидно: эти прогнозы вполне реальны, более того, они могут оказаться даже осторожными.
Напомним, закон о цифровых активах 259-ФЗ был подписан летом 2020 года, а полностью его положения вступили в силу с июня 2021-го. Новый инструмент начали аккуратно пробовать, и он определенно понравился бизнесу.
ЦФА — это цифровые права. Они могут представлять собой денежные требования (аналог облигаций, депозитов и займов), возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам (аналог акций), права участия в капитале непубличного акционерного общества (аналог доли в бизнесе), право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Бывают цифровые права, включающие одновременно ЦФА и право требовать передачи вещи или вещей, результатов интеллектуальной деятельности, работ или услуг — так называемые гибридные цифровые права.
Таким образом, «завернуть» в ЦФА можно практически все: от юаней, золота и акций «Газпрома» до обязательств построить объект в России или за рубежом. Традиционные финансовые инструменты в виде облигаций, акций и фьючерсов все же дают меньше возможностей.
В принципе, в современном мире акции и облигации имеют бездокументарную форму, то есть они суть те же цифровые права. И ЦФА, и традиционные ценные бумаги являются имуществом. Разница лишь в том, что ЦФА создаются на базе распределенных реестров, то есть в блокчейн-инфраструктуре, как и криптовалюта. Это позволяет автоматизировать исполнение сделок за счет применения смарт-контрактов.
Традиционная акция или облигация учитывается в системе депозитария (в нашем случае НРД Мосбиржи), а ЦФА учитываются внутри инфраструктуры выпустившей ее площадки — оператора информационных систем (ОИС), о чем см. далее.
«Хотя ЦФА остаются новым явлением, за последние десять или пятнадцать лет сложно вспомнить какой-либо финансовый инструмент, показавший схожие темпы роста», — отмечается в аналитическом отчете рейтингового агентства АКРА, выпущенном в феврале текущего года.
Согласно этому документу, совокупное количество выпусков ЦФА по итогам прошлого года перевалило за 350, четверть из них были сверхкороткими: срок обращения не превышал трех месяцев. Аналитики АКРА связывают это с тем, что пока компании находятся в поиске наиболее рационального применения ЦФА либо тестируют процессы выпуска и обслуживания, а также изучают базу инвесторов.
«Пока в анализируемом сегменте преобладают простейшие выпуски ЦФА, которые удостоверяют прямые платежные требования к эмитентам и по своим параметрам аналогичны облигациям. Единичные ЦФА, выпущенные в 2023 году, имели более сложную структуру», — пишут в АКРА.
И вот сейчас мы подошли к моменту, когда «тестирование» ЦФА становится массовым.
Процедура выпуска ЦФА разительно отличается от процедуры по традиционным ценным бумагам: выпустить их можно кратно быстрее — от одного дня при выборе стандартного решения до нескольких недель, если речь идет о специфическом ЦФА
Проверка на полезность
В середине мая состоялось знаковое событие: крупнейший интернет-ретейлер Wildberries разместил выпуск ЦФА на инфраструктуре Московской биржи объемом 3 млрд рублей. Инструмент представляет собой денежные требования со сроком обращения 60 дней и процентной ставкой на 1 п. п. больше ключевой (то есть 17% на момент выпуска). По сути, компания выпустила очень короткие облигации. Как пояснили «Моноклю» в пресс-службе ретейлера, основной целью было протестировать новый высокотехнологичный инструмент привлечения инвестиций. Видимо, тест пройден: останавливаться на одном выпуске в компании не собираются.
«Для Wildberries как для цифровой платформы использование такого продукта, как ЦФА, логично. Учитывая наши планы развития на текущий год, планируем и в дальнейшем продолжить работу с ЦФА», — сказали в пресс-службе маркетплейса. Напомним, в планах Wildberries — построить 2,5 млн кв. м складов за этот год.