«Весьма новое изобретение»
В газете «Санктпетербургскія вѣдомости» от 3 июля 1735 года появилось известие: «Во вторник, то есть 30 дня прошедшего месяца, поднесъ господинъ каммергеръфонКорфъ Iмператорскому Величеству всепресветлейшей нашей Монархiнѣ зделанныя при Академии Наукъ унiверсальные солнечные часы весьма нового изобретения, которые отъ Ея Iмператорского Величества всемилостивѣйшаго принятiя удостоены».
Сферические солнечные часы 1735 года, преподнесённые Академией наук императрице Анне Иоанновне, станут экспонатом новых залов постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа «Галерея Петра Великого», которые будут представлять времена правлений других монархов, последовавших за эпохой Петра.
Зачатки инструментального дела прослеживаются в России и в допетровские времена. А токарную мастерскую Петра Великого уже с полным правом называли «Лабораторией» — она была центром российского приборостроения. Там не только создавали самые передовые в то время конструкции художественных токарных станков, но и промышленные станки, механизмы и научные приборы. После создания Петербургской Академии наук при ней потребовалось организовать и приборостроительные мастерские, в том числе оптическую и «барометренную», которые в 1726 году стали основой Инструментальной палаты Академии, куда перешли и мастера «Лаборатории».
Именно в Инструментальной палате и были созданы солнечные часы. Прибор этот весьма символичен: он единственный из созданных в Инструментальной палате снабжён дарственной надписью и официально поднесён русскому монарху. В нашем случае — монархине, при которой императорский двор вернулся в Петербург после двухлетнего нахождения в Москве.
Создание этого замечательного прибора связано с именем приглашённого в Академию иностранного мастера Исаака Брукнера. Но он приехал не на пустое место. Первыми мастерами Инструментальной палаты стали оптик Иван Беляев и мастер Иван Калмыков. В Академии работал и прибывший из Парижа инженер Пьер Виньон. В начале 1730-х годов, когда к Калмыкову подкралась слепота, мастер передавал свой опыт молодому ученику Петру Голынину. Своё обучение он продолжил и при Исааке Брукнере. И вместе с наставником участвовал в изготовлении уникальных солнечных часов.