Со счётом 12:3
Разумеется, можно считать по-другому, учитывать иные достижения, но вывод всё равно будет примерно тем же: в деле освоения ближнего космоса СССР в первое десятилетие двигался впереди США — иногда на шаг, иногда на более серьёзное расстояние.
Холодная война, начавшаяся практически сразу после окончания Второй мировой, заключалась не только в накоплении оружия, борьбе за сферы влияния и политической конфронтации, но и в соревновании в самых разных областях — от космоса и кибернетики до спорта и киноиндустрии.
Оценить итоги космического соперничества сложно. С одной стороны, несомненные и выдающиеся достижения, с другой — неизбежная плата за спешку: колоссальные расходы, аварии, гибель людей. По сей день кто-то из наших соотечественников с гордостью произносит: «Мы — первые в космосе!», а другие сожалеют о расстановке приоритетов, иными словами, о том, что первый спутник был выведен на орбиту до того, как у советских людей в массовом порядке появились отдельные квартиры, телевизоры, холодильники, стиральные машины, как заполнились полки в магазинах, как пенсии перестали быть нищенскими...
От соперничества к сотрудничеству
Первый намёк на то, что непримиримые соперники могут со временем перейти к сотрудничеству, содержался в инаугурационной речи, произнесённой президентом США Джоном Кеннеди 20 января 1961 года. Касаясь гонки вооружений, он призвал к пересмотру взаимоотношений между соперничающими блоками:
«Но две великие и могучие группы стран не могут быть также удовлетворены и нынешним курсом, когда обе стороны чрезмерно обременены расходами на современные вооружения, обе справедливо обеспокоены неуклонным распространением смертоносного атома, и тем не менее обе спешат изменить это страшное неустойчивое равновесие, задерживающее наступление часа последней войны человечества.