«По обету святому Рафаэлю»
Екатерина II пожелала иметь у себя в Петербурге галерею, воспроизводящую Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце.
Галерея эта расположена на втором этаже вдоль Зимней канавки, рядом с Эрмитажным театром. Она практически повторяет ту, что пожелал иметь у себя во дворце папа Юлий II, заказав её строительство в 1508 году Донато Браманте, но он умер, не успев довести работу до конца. Работа была продолжена уже при папе Льве X из знаменитого рода Медичи — Рафаэлем, по замыслу которого его помощники в 1517–1519 годах выполнили росписи лоджий. Состоит галерея из тринадцати компартиментов (повторяющиеся крупные элементы композиции. — Ред.). В каждом на сводах представлены сцены священной истории: в двенадцати — ветхозаветные эпизоды и только в последнем, тринадцатом, евангельские. Это так называемая Библия Рафаэля. Ещё десять композиций, имитирующих бронзовые рельефы, размещены в нижней части стен под зеркалами напротив окон. Лоджии — один из самых цельных и гармоничных ансамблей монументальной живописи эпохи Возрождения, где можно прочесть всю историю от Сотворения мира до Воскресения Христова.
Однако галерея едва ли не более знаменита иной частью своего оформления. Все её стены, опоры, проёмы сплошь покрыты декоративными росписями. Напоминая античную живопись, они включают в себя всё разнообразие флоры и фауны, множество мифологических персонажей и фантастических существ.
Такие росписи сделались популярны в Риме после открытия в конце XV века руин Золотого дома императора Нерона, которые были обнаружены полузасыпанными землёй и напоминали гроты, поэтому эти своеобразные орнаменты на стенах этих помещений назвали гротесками. Они стали образцом для множества декоративных работ художников Ренессанса. Но, вероятно, наиболее знаменитые гротески Возрождения мы находим именно в Лоджиях Рафаэля. В них можно без конца находить всё новые и новые мотивы, исключительно точные в своей живости и необычайно причудливые. Гирлянды цветов и фруктов, рыбы и дары моря, музыкальные инструменты, сидящие на ветвях птицы и играющие в завитках орнамента белки и мыши соседствуют со сфинксами и морскими чудовищами. При более внимательном взгляде обнаруживается, что декоративные композиции не симметричны, а в каждом случае есть свои маленькие отличия. Так создаётся та замечательная гармония и одновременно лёгкость, которые царят в галерее.