Убийству Павла I предшествовало приглашение императором на поединок европейских государей. Именно после этого события заговорщики решили действовать.
Андрей Беспредельный
Поединок на Болотных полях, или Великодушный Павел бросает вызов всем! Томас Роуландсон, карикатура опубликована в Лондоне 30 января 1801 года. На сабле Питта написано «Закалено понельсоновски», на щите имена британских адмиралов: Хау, Дункан, Нельсон, Джервис, Уоррен, Паркер. Безумную речь выслушивает противник Павла — английский премьер-министр Уильям Питт — младший, наряженный в рыцарские доспехи. И медведь, и Питт обнажили сабли, изготовясь к поединку. На сабле медведя надпись «Закалено по-суворовски», на щите — лицо Медузы горгоны со словами-каламбуром, обыгрывающим фамилию Суворова: Swallow All O («Всепожиратель»). Император Павел I изображён в образе рыцарственного медведя (на ошейнике надпись «Павел Медведь»). Он стоит рядом с гротескным Суворовым, своим секундантом, оглашающим вызов на дуэль: «Да будет известно всем, что мой господин, самый Великодушный, самый могучий, самый сильный и самый чудесный Великий Медведь Севера, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, вызывает на поединок целый Мир и предлагает помериться силой и ловкостью здесь, на Болотных полях, после чего намеревается продолжить путешествие и посетить все дворы в Европе, Азии, Африке и Америке!» Вокруг дуэлянтов беснующаяся публика, а надпись «Болотные поля» (Moor Fields) на здании прозрачно намекает на место действия — окрестности Бедлама, знаменитого лондонского сумасшедшего дома… Изображённый в карикатуре Александр Васильевич Суворов уже почти год покоился в склепе Александро-Невской лавры, но его имя продолжало греметь по всей Европе. Для английской публики монструозный секундант Павла I — это именно Суворов, а не Кутузов, чьё имя было названо русским императором в качестве секунданта гипотетического поединка.
Эксцентричный Павел I мечтал войти в историю в ореоле славы истинного рыцаря. Но смерть императора была ужасна. Его убили собственные подданные, среди которых оказались люди, пользовавшиеся особым доверием императора. Все заговорщики нарушили присягу верности, а убивать пришли под покровом ночи, прямо в спальню правителя.
Заговорщики на доверии
Будущий национальный герой, а на тот момент ветеран суворовских войн и царедворец Михаил Кутузов, слава богу, оказался непричастным к трагическому финалу. Но он был заявлен секундантом на «безумном» гамлетовском поединке, задуманном Павлом I.
Расположение императора к своей особе Кутузов заслужил участием в манёврах в Гатчине в сентябре 1800 года. Войска были разделены на две «армии», во главе которых стояли генерал от кавалерии Пётр Пален и генерал от инфантерии Михаил Кутузов. Император Павел был в восторге от мастерства своих командующих. Оба получили ордена по результатам смотра.
Царь и не заметил, как сконцентрировал в руках Палена все необходимые успешному заговорщику полномочия: контроль за полицией, столичным гарнизоном и почтой.
Недовольство Павлом I в дворянских кругах зрело давно. В том числе и потому, что он был сторонником строгой дисциплины и соблюдения им же придуманных регламентов. Но на деле темперамент и безграничная власть сыграли с ним дурную шутку.
Нередко можно встретить утверждения, что именно этой табакеркой был нанесён смертельный удар в висок Павлу I. Сама табакерка (размеры 8,6 х 6,2 см) принадлежала Николаю Зубову и в настоящее время хранится в коллекции Государственного Эрмитажа
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.