No Smoking…
Сегодня уже не надо доказывать важность историко-предметного метода для атрибуции произведений русского искусства. Сотни возвращенных имен и уточненных датировок говорят сами за себя.
Но у всякого явления имеется свой побочный эффект. Для историко-предметного метода он часто связан с упрощением, сведением всей научной работы к механическому анализу мундиров, орденов, медалей. По причине столь утилитарного подхода совершается больше всего ошибок. На самом деле любое произведение следует рассматривать в контексте всех знаний о той или иной эпохе или историческом лице. И тогда удастся избежать недоразумений даже в тех случаях, когда униформологические признаки не могут гарантировать правильность атрибуции.
Один из таких примеров — литография, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. В сентябре 2012 года она была представлена на выставке «Портрет в русской литографии XIX века» как изображение императора Николая I, датированное 1840-ми годами. Согласно имеющимся надписям, рисунок на камне выполнил известный литограф Петр Смирнов.
Большой лист (74 × 58 см) привлек к себе внимание необычной иконографией Николая I. Его портреты хорошо известны, особенно те, которые были допущены цензурой к тиражу и расходились по России в виде литографий и гравюр. Но на них император представлен в мундире или вицмундире с орденами, реже в сюртуке, но всегда в горделивом ракурсе, на подобающем фоне. Тут же нас встречает совершенно неофициальный вид и домашний интерьер. Еще более удивляет, что, согласно подписи на литографии, портрет для рисунка Смирнова сделал не кто-то из придворных живописцев или заезжих иностранных знаменитостей, а молодой ученик Академии художеств Иван Раулов. И это само по себе вызывает вопрос: как такое важное дело доверили начинающему портретисту, первые опыты которого заслужили внимание Академии только в 1851 и 1852 годах? Это же заставляет