Что же завещал нам всем князь Владимир?

ДилетантИстория

Духовные скрепы cвятого Владимира

На торжественном открытии памятника киевскому князю Владимиру российский президент Владимир Путин призвал сограждан «противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы». Как следовало из контекста речи, в первую очередь имелись в виду заветы его равноапостольного тезки. Что же завещал нам всем князь Владимир?

Даниил Коцюбинский

Крещение Руси. Михаил Шаньков, 2003 год. Церковь Св. Владимира в Нью-Джерси

К сожалению, перечня «заветов князя Владимира» президент Путин к докладу не приложил. Попробуем восполнить этот досадный пробел. Итак, что же завещал нам Святой киевский князь?

Большим начальником Владимир стал в 970 году, когда отец Святослав посадил его 10 лет от роду наместником в Новгороде. Поначалу Владимир сидел тихо, ничего духовнозаветного на свет не производя. Но когда в 977 году его брат Ярополк, унаследовавший от отца (погибшего в 972 году) великий киевский стол, «наехал» на своего брата Олега Древлянского, Владимиру представился случай проявить свой характер.

Услышав о том, что между братьями случилась война и что «убил Ярополк Олега», Владимир, как пишет летопись, «испугавшись, бежал за море».

И вот с этого момента пошел отсчет духовных заветов князя Владимира. Начнем, разумеется, с самого важного христианского завета — о любви к ближнему...

Завет супружеской любви

Вернувшись в 978 году из-за моря с ватагой наемных варягов, Владимир первым делом объявил войну своему брату и законному киевскому князю Ярополку. После чего решил для затравки перехватить у него невесту — дочь Полоцкого князя Рогволода Рогнеду — и отправил к ней сватов. Отец поинтересовался у дочери, хочет ли она поменять жениха, на что Рогнеда возразила категорически: «Не хочу разуть робичича, но Ярополка хочу!»

Здесь стоит пояснить, что матерью Ярополка была законная жена Святослава — венгерская принцесса, в то время как матерью Владимира — ключница Малуша (наложница Святослава). Владимир, таким образом, был бастардом, или, говоря по-древнерусски, ублюдком. Обычай же обязывал невесту в первую брачную ночь снимать обувь с жениха. И вот гордая Рогнеда сочла более для себя почетным отправиться в гарем к Ярополку, чем стать первой женой «рабынича» Владимира.

Владимир Святославич. Гравюра Ивана Матюшина, 1889 год

Оскорбленный Владимир, вдохновляемый еще более разъяренным дядей Добрыней (братом Малуши), собрал войско из варягов, словен, чуди и кривичей, захватил Полоцк, пленил семью Рогволода, после чего Добрыня обозвал Рогнеду «робичицей» и «повелел Владимиру быть с ней [изнасиловать ее] при отце и матери». Потом Рогволода и двух братьев Рогнеды Владимир убил, а ее саму нарек Гориславой.

И хотя публичные совокупления с наложницами не были для варягов-руси чем-то необычным (эти сцены красочно описал арабский путешественник ибн-Фадлан), но то, что устроили в Полоцке Владимир и Добрыня, являлось чем-то запредельным даже по тогдашним полудиким понятиям.

Оскорбленная и обездоленная Рогнеда возненавидела Владимира. А когда у него стали появляться «иные многие жены», то «начала негодовать». И как-то раз, когда Владимир пришел к ней на ночь, решила его зарезать. Но Владимир проснулся и перехватил руку жены с уже занесенным ножом. Рогнеда не стала молить о пощаде, просто сказала: «Огорчилась я, ибо отца моего убил и землю его полонил из-за меня, и вот ныне не любишь меня с этим младенцем», — рядом был их общий сын Изяслав.

Владимир приказал Рогнеде нарядиться в царские одежды и сесть на убранную постель, ожидая казни, и пошел за мечом. Жена повиновалась, но при этом дала в руку сыну Изяславу меч, подговорив его сказать отцу, когда тот вернется: «Отче, думаешь, ты один здесь?» В итоге Владимир, войдя в спальню, опустил меч, созвал бояр, и те посоветовали отослать Рогнеду с Изяславом обратно в их вотчину, Полоцкую землю. Владимир так и сделал.

Ненависть Рогнеды, Изяслава и прочих Рогволодовичей (они даже Рюриковичами себя отказывались называть!) к Владимиру, однако, так и не утихла. «И с тех пор, — вздыхает летописец, — меч взимают Рогволодовы внуки против Ярослава [другого сына Владимира] внуков». К слову, из непокорной «земли Рогволода» позднее выросла Белоруссия…

Завет братолюбия

Взяв насильно Рогнеду в жены, Владимир «поиде на Ярополка». «И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк заперся в Киеве со своими людьми и воеводой» с характерным именем Блуд. «Владимир же послал к Блуду, с хитростью говоря: „Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня…“ И сказал Блуд послам Владимировым: „Буду с тобой в любви и дружбе“. О злое коварство человеческое!..» — сокрушенно восклицает Нестор-летописец.

Подкупленный Владимиром Блуд сперва напугал Ярополка мнимой готовностью киевлян переметнуться на сторону Владимира и уговорил князя бежать из Киева в маленькую крепость на берегу речки Рось. А затем, когда положение Ярополка стало безвыходным, Блуд убедил его отправиться на мирные переговоры к Владимиру. «И пришел, — сообщает „Повесть временных лет“, — Ярополк к Владимиру, и как стал входить в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи… Владимир же стал жить с женой брата [Ярополка] — Гречанкой, которая была беременна».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий

За что страна продолжает так страстно любить Высоцкого?

Дилетант
Сражение невидимок Сражение невидимок

Истребители пятого поколения участвовали в каждом бою в истории

Популярная механика
Хроника одного переворота Хроника одного переворота

Захватить власть в стране осенью 1917 года мог кто угодно

Дилетант
Прикладная красота Прикладная красота

Разработчики бьюти-приложений трудятся без сна и выпускают все новые сервисы

Cosmopolitan
Первый холокост Первый холокост

Религиозный фанатизм крестоносцев первыми ощутили на себе евреи

Дилетант
Ода другому месту Ода другому месту

Рассказ Кати Пицык

Esquire
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
Как сказку сделать прибылью Как сказку сделать прибылью

Изучаем основы нейроэкономики, объясняющей нелогичное поведение людей

Maxim
Лицо с обложки — чьё оно?! Лицо с обложки — чьё оно?!

Как креативность книжных издательств сказывается на исторической достоверности?

Дилетант
Наше величество Наше величество

Алексей Яблоков пытается вообразить, какой была бы февральская революция в 2017 году.

GQ
Череп Святослава Череп Святослава

Откуда пошли рассказы о чашах из черепов?

Дилетант
По моему хотению По моему хотению

Есть ли способ избежать неприятностей в путешествии? Конечно — вам поможет программирование реальности.

GQ
Тандыр Тандыр

Меня тандыр завораживал с того момента, как я его впервые увидел

Дилетант
По своим правилам По своим правилам

Чтобы двигаться по жизни легко и уверенно, нужно выбрать правильное направление

Cosmopolitan
Род проклятых Род проклятых

Все родные великого полководца умерли насильственной смертью

Дилетант
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
На эмоциях На эмоциях

Каждый день мы испытываем спектр чувств и состояний

Cosmopolitan
15 мыслей Джима Джармуша 15 мыслей Джима Джармуша

У иконы независимого кино 16 февраля выйдет «Патерсон» — фильм про водителя автобуса, который пишет стихи и долго вглядывается в водопад. GQ поговорил с Джармушем о вдохновении, демографии и технике правильного удара кулаком.

GQ
Заморская Задорожная Заморская Задорожная

Как познакомиться с девушкой в винотеке, рассказывает Настя Задорожная

Maxim
Стас Пьеха. Быть собой Стас Пьеха. Быть собой

Возможно, история Стаса Пьехи поможет кому-то не совершить его ошибок

Караван историй
Мы стро­и­ли, строили… Мы стро­и­ли, строили…

Два года на­зад жур­нал AD вме­сте с бюро “Однушеч­ка” взял­ся за бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект и офор­мил квар­ти­ру для вы­пуск­ни­ка дет­ско­го дома. Вот что из это­го вышло.

AD
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Бывшие финансовые консультанты создали Uber для вызова врачей.

Forbes
Нонна Гришаева. Глазами клоунессы Нонна Гришаева. Глазами клоунессы

Нонна Гришаева — о своем образе комедийной актрисы и дружбе с «Квартетом И»

Караван историй
Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства. Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства.

Во времена, когда при выборе автомобиля люди все чаще руководствуются рациональными доводами, приходится забыть о спонтанности. Или нет?

АвтоМир
За яв­ным преимуществом За яв­ным преимуществом

Юлия Высоцкая — о семье, отдыхе и Венецианском фестивале

Glamour
Стать волшебником может каждый Стать волшебником может каждый

Как исполнить заветное желание без волшебной палочки и особых заклинаний.

Лиза
Везет или не везет? Везет или не везет?

Мы сравнили четыре системы полуавтономного управления, которые близко подошли к черте, за которой наступят времена, когда автомобили откажутся от услуг водителей.

Quattroruote
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Самые интересные на свете вещи – те, которые большинству кажутся поначалу правильными и скучными до зубовного скрежета. Так и Kodiaq – его некоторые уже успели обругать за чрезмерную практичность. Но зря, ох, зря!

АвтоМир
Ohayōgozaimasu, Tokyo!* Ohayōgozaimasu, Tokyo!*

За что я люблю путешествия, так это за моменты, когда ты перестаешь чувствовать себя гостем в новом городе и ощущаешь себя местным жителем. Как сейчас помню: в шестом часу утра выбегала на улицу, наливала кофе, чтобы взять с собой. Воздух в это время всегда пахнет по особенному, вдыхая его вперемешку с глотками кофе, я торопливо шагала к метро вместе со строго одетыми женщинами и мужчинами – все как один в черных костюмах и белых рубашках. У станции Mitsukoshimae громко звенели массивные жалюзи просыпающегося банковского здания. Нажимаю кнопку напротив, лифт спускает меня в подземку. Все по расписанию. Доброе утро, Токио!

АвтоМир
Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно

Книга Себастьяна Хафнера о предвоенной Германии «История одного немца» была написана в 1938-м, а вышла только в 2000-м, став сенсацией. Сегодня она доступна и на русском благодаря переводу Никиты Елисеева, который рассказал «Снобу», почему россиянам ее нужно читать обязательно.

СНОБ
Открыть в приложении