Атрибуция портретов генерала Щулепникова и его необычная жизненная история

ДилетантИстория

Нелегальные супруги

Александр Кибовский

Площадь Крюкова посада города Кременчуга Полтавской губернии. Евграф Крендовский, 1857 год

Для каждого заказчика портрета естественным было не только самолюбование, но и поделиться своим изображением с родными и близкими. До распространения фотографии художникам нередко поручали сделать авторские копии с понравившегося оригинала, а при Николае I в моду вошла печать литографий. Сегодня такие «побратимы» помогают атрибуции друг друга.

В Государственном историческом музее и в Башкирском государственном художественном имени М. В. Нестерова хранятся два идентичных акварельных портрета. Оба они имеют проставленную художником дату — 1852 год, причём на экземпляре в Уфе есть ещё инициалы самого автора — Евграфа Фёдоровича Крендовского. На портретах одинаково изображён генерал-майор средних лет. Судя по крестам и медалям на груди, он принимал участие в Русско-турецкой войне в 1828-1829 годах и в польской кампании 1831 года. Очевидно, это было в самом начале его карьеры — ниже колодки на мундире виден прямоугольный знак отличия за 25 лет беспорочной службы.

Но свой чин генерал, видимо, получил недавно. По борту его мундира из-под воротника выпущен крест ордена Святого Владимира III степени — рубежная награда в иерархии, за которой уже шёл «генеральский» орден Святого Станислава I степени. Однако его звезда на груди ещё отсутствует. Вполне вероятно, что акварели были заказаны как раз по случаю производства персонажа в генералы.

Мундир генерала указывает, что, несмотря на боевой опыт, он не командовал бригадой или даже дивизией, а мирно занимался снабжением в одном из провинциальных учреждений Военного министерства. И вот тут возникает очень интересный вывод. Дело в том, что в 1852 году Евграф Крендовский жил и работал в Кременчуге. И это позволяет сразу определить место службы генерала, поскольку в городе было лишь одно такое учреждение — Кременчугская комиссариатская комиссия. Она являлась структурой Комиссариатского департамента Военного министерства и обеспечивала полки приписанных к ней корпусов обмундированием, снаряжением и вообще всем, кроме оружия и провианта.

Генерал-майор Алексей Александрович Щулепников. Акварель Евграфа Крендовского, 1852 год Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова.

В местной комиссии высокий генеральский чин полагался только её управляющему. В Кременчуге в 1852 году это был генерал-майор Алексей Александрович Щулепников, имевший как раз те самые награды, что мы видим на портретах. Окончательно правильность атрибуции подтверждает небольшая деталь: при наличии в колодке золотого креста Virtuti Militari IV степени за участие в польской кампании 1831 года у генерала нет серебряной медали за штурм Варшавы. Хотя для кульминационной битвы той войны русское командование собрало практически все боевые силы. В результате подавляющее число ветеранов польской кампании имели Варшавскую медаль, а вот у Щулепникова такой медали действительно не было.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении