Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – силаИстория

Наука под знаком «Аненербе»

Борис Жуков

Нередко приходится слышать, что наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах. В пример обычно приводится гитлеровская Германия – дескать, немецкие ученые в период нацизма не только не отставали от своих коллег в демократических странах, но и во многих областях опережали их. Дальше обычно следует более или менее длинный список германских разработок, намного превосходивших аналогичную продукцию в других странах или вовсе не имевших аналогов. Действительно, Германия была единственной страной, успевшей до конца войны начать серийный выпуск боевых реактивных самолетов. Именно в Германии были созданы первые крылатые и баллистические ракеты («Фау‑1» и «Фау‑2»), торпеды с акустическим самонаведением, шнорхели (приспособления, позволяющие подводной лодке идти в подводном положении на дизельном двигателе), развернуто широкомасштабное производство синтетического бензина.

И это относилось не только к разработкам в сфере военной техники. В вышедшем в 1953 году в ФРГ обстоятельном сборнике «Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных» в главе, посвященной немецкой науке времен нацизма, говорится, что победители конфисковали в свою пользу как минимум 346 тысяч германских патентов, а общее количество научной и технической документации, вывезенной из поверженной Германии только американцами, измерялось тысячами тонн. Конечно, при оценке этих цифр нужно ясно представлять себе, что победители выгребали всё, а уж потом в своих странах неспешно разбирались, какие из конфискованных разработок лучше их собственных, какие «на уровне», а какие и вовсе оказались тупиком. И все же есть свидетельства, что технические эксперты союзников с завистью отзывались о попавших им в руки немецких красителях, искусственных каучуках, конденсаторах и других изделиях и материалах. Нетрудно, однако, заметить, что во всех случаях речь идет именно о технических, сугубо прикладных разработках. Более того – все наиболее ценные достижения немецких ученых и инженеров периода нацизма представляли собой лишь усовершенствование и «доведение до ума» (т. е. до практической применимости) изобретений и разработок, существовавших – хотя бы в виде принципиальных схем или лабораторных образцов – еще до установления нацистского режима. Во всяком случае, ничто из этих достижений не требовало каких-то принципиально новых фундаментальных идей и подходов.

Мессершмитт Ме 262 – первый в мире серийно выпускавшийся реактивный боевой самолет

Упущенные победы

Совсем другая картина получается, если взглянуть на германскую науку в контексте научно-технических новинок, родившихся или получивших широкое распространение в 1930— 1940‑е годы: ядерные технологии, компьютер, голография, антибиотики, «зеленая революция»1… Фиаско ядерной программы Рейха широко известно, но обычно его воспринимают как «чуть-чуть не успели». Дескать, если бы англо-норвежские коммандос не взорвали завод по производству тяжелой воды в норвежском Веморке или если бы в графите из германских месторождений не оказалось примесей, сильно ухудшавших его эффективность как замедлителя нейтронов, а главное – если бы Рейху хватило сил еще на несколько месяцев войны, нацисты могли бы получить пригодный к применению ядерный боеприпас одновременно с США, а то и раньше.

1. «Зеленая революция» – резкое увеличение продуктивности сельского хозяйства на основе выведения и использования высокоурожайных сортов и применения интенсивных агротехнических методов (орошение, использование минеральных удобрений и т. д.). Началась с совместной продовольственной программы мексиканского правительства и Фонда Рокфеллера, стартовавшей в 1943 году (Прим. авт.).

О том, на каком этапе реально находилась ядерная программа Рейха, можно судить по беседам ведущих немецких физиков‑атомщиков – в том числе Вернера Гейзенберга, Отто Хана и Карла фон Вайцзеккера, – захваченных в конце войны американцами и вывезенных в местечко Фарм-Холл близ британского Кембриджа. Физики жили в практически санаторных условиях и пользовались значительной свободой, но американская разведка подслушивала и записывала их разговоры друг с другом. Когда 6 августа 1945 года они услышали по радио об атомном ударе по Хиросиме, то поначалу решили, что это фейк: дескать, американцы пытаются внушить немецким атомщикам, что уже не очень-то и нуждаются в них. Немецкие физики просто не могли поверить, что американцы уже достигли цели, до которой им, немцам, было (как они точно знали) еще так далеко. А когда стало ясно, что атомные бомбардировки – реальность, немецкие физики были потрясены: ведь всего несколькими годами раньше, в конце 1930‑х, в ядерной физике бесспорно лидировали именно они.

Транспортировка «Фау-2»

И это действительно было так. Однако в том же 1945 году сотрудники американского спецподразделения «Алсос», как раз и занимавшегося сбором информации о нацистском «Урановом проекте», анализируя все собранные материалы (в том числе и подслушанные в Фарм-Холл разговоры), пришли к выводу, что уже в 1942‑м германский атомный проект начал отставать от американского, а к концу войны это отставание стало безнадежным.

Позже некоторые бывшие участники «Уранового проекта» утверждали или намекали, что это отставание было результатом сознательного саботажа. Дескать, они прекрасно понимали, к каким бедам приведет попадание столь мощного оружия в руки безумного диктатора, и нарочно затягивали собственно «оружейную» часть работы. В это даже можно поверить – по крайней мере, в отношении некоторых конкретных ученых (в частности, Отто Хан никогда не скрывал своего несогласия с политикой нацистов). Однако такими соображениями трудно объяснить другую группу фактов. Если в случае с атомными технологиями нацистские власти (в том числе и ведавшие наукой) по крайней мере осознали важность этого проекта и пытались его развивать, то разрабатывать антибиотики или технологии, сделавшие возможной «зеленую революцию», германская наука даже не пыталась. И это невозможно объяснить ни отсутствием соответствующих научных школ или приборно-инструментальной базы, ни сосредоточенностью германской науки на военных задачах. В самом деле, военное значение тех же антибиотиков очевидно, а немецкие школы микробиологов и химиков были до войны в числе несомненных мировых лидеров. То же самое можно сказать и о выведении высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур: задолго до прихода нацистов к власти немецкие генетики сделали Германию одной из четырех «великих генетических держав», при этом проблема обеспечения страны (и армии) продовольствием была головной болью Рейха на протяжении всех лет его существования, а особенно в годы войны.

Погрузка торпеды на немецкую подводную лодку

Что же до компьютерных технологий, то с ними в Третьем рейхе вышла совсем уж удивительная (и в то же время весьма характерная) история. Не все знают, что первое реально работающее устройство, которое можно без явных натяжек назвать компьютером, было создано именно в Германии и именно в период нацизма – в 1941 году. Оно называлось Z3, и было создано инженером авиастроительной фирмы «Хеншель» Конрадом Цузе. (Z – это первая буква фамилии изобретателя – Zuse, а цифра 3 отражает тот факт, что ранее Цузе создал два более простых вычислительных устройства и уже на их базе разработал свой компьютер.) Всю работу по проектированию и реальной сборке машины Цузе выполнял по собственной инициативе, в свободное от основной работы время и без использования каких-либо ресурсов фирмы, на которой он работал; все элементы (электромеханические реле) он покупал на свои средства. За время работы над изобретением Цузе дважды – в 1939 и 1941 годах – попадал под мобилизацию в армию, причем не в качестве офицера инженерных войск, а рядовым пехотинцем. На свою первую попытку заинтересовать военное ведомство своим изобретением (Цузе предлагал использовать его для расчета аэродинамических параметров боевых самолетов) он получил ответ, достойный персонажей Салтыкова-Щедрина: такая техника, дескать, не нужна, потому что «немецкие самолеты и так самые лучшие в мире, там нечего улучшать». Позже руководство «Хеншеля», дорожившее креативным инженером, добилось-таки включения машины Цузе в государственный заказ. Но это было полезно только тем, что оградило изобретателя от дальнейших мобилизаций – всю работу Цузе по-прежнему вел сам, а все его попытки объяснить военному и военно-промышленному руководству возможное значение таких устройств оставались практически безрезультатными. В конце концов все три вычислительных устройства Цузе (каждое из которых существовало в единственном экземпляре) были перевезены из дома родителей инженера в государственную лабораторию. Z3 даже использовалось для второстепенных аэродинамических расчетов при доработке «Фау‑1», но на нее по-прежнему смотрели как на забавную диковинку, а не воплощение прорывной технической идеи. В конце 1944 года здание, где находились машины Цузе, попало под очередную бомбежку, и все три его детища были уничтожены.

Шнорхель на немецкой субмарине, захваченной американцами

Заметим: все области исследований, о которых шла речь, имели очевидное практическое (в том числе и военное) значение. Что же касается чисто фундаментальных исследований, не суливших очевидных и скорых выгод, то об их «процветании» и вовсе говорить не приходится. Автору этих строк уже неоднократно доводилось писать на страницах нашего журнала о том, как в годы нацизма Германия утратила лидирующие позиции в эволюционной биологии, в исследованиях поведения животных, до какого жалкого состояния была доведена блистательная германская антропология. Вдобавок в целом ряде областей фундаментальной науки нацистские функционеры и СС прямо навязывали ученым устаревшие, а то и просто бредовые концепции. Самой масштабной и, если можно так выразиться, «авторитетной» из таких предписанных концепций была «арийская физика», освященная именами нобелевских лауреатов Филиппа Ленарда и Йоханнеса Штарка (подробнее об этом можно прочесть в статье Александра Волкова «Недолгий триумф "арийской физики"»). Но проповедники «арийской физики», отвергая теорию относительности и квантовую механику, пытались создать альтернативу им на основе классической физики XIX века. А вот «учение о мировом льде» (Welteislehre) – космогоническая теория, выдвинутая в начале ХХ века австрийским инженером Гансом Хёрбигером на основе мистического прозрения, – было откровенно лженаучным. Согласно теории Хёрбигера, Вселенная образовалась из огромной массы льда, и значительная часть видимых небесных тел, включая Млечный путь, состоит изо льда. Между тем эта теория активно поддерживалась Гиммлером и идеологами СС в качестве примера достижений «арийской науки» в естествознании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предыстория появления «художеств» в Петербургской Академии художеств и наук Предыстория появления «художеств» в Петербургской Академии художеств и наук

Наука появилась из удивления и осознания того, что тайны природы можно раскрыть

Знание – сила
От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Следствие ведут неудачники Следствие ведут неудачники

«Отдел нераскрытых дел» — сканди-нуар на шотландской почве

Weekend
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Валерий Шубинский Валерий Шубинский

Как исследователь авторов «Детгиза» сам становится важным детским писателем

Собака.ru
Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Стоит ли отказываться от покупки автомобиля, побывавшего в воде?

РБК
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
«Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри» «Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри»

Приватизация и либерализация цен изменила жизнь россиян

N+1
Пошла жара Пошла жара

Как наши предки переживали высокие температуры без кондиционеров

Лиза
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Исследование: правда ли что люди выглядят, как их питомцы? Исследование: правда ли что люди выглядят, как их питомцы?

В действительности есть ли сходства между хозяевами и их собаками?

ТехИнсайдер
Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях

Какие факторы способствовали успешной миграции человека из Африки?

ТехИнсайдер
«Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников «Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников

Зачем компании делиться финансовой отчетностью с джунами?

Inc.
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания

Как традиции позволяют преступникам избежать ответственности через браки

Forbes
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом

Об одной из самых странных и резких демаркационных линий в мировой биогеографии

Inc.
Такой разный Гоголь Такой разный Гоголь

Из-за мистической натуры Николая Гоголя его биография окутана домыслами

Караван историй
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно 5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно

Каких именно слов и выражений стоит избегать, чтобы речь звучала тверже

VOICE
Открыть в приложении