Как похорошела Москва…
При Иване Калите в Москве впервые были построены каменные храмы. Это строительство стало частью его борьбы за политическое влияние.
Первый камень
Первым каменным храмом в Москве мы обязаны митрополиту Петру. Именно он посоветовал Калите возвести храм, подобный тем, что уже украшали другие крупные города, — такие, как Киев или Владимир.
Москва тогда была деревянной и время от времени страшно пылала. Но не борьбой с пожарами руководствовался Пётр: каменный храм должен был стать демонстрацией растущего влияния города, символом его богатства и обоснованием претензий на духовный центр России.
Такая стройка требовала немалых средств, но игра стоила свеч, и Калита послушался митрополита. 4 августа 1326 года в кремле был заложен первый камень собора Успения Пресвятой Богородицы.
День был выбран необычно. Во-первых, в конце лета строительство обычно не начинали: до холодов точно закончить не успеешь, только зря будущий храм станет под дождями и снегами простаивать. Во-вторых, 4 августа в том году пришлось на понедельник, а этот день традиционно считали неподходящим для серьёзных начинаний.
Очевидно, за возведение храма Калита взялся с большой поспешностью. Вероятно, он хотел заложить собор до своего отъезда в Орду. Митрополиту откладывать это дело в долгий ящик тоже было не с руки: Пётр был стар и болен и мог отправиться в царствие небесное в любой момент. Что же касается 4 августа, исследователи связывают этот день с празднованием памяти семи отроков Эфесских. Эти святые в то время пользовались большой популярностью на Руси, символизируя твёрдость духа в сопротивлении тирании и торжество христианской веры.
Успенский собор считается первой каменной церковью в Москве. Правда, по легенде, ещё князь Даниил построил каменный храм в Даниловском монастыре. Раскопки также обнаруживали остатки ещё двух каменных фундаментов, однако никаких исторических документов об этих постройках не сохранилось.
Митрополит Пётр до завершения строительства не дожил. Он умер в декабре того же, 1326 года, за восемь месяцев до освящения Успенского собора, ставшего последним приютом для его останков. Тем не менее начало было положено. Иван Калита продолжил возведение храмов.