Проблемы, которые можно решить за деньги
Бюджет как ключевой инструмент государственной экономической политики
Госдума на заседании в четверг 14 ноября рассмотрит во втором чтении проект федерального бюджета РФ на 2025 год и на период 2026 и 2027 годов. Предполагаемые проектом доходы бюджета в 2025 году должны составить 40,296 трлн руб. (18,8% ВВП), расходы — 41,470 трлн руб. (19,3% ВВП). Проблем, которые предстоит решить при помощи бюджета, в сегодняшней российской экономике много. Даже простое их перечисление потребует немало времени.
На макроэкономическом уровне по-прежнему массу сложностей создают санкции, введенные против России недружественными государствами. Эти санкции привели к потере ряда важных рынков сбыта для российского экспорта и серьезно затруднили импорт необходимой нам высокотехнологичной продукции. Кроме того, санкции значительно осложнили взаиморасчеты со странами, которые готовы торговать с нами без ограничений, но не хотят осложнять отношения с западными правительствами и банками.
Внутри страны в 2023–2024 годах произошло ускорение инфляции как в части потребительских цен, так и особенно в части цен производителей. Рост цен, во-первых, стал следствием неоправданно быстрого снижения курса рубля в 2023 году. Во-вторых, на динамику цен повлиял приток дополнительных денег в российскую экономику, вызванный, с одной стороны, увеличением государственных расходов, а с другой стороны, увеличением вложений крупного частного бизнеса, у которого по причине антироссийских санкций стало гораздо меньше возможностей для выгодного и безопасного размещения своих капиталов за рубежом. В-третьих, в российской экономике началась фаза интенсивной структурной перестройки (отраслевой, технологической, пространственной и т. д.), которая почти всегда сопровождается усилением инфляционных процессов.
В нынешней ситуации только часть проинфляционных факторов носит чисто монетарный характер. Однако Банк России в качестве главного оружия в борьбе с инфляцией предпочел использовать именно монетарный инструмент — ключевую ставку. Поскольку факторы институционального и структурного характера также влияют на развитие событий и сильно ограничивают эффективность монетарных методов борьбы с инфляцией, Банк России решил нажать на денежно-кредитные тормоза до отказа, повысив ключевую ставку до рекордных значений. Это обстоятельство создало еще одну очень серьезную макроэкономическую проблему для России — ненормально высокую стоимость заемных денег.
В свою очередь, макроэкономические проблемы прямо и косвенно влияют на деятельность отечественного корпоративного сектора. Как показывают данные опросов нашей лаборатории (лаборатории анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН.— «Деньги»), в настоящий момент российские предприятия чаще всего жалуются на нехватку рабочей силы, дорогие кредиты, рост цен на энергию, транспорт и другие элементы своих издержек. Высокий уровень налогообложения и недостаточность платежеспособного спроса также серьезно беспокоят отечественных производителей.
Кроме того, много проблем для наших предприятий создает общая неопределенность в российской экономике, влекущая за собой немалые риски для выполнения контрактов и реализации инвестиционных проектов. Эта неопределенность усиливается не только из-за повышения темпов инфляции, но и по причине резких и труднопредсказуемых колебаний курса рубля и ставок по кредитам, а также вследствие повышения налогов. По-хорошему, наши финансовые власти в лице Банка России и Минфина, борясь с экономической неопределенностью, должны учитывать все эти обстоятельства без исключения. Иными словами, финансовые ведомства должны стремиться не только к снижению номинальных темпов инфляции, но и к стабильности других ключевых макроэкономических параметров — кредитных и налоговых ставок, обменного курса.
В то же время следует заметить, что сами по себе экономические проблемы — явление совершенно обычное и, более того, неизбежное. В любой национальной экономике постоянно происходят те или иные подвижки: меняются доступность и цена ресурсов, меняется структура спроса на товары и услуги, меняются технологии производства и многое другое. Кроме того, национальные экономики нередко подвергаются сильным внешним воздействиям, как, например, в случаях с пандемией COVID-19 и разного рода санкциями. В силу указанных причин в экономике регулярно возникают различные дисбалансы и кризисные ситуации.