Что такое тест Бекдел-Уоллес и зачем кинематографу нетипичные женские персонажи
Большая часть женских персонажей в кино — просто фон для мужских. Но интересные, небанальные, самостоятельные героини — не только дань уважения реальным женщинам, но и выгодное вложение для киностудий. Основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова рассказывает, почему гендерные стереотипы в кино вредят всем.
Со времен первого фильма, снятого в 1895 году, киноиндустрия проделала большой путь. Сейчас это огромная индустрия, в которой работает все больше женщин. Кино затрагивает важные темы, все чаще говорит о социальных проблемах и становится драйвером изменений в таких вопросах, как борьба за гендерное равенство.
С 2022 года в тестовом формате начали действовать в свое время нашумевшие стандарты для попадания картины в номинацию «Лучший фильм» на премии «Оскар». Те самые, согласно которым кинематографисты обязаны соблюдать определенные критерии гендерного равенства и инклюзии. Окончательно стандарты вступят в силу к 2024 году и коснутся не только репрезентации женщин, но также представленности расовых, этнических и сексуальных меньшинств.
1 июля 2022 года первые за всю историю Каннского фестиваля пост президента заняла женщина — Айрис Кноблох. Поклонники фестиваля справедливо ожидают новых правил в области гендерного равенства и репрезентации женщин. Хотя даже тот факт, что девять фильмов из представленных на последнем фестивале были сняты женщинами — уже большое достижение.
Символом Венецианского кинофестиваля вместо льва впервые в истории стала львица. Кажется, мир кинематографа неуклонно стремится побороть гендерное неравенство. Но поспевают ли за этими тенденциями страны, где патриархальная культура диктует свои стандарты, в том числе в области кино?
Этим вопросом задались ученые Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге под руководством кандидата экономических наук Ксении Леоновой. Обратив внимание на то, что в России представители киноиндустрии не собирают статистику о гендерном балансе в съемочных группах и в кастах, исследователи решили сделать это самостоятельно. Используя информацию по всем ключевым участникам российского кинопроизводства 2009–2019 годов, исследователи проанализировали 1306 фильмов и предметно изучили 243 из них. Для оценки использовали линейный регрессионный анализ и еще один метод, который реже используется в академических исследованиях, — так называемый Тест Бекдел-Уоллес.
Что такое тест Бекдел-Уоллес
Впервые о гендерном дисбалансе в художественных произведениях написала Вирджиния Вулф в эссе 1929 года «Собственная комната». Она обратила внимание на те паттерны в художественной литературе, которые позже тест Бекдел-Уоллес поможет обнаружить в произведениях кинематографа:
«Все эти отношения между женщинами, думала я, быстро перебирая в памяти блистательные образы вымышленных женщин, слишком просты. [...] И я попыталась вспомнить хоть один случай за все время моего чтения, когда две женщины изображены подругами. [...] Время от времени они — матери и дочери. Но почти без исключений они показаны в их отношении к мужчинам. Было странно думать, что все великие женские литературные персонажи до Джейн Остин не только были объектом рассмотрения другого пола, но рассматривались только в отношении к другому полу. И как мала эта часть жизни женщины»