Сияние обрушилось вниз: почему все до сих пор без ума от Мэрилин Монро
4 августа 1962 года умерла Мэрилин Монро — при жизни она была секс-символом, а после смерти превратилась в икону поп-культуры. За прошедшие с тех пор 60 лет ее никому не удалось ни скопировать, ни превзойти в популярности — мы в «Правилах жизни» пытаемся понять почему.

Спустя год после смерти Мэрилин ее современник, советский поэт Андрей Вознесенский сочинил от ее имени стихотворение-монолог, где озвучил самые ходовые мифы о трагической судьбе голливудской блондинки, раздавленной безжалостным миром чистогана — то самое «Я Мерлин, Мерлин. Я героиня самоубийства и героина». В нем несчастная, искренняя и слабая женщина надрывно обвиняет индустрию, что та продавала ее, как вещь: «Мы убиваем себя карьерой, деньгами, девками загорелыми, ведь нам, актерам, жить не с потомками, а режиссеры — одни подонки». В этой жалобной заплачке, где невесть откуда взялся героин — видимо, оттого, что рифмовался с «георгинами», — лишь половина правды. Актриса годами сама старательно культивировала образ соблазнительной простушки, будто и не подозревавшей о собственной сексуальности: «я сама невинность, просто мою юбку случайно задрал порыв ветра». При этом самая знаменитая блондинка планеты вовсе не была глупа или наивна. Обретя бешеную популярность в середине 1950-х, она умело выстраивала свой публичный образ в СМИ, успешно противостояла диктату студии «Двадцатый век Фокс», умела торговаться и выбивала для себя достойные гонорары и преференции. Часто ее борьба со студией была неравной, но на позднем этапе ее карьеры это все-таки была борьба, а не голая эксплуатация или подчинение.

И все же случилось так, что образ Мэрилин — блондинки с призывно распахнутым алым ртом — перерос и карьеру, и правду, и ее саму. Этот образ стал абсолютной иконой larger than life сразу после ее смерти и с тех пор тиражируется без остановки — Мэрилин превратилась в мем, в картинку в твоем букваре, в лицо на твоей футболке, в персонажа, в которого можно нарядиться на вечеринку, в героиню поп-песен и городского фольклора. Мы всё знаем про нее: она девушка, лучшие друзья которой — это бриллианты (не мужчинам же быть друзьями!), блондинка, которую предпочитают джентльмены, и сладкоголосая сирена в облегающем платье, услаждавшая своим пением солдат на Корейской войне и президента в его день рождения. Она каноническая американская