Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: "Олег Табаков мне сказал "Держись, Сексте, дальше Сибири не сошлют"

"Когда в театр пришел Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. Когда я умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: "А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось", — рассказывает актриса Яна Сексте.

Беседовала Алла Занимонец

Фото: Ксения Бубенец/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

Когда я еще не была замужем и каждый год покупала страховку от несчастных случаев, то оформляла ее на маму. В случае чего выплату получила бы она. И когда однажды мы ее продлевали, маму пригласили в кабинет президента компании и сказали, что ради Яны Сексте были приглашены независимые эксперты: «Была создана специальная комиссия, которая расследовала все страховые случаи, которые произошли с вашей дочерью. Они доказали, что она все делает не специально». Вероятно, представители страховой компании поверить не могли, что сто одно несчастье может случиться с человеком случайно. На мою голову иногда падают люстры, я скатываюсь с лестниц, падаю со сцены так, что рвутся связки, — и таких случаев не счесть.

Когда я дорабатывала последние дни в Рижском театре русской драмы и собиралась в Москву, к Табакову, к нам приехал Сергей Юрский. Были планы, что он будет ставить какой-то спектакль. Моя душа рвалась в Москву, мысленно я была там, Олег Павлович взял меня в театр, и я даже уже репетировала «Рассказ о семи повешенных». И вот наступил прощальный вечер, спектакль сыгран, я выхожу на свой последний поклон переполненная эмоциями, впереди новая жизнь! Капельдинер вынес огромный букет, протягивает мне: «Сергей Юрский просил передать». Тут меня буквально накрывает волной счастливых эмоций, я принимаю это как знак свыше, что все делаю правильно. За кулисами я увидела Сергея Юрьевича и сказала: «Спасибо огромное, для меня это безумная честь!» А он ответил: «Нет, это для меня была честь два вечера подряд видеть вас на этой сцене». Мои глаза наполнились слезами, я развернулась и побежала в гримерку, перепрыгивая через две ступеньки. И... с разбега влетела головой в стену. Упала навзничь и отключилась, сверху на меня упал букет Юрского... Когда я очнулась, увидела его белое лицо надо мной, так он был напуган. Сергей Юрьевич побежал в кабинет директора театра: «Сексте упала с лестницы!» — на что наш Эдуард Ильич, не поднимая головы, спросил невозмутимо: «Опять?»

Когда в «Табакерку» пришел Владимир Львович Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. И когда я на премьере умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: «А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось. Мне сказали, что Сексте — это человек, с которым вечно что-то случается. И я уже с первого дня постоянно боялся. На каждый звук, скрип, грохот вздрагивал: «Сексте? Где Сексте?»

— Яна, но с вами случается и много прекрасного. Не каждому дано с первого раза поступить в Школу-студию МХАТ и попасть в труппу популярного театра. Кстати, альма-матер вы окончили ровно двадцать лет назад.

— Невозможная цифра! А кажется, что мы только вчера отмечали десятилетие выпуска, с нами были оба наших мастера — и Табаков, и Лобанов. Мы планировали снова встретиться все вместе через десять лет. Мы обязательно соберемся, но уже без них... Знаете, я думаю, что все то, что со мной случается плохого, — это мизерная плата за то, что происходит хорошего. Столько удачи и успеха, что в голове не умещается — как так могло повезти одной девочке из Риги?

Я не просто попала в ведущий театральный вуз страны, но оказалась на курсе самого Табакова — мастера мечты. Именно в тот год, когда я окончила школу, открылась программа поддержки русскоязычных зарубежных театров. Никогда в жизни семья не смогла бы оплатить мое обучение, это приличная сумма. А поскольку я гражданка Латвии, о бюджетном образовании нельзя было и мечтать. Поэтому я собиралась поступать не в Москве или Петербурге, а где-нибудь в другом городе России, может быть, в Ярославле или Новосибирске, там другие расценки на учебу. Но мама случайно прочитала объявление в газете о том, что в Риге состоится отбор в Школу-студию, а за поступивших заплатит один крупный банк. Дальше те, кого примут, отучатся четыре года в Москве, вернутся в Латвию и отработают три года. Замечательные условия!

И я помчалась на туры. Говорили, что Табаков точно не приедет, но первый, кого увидела в аудитории, был именно он. Я вышла перед комиссией и буквально прокричала, что я — Сексте Яна и мне семнадцать лет.

Олег Павлович до этого что-то писал, а тут вдруг голову поднял и посмотрел с интересом. Прошло ровно двадцать пять лет с того дня, а я до сих пор помню его взгляд. Внимательный, изучающий... Было ощущение, будто он что-то интересненькое и новенькое услышал, когда я читала отрывок из «Мастера и Маргариты» и «Что делать девчонке». Хотя, может быть, он просто на фамилию среагировал.

С Олегом Павловичем Табаковым на вручении премии «За талант», 2000 год. Фото: Михаил Гутерман/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Поступить поступили, а удержались в вузе как? Ведь не секрет, что из театральных многих отчисляют...

— Для меня четыре года учебы стали временем адского счастья и адского рая. Сначала казалось, что главное — поступить, но это чепуха, потому что главное — чтобы тебя не выгнали. Вы правы, отчисляют очень многих.

Кто-то сам уходит. В основном это те, кто не рассчитывал, что будет настолько физически тяжело. На занятиях по танцу, сцендвижению, на фехтовании тебя крутят, ломают, гнут. Хорошо, если в детстве ты занимался спортом, а если нет, с непривычки тяжело.

И те, кто представляют актерскую профессию как что-то прекрасное, разочаровываются.

Абитуриентам рассказывают, что им придется учиться 24 часа в сутки, но все думают, что это преувеличение. Я сказала бы — это преуменьшение. Мы учились сутками напролет, без выходных вообще. До сих пор в таком же графике живу.

Если вдруг появляется свободное время, бегу в театр смотреть репетиции, это тоже огромная часть обучения. Выяснилось, что обучение — процесс, который не останавливается, нет конечной точки. Невозможно выучить текст, сыграть премьеру и поставить галочку «выполнено». И для меня это самое чудесное, что только может быть в жизни.

— А как же критика, которая обрушивается на артиста после любого спектакля, фильма? Зрители пишут отзывы, критики — статьи в газетах и посты в соцсетях. Это не всегда можно отнести к чудесному...

— Признаюсь, у меня есть редкий дар. Я не просто очень легко отношусь к критике, я ее буквально жажду! Еще в студенческие годы я искренне не могла понять, почему некоторые болезненно реагировали на замечания педагога или режиссера. Для меня самое страшное, если, наоборот, — никаких замечаний. В таком случае я начинаю бояться того, что мастер решил: лучше она уже не сможет, не стоит и требовать.

С Олегом Табаковым и Сергеем Безруковым в спектакле «Похождение», 2006 год. Фото: Игорь Захаркин/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Но актеры же хотят нравиться...

— Люди вообще хотят нравиться. Если вы встречаете артиста, который говорит, что ему все равно, симпатичен он зрителям или нет, знайте — ложь 100-процентная. У нас публичная профессия, мы выходим на сцену именно для того, чтобы радовать зрителя. Глупо утверждать, что мне безразлично его мнение. Но я очень рано поняла, что не могу нравиться всем.

Когда я училась в Школе-студии, мы выпускали спектакль «Женитьба Фигаро». Тогда молодой педагог Дмитрий Петрунь, сейчас он режиссер, перед важными показами каждому из нас писал письмо или подходил и что-то говорил лично. Находил правильные слова для поддержания духа.

Мне Дима написал: «Сексте, когда выйдешь сегодня на сцену, не старайся всем понравиться. Просто играй, чтобы Силюнас был счастлив». У нас был, он и сейчас преподает, педагог Видмантас Силюнас, большой знаток испанского театра, грандиозная фигура в театральном мире. Он меня всегда любил и любит. И до сих пор, когда на прогонах и показах для первых зрителей я сильно нервничаю, то представляю, что Видас Юргевич в зале, смотрит на меня и очень счастлив. Я всегда играю для него.

Что же касается театральных критиков, то их частные мнения я отношу к субъективным суждениям. Что это за оценка — понравилось или не понравилось? Не серьезно... Насколько журналист, написавший статью о премьере, вообще понимает, о чем говорит? Одну рецензию я помню до сих пор, хотя не умею обижаться и быстро забываю неприятные моменты. Но тогда выпады журналистки меня задели. Это была рецензия по поводу моего первого спектакля в Театре Табакова — «Рассказ о семи повешенных» — и оценка моей внешности. Сама понимаю, что я женщина некрасивая. Кстати, за такие слова на меня ужасно обижается муж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Как убрать и подтянуть живот после родов. Упражнения и другие действенные способы Как убрать и подтянуть живот после родов. Упражнения и другие действенные способы

Какие упражнения и привычки в питании помогут быстро привести себя в форму?

Лиза
Наталья Гвоздикова: Наталья Гвоздикова:

Хочу рассказать о тех, кого помню и люблю

Караван историй
Кино как улика Кино как улика

Как одна телевизионная трилогия спасла троих невинно осужденных

Weekend
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
У бактерий нашли дополнительные белки для борьбы с вирусами и бактериофагами У бактерий нашли дополнительные белки для борьбы с вирусами и бактериофагами

Ученые из MIT нашли у прокариот новый механизм борьбы с вирусными инфекциями

N+1

У Веры было много талантов, один из них — это умение дружить

Караван историй
«Дживс и Вустер» и много олигархов: пять фильмов и сериалов о жизни богатых людей «Дживс и Вустер» и много олигархов: пять фильмов и сериалов о жизни богатых людей

Художественный и документальные фильмы о жизни олигархов

Forbes
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Девушка с плаката: как пропаганда использовала женcкие образы во время войн в XX веке Девушка с плаката: как пропаганда использовала женcкие образы во время войн в XX веке

Ккак именно женские образы использовались для воздействия на фронт и тыл

Forbes
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Астрономы ищут в океане неизвестный объект, который, вероятно, прибыл из межзвездного пространства Астрономы ищут в океане неизвестный объект, который, вероятно, прибыл из межзвездного пространства

В 2014 году странный объект упал недалеко от побережья Папуа-Новой Гвинеи

ТехИнсайдер
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя 5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя

Онлайн-сервисы, которые помогут вам продать автомобиль

РБК
Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным» Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

О Театре сатиры с гордостью — художественный руководитель Сергей Газаров

Караван историй
Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно? Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

N+1
Как включить клавиатуру на ноутбуке: все проще, чем кажется Как включить клавиатуру на ноутбуке: все проще, чем кажется

Рассказываем о том, как включить клавиатуру на ноутбуке несколькими способами

CHIP
Как выбрать TWS-наушники: 6 важных критериев Как выбрать TWS-наушники: 6 важных критериев

К выбору TWS-наушников стоит подойти максимально серьезно

CHIP
Просьба о помощи — это слабость: что такое контрзависимость и как от нее избавиться Просьба о помощи — это слабость: что такое контрзависимость и как от нее избавиться

В чем причина контрзависимого поведения и как вести себя в отношениях

Forbes
Удивительный паразит, который делает хозяина невероятно привлекательным и сексуальным Удивительный паразит, который делает хозяина невероятно привлекательным и сексуальным

Toxoplasma gondii потенциально манипулирует внешностью своего хозяина

ТехИнсайдер
Непотопляемая: история Вайолетт Джесcоп, выжившей в трех кораблекрушениях, включая Непотопляемая: история Вайолетт Джесcоп, выжившей в трех кораблекрушениях, включая

Реальная жизнь Вайолетт Джесcоп была покруче любого сценария

VOICE
4 причины, почему отпуск превращается в больничный 4 причины, почему отпуск превращается в больничный

Обидно, когда, не успев начаться, наш отдых прерывается болезнью

Psychologies
«Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова «Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова

Олег Белов — «нижегородский детоубийца»

VOICE
Он держался до последнего: какого рода слово Он держался до последнего: какого рода слово

Так как правильно: "горячий кофе" или все же "горячее"?

ТехИнсайдер
8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания) 8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания)

Можно ли убедить организм, что он не голоден?

Inc.
Все совпадения неслучайны: 6 криминальных сериалов, основанных на реальных событиях Все совпадения неслучайны: 6 криминальных сериалов, основанных на реальных событиях

Криминальные сериалы, в основу которых легли реальные трагические истории

Forbes
Маркировка полезности продуктов помешала производителю ввести европейцев в заблуждение Маркировка полезности продуктов помешала производителю ввести европейцев в заблуждение

Как меняется представление покупателей о вреде или пользе продукта

N+1
Игра недоверия Игра недоверия

Советские детективы как кино морального беспокойства

Weekend
Секреты стиля Патрика Шварценеггера — от белых костюмов до выверенной базы Секреты стиля Патрика Шварценеггера — от белых костюмов до выверенной базы

Разбираем стиль Патрика Шварценеггера на составляющие

Правила жизни
Парадокс добродетели: почему людям присущи подлинная доброта и немыслимая жестокость Парадокс добродетели: почему людям присущи подлинная доброта и немыслимая жестокость

Отрывок из книги антрополога Ричарда Рэнгема «Парадокс добродетели»

Forbes
Открыть в приложении