Новая жизнь, новые правила
20-е годы XX века вошли в историю как “ревущие” из-за звука моторов машин, самолетов и заводских станков. Спустя 100 лет к новым 20-м этот термин подходит ничуть не меньше — поводами для “рева” стали пандемия и последующие глобальные события, полностью изменившие привычный уклад жизни землян. Но любой кризис — это не только пора испытаний, но и время новых возможностей. МТ попросил руководителей компаний из разных сфер поделиться своим опытом трансформации.
Эдгар Шабанов, президент группы компаний “Рив Гош”
Обычно слово “кризис” пугает людей. Какое лично у вас отношение к кризисным ситуациям?
Я человек позитивно мыслящий, и если я поставлен в ситуацию, которая лишает меня чего-то привычного, я не панику ю, а начинаю искать выходы. Я помню, как 1 августа 1998 года приехал после учебы и работы в Америке обратно в Россию, а 17-го числа случился кризис, и пришлось менять многие планы. Сейчас мы также поставлены в положение, когда надо искать новые выходы: например, в нашем случае — создавать новый ассортимент. Исторически в “Рив Гош” был сформировавшийся годами баланс мировых известных брендов, к которым привыкли наши покупатели. А сейчас перед нами стоит задача не просто заменить кого то, а найти не менее интересные марки со своей концепцией и ценностью. В душе я могу надеяться, что привычные бренды вернутся, но как менеджер должен проработать кризисный вариант. Мы уже обновили структуру СТМ (торговые марки или бренды ретейлера, под которыми продаются товары, произведенные по его заказу. — МТ). Наняли сотрудника, имеющего большой опыт в разработке собственных торговых марок. Планируем в этом году ввести шесть собственных новых марок дополнительно к тем 12, которы е у нас уже существуют. Это очень амбициозный проект. Мы производим или покупаем сырье за рубежом, в тех странах, где есть уникальные разработки в области косметологии. Так, например, самые ходовые уходовые ингредиенты производятся в Южной Азии. Мы стремимся, наши собственные марки не уступали зарубежным аналогам и обладали очевидной ценностью для покупателя. Чтобы наш постоянный клиент был уверен, что марки “Рив Гош” — это всегда отличное качество и гарантированный результат. Так, самая последняя из запущенных нами собственных торговых марок называется Pruv:me, ее производство находится в Корее.
И мы не забываем про российские марки — мы ввели уже около пятидесяти российских марок в ценовом диапазоне от 300 до 1300 рублей. Но так как мы позиционируем себя как люксовую косметическую сеть, нам нужны товары, которые будут соответствовать этому определению по ценовой категории. В работе с клиентом мы делаем ставку на консультантов в магазинах, потому что в переключении потребителя с одного бренда на другой очень большую роль играет консультант.
То есть кризис дал новый импульс?
Кризис всегда дает импульс для более быстрых изменений, которые назревал и годами. Я пришел в “Рив Гош” 9 ноября 2020 года, когда как раз прошло полгода жизни в реалиях пандемии, временами с жесткими ограничениями. Быстро росли интернет-продажи, мы совершенствовали свой интернет-магазин, обновили мобильное приложение, которое до этого было отсталым и неудобным. Произошел переход на облачные решения, которые дают больше гибкости с точки зрения хранения и обработки данных. До этого в компании электронный документооборот разрабатывался чуть ли не годами, а тут пришлось его вводить буквально за неделю-две. Без пандемии все эти сдвиги происходили бы дольше. Каждая кризисная ситуация подталкивает к развитию. Сейчас мы работаем над бесшовностью между онлайн- и офлайн-магазинами, потому что на данный момент в ”Рив Гош“ одни акции можно сделать только онлайн, а другие — только офлайн. Эта трансформация — долгий и кропотливый труд, по этому мы буквально месяц-полтора назад создали новую позицию в компании, которую назвали ”директор по стратегическому маркетингу и цифровой трансформации”. Мы возлагаем на человека на этой позиции большие надежды. предстоит ”починить“ наши соцсети, они работали в единой стратебренда и приводили больше людей в интернет-магазин, наладить работу с блогерами, в том числе локальными в разных городах.