О Театре сатиры с гордостью — художественный руководитель Сергей Газаров

Караван историйЗнаменитости

Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

«Мне в театре до всего есть дело. Я не только с утра до ночи на репетициях, но и отлично знаю, где какие дверные ручки установлены. Бывает, проснусь в два ночи и, чтобы не забыть, тут же отправляю СМС кому-то из сотрудников нашего театра. Но самое удивительное, что мне, как правило, тут же отвечают», - рассказывает художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.

Беседовала Серго Кухианидзе

Фото: из архива С. Газарова

Скажите, сложно было возглавить легендарный театр после Александра Ширвиндта? Кстати, почему он так хотел, чтобы именно вы стали художественным руководителем Театра cатиры?

— Как мне объяснил сам Александр Анатольевич, в моем творчестве он увидел нечто, что соответствовало его представлениям о том, как должен дальше развиваться Театр cатиры. Он посмотрел моего «Ревизора» в Театре Табакова с Володей Машковым и понял, что именно такая концепция должна быть взята за основу развития театра. Возможно, он увидел во мне хорошие менеджерские качества, а также наличие у меня чувства ответственности. Словом, Ширвиндт активно выступил за мою кандидатуру, за что я ему очень благодарен. Это тот самый случай, когда все, на мой взгляд, произошло по любви, а не по назначению.

Александр Анатольевич продолжает оставаться в Театре сатиры огромной величиной, принимает активное участие в жизни театра, играет большую роль в трехчасовом спектакле «Где мы??!...», билеты на который полностью раскупаются на два месяца вперед. В телеграм-канале Театра сатиры у него есть своя рубрика #театрвнутри, где он придумывает сюжеты, рассказывает о закулисной жизни нашего театра. Мы с ним часто вместе ездим в мэрию, говорим о том, что нужно улучшить, отремонтировать, построить, организовать в преддверии столетнего юбилея Театра сатиры. Мы обсуждаем и творческие вопросы. Он приходит, смотрит прогоны спектаклей, делает замечания и артистам, и мне, советует, что хорошо бы исправить.

Президент Театра сатиры народный артист России Александр Ширвиндт, руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, художественный руководитель театра Сергей Газаров, 2021 год. Фото: из архива С. ГАзарова

— Вы можете с ним спорить?

— Зачем? У нас вообще никто ни с кем не спорит, мы ведем диалог. Ведь все мы делаем одно дело.

— С декабря 2021 года к Театру сатиры присоединили «Прогресс Сцену Армена Джигарханяна». Теперь в вашей театральной семье 121 актер, верно?

— Верно, но в нашу семью входят не только актеры, а абсолютно все, включая технических сотрудников. В общей сложности коллектив — это 450 человек.

— И всех этих людей вы считаете своей семьей?

— Безусловно! Знаете, как приятно, когда ты снимаешь пальто, и вдруг у тебя невольно завязывается разговор с гардеробщицей о сегодняшнем спектакле, об актерах, что в нем заняты. Это же замечательно, когда любой человек в театре может поддержать беседу такого толка.

— Глас народа?

— Нет, глас нашего дома, я бы так сказал.

— Вас на самом деле это интересует?

— Еще как. Признаюсь, у меня была даже идея, возможно, скоро мы доберемся до этого: чтобы очередную пьесу, которую беремся ставить, в самом начале читали не только актеры, а весь театр — техники, гардеробщики, уборщицы, дворники... Чтобы каждый знал, что происходит в нашей творческой жизни, чем живет, чем дышит театр.

Вера Васильева в спектакле «Вера», премьера в 2018 году. Фото: пресс-служба Театра сатиры

На мой взгляд, такой подход очень важен. Не будем забывать историю — первые появившиеся театры были домашними. Люди, которые их финансировали, нередко сами писали пьесы и сами вместе со своими домочадцами выходили на сцену. То есть все, кто жил в доме, были заняты в творческом действе.

Я, может, говорю вещи, слишком оторванные от реальности, но моя главная мысль в том, что надо стремиться объединять вокруг себя людей близких, и идеологически, и энергетически. Посмотрите, в нашем театре есть артисты, которые проработали в нем 50, 60 лет. Вера Кузьминична Васильева — 75 лет на этой сцене! И все они называют Театр сатиры своим домом, все без исключения. Их не надо подталкивать к этому. И это правильно. Год назад, например, труппу решил покинуть один артист, но недавно он пришел и сказал: «Возьмите, пожалуйста, меня обратно, потому что не могу жить без своего дома». И я его понимаю. В нашей профессии иначе быть не может. Нельзя прийти в театр, загримироваться, надеть парик, наклеить усы, отыграть свою роль и вечером уйти. Игра в театре — это не выключатель: пришел в театр — включил его, вышел после спектакля — выключил. Актер обязан жить театром, как сейчас принято говорить, — «двадцать четыре на семь».

Сергей Газаров и Елена Майорова в фильме «Везучая», 1987 год. Фото: Мосфильм-Инфо

— Хорошо. Объясните, зачем люди приходят в театр — посмотреть на всех этих загримированных взрослых мужчин и женщин, говорящих часто не своими голосами?

— Чтобы увидеть себя.

— Увидеть себя?

— А что же еще? Театр и создавался по этой причине. Я уже упомянул про первые театры, которые были домашними. А появляться они начали, по сути, лишь потому, что какому-то королю или вельможе пришли в голову идея, желание, чтобы поставили спектакль о его жизни, разыграли ее: «Вот я и моя жена — покажите нас, а мы посмотрим на себя со стороны!» Поверьте, людям очень важен этот взгляд. Уверен, именно это толкает их идти в театр. Именно так, к слову, появляются и любимые актеры. Если вы возьметесь проанализировать, то обнаружите, что ваши любимые артисты — те, кто сходится с вами энергетически. Возможно, вы не стопроцентно похожи. Возможно, вам только хотелось бы таким быть. Но как бы то ни было, ваш любимый актер — это всегда человек не чужого вам круга.

Сергей Газаров и Олег Меньшиков в фильме «Жизнь по лимиту», 1989 год. Фото: Мосфильм-Инфо

— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я хочу, чтобы зритель, выходя из моего театра...»

— ...не остался равнодушным к тому, что он увидел. Если ему все понравилось — прекрасно. Если нет, это тоже нормальная реакция, рабочая, деловая. Причем добавлю — реакция на увиденное может случиться во время спектакля, а может посетить вас через два дня после него, самое плохое — если реакции вовсе не было. Если зритель пришел в театр, посмотрел спектакль и ничего внутри не екнуло, это означает одно: он не увидел себя в этом спектакле. Если бы увидел в нем себя со стороны, это не могло бы не задеть. Когда задело — начинается сложный внутренний процесс согласия или несогласия с персонажами... В этом великая сила искусства. Глубоко убежден, что самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем» «Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем»

Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым недисциплинированным

Караван историй
Что такое слюна и зачем она нужна? Что такое слюна и зачем она нужна?

Какую роль играет слюна в пищеварении?

ТехИнсайдер
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Азы Таро: что нужно знать, чтобы твоя колода не пылилась на полке Азы Таро: что нужно знать, чтобы твоя колода не пылилась на полке

Что нужно знать, чтобы прибегать к помощи карт самостоятельно

VOICE
Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие» Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие»

Ко мне подошла женщина и спросила: «Риточка, скажите, а как ваш сын сейчас?»

Караван историй
Обратный отсчет Обратный отсчет

Витамины и минералы anti-age для женщин 45+, которые помогают не стареть

Добрые советы
Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские» Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские»

Дочь Марка Захарова поделилась воспоминаниями об отце

Коллекция. Караван историй
Что известно о новом креативном директоре Louis Vuitton Фаррелле Уильямсе Что известно о новом креативном директоре Louis Vuitton Фаррелле Уильямсе

Какие модные проекты запускал Фаррелл Уильямс параллельно с музыкальной карьерой

СНОБ
Тайный план Гельмута Коля Тайный план Гельмута Коля

26 ноября 1989 года в маленьком местечке в Пфальце вершилась история

Дилетант
Неудобный академик: в театре «Практика» биографию Сахарова превратили в оперу Неудобный академик: в театре «Практика» биографию Сахарова превратили в оперу

Спектакль «Аскет», посвященный академику и правозащитнику Андрею Сахарову

Forbes
Максим Стоянов: Максим Стоянов:

Интервью со звездой сериала «Шифр» Максимом Стояновым

Коллекция. Караван историй
Революционные страсти: как Александра Коллонтай оставалась женщиной в эпоху социальных катаклизмов Революционные страсти: как Александра Коллонтай оставалась женщиной в эпоху социальных катаклизмов

Такая судьба выпадает на долю далеко не каждой женщине

Вокруг света
А вы точно врач? А вы точно врач?

Вопросы, которые помогут убедиться в его компетентности

Лиза
Так могут только люди и шимпанзе: дикие какаду показали незаурядный интеллект в опыте с кешью Так могут только люди и шимпанзе: дикие какаду показали незаурядный интеллект в опыте с кешью

Какаду отличаются умом и сообразительностью от многих других сородичей

Вокруг света
Чистая монета Чистая монета

Что если инвестировать в деньги? Хорошая идея, если речь о коллекционных монетах

Robb Report
Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему

Разбираем картины Мартина Макдоны

Правила жизни
Колесо эмоций Роберта Плутчика: как разобраться в себе — используйте простой инструмент Колесо эмоций Роберта Плутчика: как разобраться в себе — используйте простой инструмент

Рассказываем о простом инструменте, который помогает ориентироваться в эмоциях

Psychologies
Неправильная феминистка: как писательница Колетт пыталась придумать сильную героиню Неправильная феминистка: как писательница Колетт пыталась придумать сильную героиню

Отрывок из книги «Прощай, грусть!» — переосмысление французской классики

Forbes
LPG LPG

LPG-массаж – процедура уникальная и простая, но и здесь есть свои «против»

Здоровье
Подростковая агрессия. В чем причина и как научиться с ней справляться Подростковая агрессия. В чем причина и как научиться с ней справляться

Как помочь ребенку научиться справляться с агрессией

СНОБ
Как говорить с партнером о проблемах в отношениях: 4 простых совета Как говорить с партнером о проблемах в отношениях: 4 простых совета

Как понять, какой партнер подходит для отношений, а какой нет?

Psychologies
Воин красоты. К столетию Франко Дзеффирелли Воин красоты. К столетию Франко Дзеффирелли

О своей дружбе с Франко Дзеффирелли рассказывает Сергей Николаевич

СНОБ
Подорожало все. Как за год изменилась стоимость владения автомобилем Подорожало все. Как за год изменилась стоимость владения автомобилем

Что еще изменилось с февраля для водителей при обслуживании машин

РБК
Деменция Брюса Уиллиса и не только: самые страшные диагнозы звезд Голливуда Деменция Брюса Уиллиса и не только: самые страшные диагнозы звезд Голливуда

Кто из звезд обнародовал свои серьезные болезни

VOICE
Пять cамых громких терактов, за которые никто не взял ответственность Пять cамых громких терактов, за которые никто не взял ответственность

Последние четверть века теракты все чаще совершают анонимные группы

Maxim
Необычные типы опьянения, которые говорят о психических отклонениях Необычные типы опьянения, которые говорят о психических отклонениях

Не зря говорят, что человек проверяется в борьбе и в водке

Maxim
Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета

Как Иван Таврин стал акционером крупнейших компаний Рунета?

Forbes
Эти 5 пар обуви закроют все твои потребности: минимум, который должен быть у каждой - мнение стилиста Эти 5 пар обуви закроют все твои потребности: минимум, который должен быть у каждой - мнение стилиста

5 пар обуви, которые выручат в 90% ситуаций

VOICE
Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю» Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире

Коллекция. Караван историй
В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы

Что такое травма оценки и как работает нарциссическое расширение родителя

Psychologies
Открыть в приложении