Разонравился!
Как вернуть в магазин товар без брака, если он просто разонравился
Ты тоже иногда применяешь шопинг в качестве способа расслабиться? В этом нет ничего постыдного – психотерапевтический эффект шопинга давно известен специалистам. В торговле срок, когда можно осуществить возврат такой покупки, называется очень точно – период охлаждения. Купила что-то сгоряча, дома остыла и поняла: потратила деньги зря. В результате подобных истерических набегов на магазины в шкафу оказываются вещи, которые ты не носишь. Откладываешь их с мыслью: «Вот когда-нибудь похудею (начну заниматься спортом, куплю брюки подходящего цвета)». И ненужная вещь годами мнется на дальней полке, раздражая и напоминая о растрате. Если такое с тобой случается регулярно, есть смысл научиться своевременно избавляться от спонтанных неудачных покупок. Тем более что законом «О защите прав потребителей» возврат товара надлежащего качества разрешен и подробно регламентирован. Статья 25 этого закона описывает действия, которые нужно предпринять, если хочешь вернуть продавцу изделие, которое просто разонравилось.
Период охлаждения
Срок возврата зависит от того, где ты купила вещь – в обычном магазине или онлайн.
Покупка в обычном магазине
Срок, в течение которого покупатель вправе вернуть товар или обменять на аналогичный, – 14 дней, с выходными и праздниками. Причем есть нюансы. Например, ты дотянула до последнего дня, а он оказался нерабочим. Тогда по закону срок продлевается до первого рабочего дня. Но все же стоит убедиться в том, что магазин в этот день не работал. Если он был открыт (например, в праздники), в первый рабочий день тебе могут отказать в обмене или возврате на основании того, что ты опоздала.
Покупка в интернет-магазине
Срок возврата покупки, сделанной онлайн, – всего 7 дней. Начинаем отсчитывать со следующего после доставки дня. Если ты передумала еще до получения товара, можешь отказаться от него в любой день. Если уже получила товар, открыв посылку, обязательно найди среди сопроводительных документов памятку с правилами возврата. Или поищи эту информацию в других документах – чеке, накладной и т. п. Это важно, ведь, если по какой-то причине эту информацию тебе не предоставили, период охлаждения резко увеличивается. Теперь ты можешь вернуть товар в течение трех месяцев! Причем информация о возврате должна быть изложена на русском языке, даже если вещь импортная.
Чтобы иметь доказательство отсутствия памятки, сними на видео процесс распаковки посылки. Можно использовать для этого обычный смартфон. В кадре обязательно должен быть крупный план упаковки, артикул и название товара, а также сам процесс открывания посылки. Причем видеоролик должен быть снят непрерывно, без монтажа, спецэффектов и склеек. Лучше, если тебе при этом кто-то поможет. Свидетеля тоже стоит снять, попросив его назвать имя и фамилию. Если вещь дорогая, ты можешь столкнуться с отказом продавца возвращать деньги, а показания свидетеля – еще один аргумент в твою пользу.
Что можно вернуть
Прежде всего покупка должна иметь товарный вид. Вещь примут, если ей не пользовались, она не сломана, не испачкана, все фабричные ярлыки на месте – не сорваны и не срезаны. Целостность упаковки – вопрос спорный. С одной стороны, не открыв ее, ты не убедишься в том, подходит ли тебе товар. Если речь об одежде, ее как минимум нужно примерить. С другой – продавцу потом трудно будет продать вещь кому-то другому. Но важно знать, что закон нигде не требует соблюдать целостность упаковки. В крупных магазинах эта проблема, как правило, решается легко – они потом могут реализовать товар с поврежденной упаковкой со скидкой. А вот в маленьком магазинчике, скорее всего, придется потребовать соблюдения своих прав. Главное, помни: вернуть товар без упаковки можно.
Однако существует целый список предметов, не подлежащих возврату в период охлаждения. Прежде всего потребитель не имеет права возвращать продукты, если они надлежащего качества. Право возврата распространяется только на непродовольственные товары. Но и среди них есть исключения.
Назад не примут:
- медицинские товары;
- предметы личной гигиены;
- парфюмерию, косметику;
- товары, которые измеряются и продаются в метрах (ткани, ленты, кружево, провода);
- швейные и трикотажные изделия (белье и чулочно-носочные);
- пищевой пластик (посуду, кухонные принадлежности, канистры и т. п.);
- бытовую химию;
- пестициды, а также агрохимикаты;
- мебельные гарнитуры и комплекты (отдельно купленные предметы мебели вернуть можно);
- ювелирные изделия;
- автомобили и мотовелотовары;
- технически сложные товары бытового назначения с установленным гарантийным сроком;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, ноты, альбомы, календари, буклеты и т. п.).
Причина возврата
Это существенный момент, и о нем четко говорит закон.
Вернуть товар без дефектов в магазин разрешается только по определенным причинам. Их всего пять. Вещь примут назад у покупателя, если она не подошла:
- по форме;
- по габаритам;
- по расцветке;
- по размеру;
- по комплектации.
Запомни эти формулировки и, возвращая купленное изделие, используй в качестве причины одну из них. Не фантазируй. У продавца наверняка под рукой есть этот список. Он имеет право тебе отказать, если скажешь, что вещь, например, не модная или не сочетается с твоим гардеробом. Вместо «Не сочетается» четко скажи: «Она не подходит по цвету». Вопросов в этом случае будет меньше.
Как вернуть товар в магазин: пошаговая инструкция
Итак, мы знаем, что можно вернуть товар, если он не подошел. Как это сделать на практике?
Покупка в обычном магазине
1. Убедись в том, что товар не поврежден, все ярлыки на месте. Постарайся максимально восстановить упаковку.
2. Не забудь захватить с собой паспорт – он понадобится, чтобы оформить выдачу денег из кассы.
3. Собери документы для возврата. Необходимо подтвердить, что ты купила изделие именно у этого продавца. Лучший вариант – кассовый или товарный чек. Если ты его не сохранила, это не повод для отказа. П.1 ст. 25 закона «О защите прав потребителей» говорит, что тебе не вправе отказать в обмене или возврате на основании отсутствия чека. Вместо этого можно предоставить показания свидетеля. Им вправе стать либо человек, который был с тобой во время шопинга, либо сам продавец, если он не против. Подтверждением покупки могут служить видеозаписи магазина, а также, например, гарантийный талон или штрих-код товара.
4. В магазине напиши заявление на обмен или возврат това ра. Сначала тебе предложат обменять его на аналогичный. Если такого не найдется или ты от этого откажешься, продавец обязан вернуть деньги. Бланки заявления обычно есть на кассе. Но лучше распечатать из Интернета и принести с собой. Заполняй в двух экземплярах – один для тебя, другой для продавца. Если у тебя не принимают заявление и отказываются обсуждать возврат или обмен, пиши претензию на имя генерального директора торгового предприятия и жалобу в Роспотребнадзор.
5. Если продавец согласен на возврат денег, нужно подписать акт или накладную о возврате. Этот документ составит продавец. Акт необходимо хранить до получения денег.
6. Наличные могут вернуть сразу. Возврата на карту придется ждать дольше – от трех до семи дней.
Покупка в онлайн-магазине
Если заказ еще не доставили, уведоми продавца об отказе письмом или по телефону. Он обязан вернуть всю уплаченную тобой сумму. А если товар уже привезли, действуй так:
1. На сайте продавца найди информацию о возврате товара. Если точки приема располагаются в твоем городе, действуй, как при возврате покупки, сделанной в обычном магазине: привези вещь в товарном виде, напиши заявление, предоставь чек, подпиши акт возврата, получи деньги.
2. Если товар доставляли из другого города, начинай с заявления. На сайте продавца должна быть форма обратной связи или электронный адрес. Но основное заявление лучше отправить на юридический адрес продавца заказным письмом. По мэйлу или обратной связью – копию. Заявление пиши в свободной форме, указывая, каким способом хочешь получить обратно деньги, и спрашивай, на какой адрес отправить покупку.
3. Получив от продавца адрес и подтверждение возможности возврата, займись отправкой – почтой или курьерской службой, услуги которой придется оплачивать тебе. С продавца – деньги, с тебя – доставка. При оформлении посылки не забудь сделать опись вложения. Возврат денег осуществляется в течение 10 дней с момента получения товара продавцом.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl